Люди

Замшело и нарисовано: московская художница совмещает мистику с декорациями пустырей и заброшек

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
Черти в ванной, колдун Андрей и эстетика запустения малых городов.

Таня — художница из Москвы, она ведет паблик zamshelo & narisovano, куда выкладывает свои рисунки, комиксы и фотографии. Работы нашей героини посвящены российским реалиям: они наполнены тоской, мистикой и теплотой одновременно. Персонажи ее воображаемого мира яркие, но очень одинокие. Мы побеседовали с художницей об ее творчестве, мировоззрении и отношении к потустороннему.

Таня рисует большую часть своей жизни. Она поделилась воспоминаниями о начале творческого пути, пристрастии к фотографии и совместных работах с другими людьми.

Мое творчество идет от сердца, прямо из груди. Так было всегда — с той поры, как я вообще начала творить, а с годами лишь вновь и вновь убеждаюсь, что именно этого принципа сердечного чутья мне в творчестве и нужно придерживаться, чтобы оно «горело». Грубо говоря, я всегда рисую лишь то, что страстно хочу нарисовать; если я по какой-то причине не следую своим желаниям или иду им наперерез, то выходит какая-то ерунда.

Рисовала я всегда. С глубочайшего детства. На рисование меня толкало желание воплотить свои фантазии в реальность. Например, прочту какую-нибудь книгу, и покажется мне, что один из персонажей мог бы, помимо основного повествования, заниматься чем-то еще. Таким образом, в моей голове возникали своеобразные спин-оффы, требовавшие немедленной реализации. Но я не всегда рисовала лишь собственные фантазии — иллюстрации меня тоже пленили. Потому что во многих книгах, что я читала, их не было, а зарисовать свое видение книжного мира хотелось до чесотки в руках.

Когда появился доступ к безлимитному интернету (мне было 13 лет на тот момент), стала выкладывать свои рисунки на всеобщее обозрение. Мне просто хотелось поделиться своим видением мира, к тому же интересно было получить оценку и комментарии со стороны. Честно говоря, я до сих пор люблю это делать. Люблю обсуждать и свои, и чужие работы, подмечать детали, делиться мнением, и вообще мне нравится, когда творчество наталкивает на такие дискуссии. А в отношении моих собственных работ обсуждения способствуют активному образованию новых идей.

К сожалению, в моей жизни не обошлось без арт-блока. Творческая стагнация сопровождала меня на протяжении порядка десяти лет. Я не занималась ничем. Не рисовала, не писала, не фотографировала — лишь выкидывала иногда какую-нибудь картину раз в год, а то и реже, когда вдохновение было. Честно сказать, это был самый паршивый период, и я бы впредь не хотела возвратиться в такое состояние.

Лишь недавно, с год-два назад, я всерьез занялась фотографией, и вот с этой точки началось мое путешествие в новые творческие дебри. Меня вдохновляли примеры ламповых работ в ВК-шных пабликах по фотографии, панельки, постсовок — вот это все.

Поначалу я лила в паблик исключительно фотки. Другого контента у меня и не было. Затем мои работы заметила nyanko_haaru, предложила слепить совместный коллаж, и с этого момента, я считаю, все и завертелось. Я вновь почувствовала вкус жизни после многолетней стагнации, какой же каеф.

Сейчас у меня больше собственных идей, но иногда все еще выходят совместные работы с ней. Ее фото вдохновляют — это мало сказано. Эту сказку хочется оживить, над ней хочется думать, размышлять.

На многих фотографиях героини Россия выглядит таинственным местом. Но почему для своих работ она выбирает мрачные декорации?

Потому что вижу в этом определенную эстетику. Как сейчас модно говорить, «эстетику еб***й».

По сути, дать какого-то определенного ответа на этот вопрос я, к сожалению, не могу. Тот принцип, по которому я творю, сам по себе предполагает использование интуиции в качестве инструмента. Я просто хожу-брожу себе, как вдруг! Замечаю какой-то красивый объект или место, достойное того, чтобы его увидели. Достаю камеру, снимаю — все. Я вижу эти снимки душой, оттого они приобретают смысловую многогранность и поддаются интерпретации.

Ну еще, думаю, личные предпочтения играют не последнюю роль. Я люблю старину и замшелости, потому что возраст предполагает наличие опыта, к которому хочется приобщаться. С каким трепетом рассматриваешь старинные предметы быта, к примеру! Чему они были свидетелями? Чьи руки их касались, где они побывали? Похожие мысли возникают у меня, когда я прицеливаюсь камерой в очередную замшелость.

Бытовые ситуации, в которых оказываются герои Таниных рисунков, граничат с сюжетами фильмов ужасов. Художница объяснила, почему помещает персонажей в жуткие обстоятельства и связывает их с потусторонним миром.

Мне интересна тема переплетения бытовых сцен с мистикой, встречи совершенно обычных, заурядных людей с потусторонними силами. Ведь, по сути, мы с вами и безо всякого фэнтези живем в загадочном мире, полном необъяснимого. Наша планета пронизана таинственной энергией, по всему миру полно пугающих уголков, куда живому человеку лучше не соваться. Подобная романтика привлекает, эту тему хочется развивать, сделать ближе и понятнее, доступнее. Познакомить людей с ее тайнами.

По большей части мои нарисованные истории — вымысел, но этот вымысел основан на прочитанных когда-то загадочных историях, в том числе из жизни. Я стараюсь не браться за какую-то тему, не имея хоть сколько-нибудь стабильной теоретической базы в голове, понимаете. По сути, то, о чем я рассказываю, — это вещи, с которыми может столкнуться любой человек, просто в сильно утрированном виде.

И еще мне нравится тема борьбы добра со злом, но далеко не в классическом ее виде. В моих историях вряд ли можно встретить исключительно положительного/отрицательного героя. Я стараюсь наделить каждого персонажа его личной мотивацией и раскрыть в нем несколько присущих любому человеку проблем. И мистический сеттинг мне видится весьма плодотворной основой для подобного действа.

Взять, к примеру, мой основной текущий проект — серию историй о колдуне Андрее. Главный герой — самый обычный двадцатилетний подросток-переросток, которого темные силы держат за гордыню, как за узду. Этот юноша очень хрупок и имеет, ко всему прочему, несколько эмоциональных мозолей, что для его тьмы попросту настоящий пульт управления. Андрею нужно быть очень осторожным, чтобы тьма не сломала ему хребет (и в прямом, и в переносном смысле), — на этом шатком балансе и держится история. Но в целом это повествование о человеке, его внутренних демонах и муках выбора: бороться с ними или поддаться им.

Персонажи Таниных рисунков асоциальны и нелюдимы, они редко стремятся к общению с другими. Героиня сравнила себя с ними и объяснила, что повлияло на ее творческое мировоззрение.

Я отнюдь не асоциальный человек, нет, общение дается мне легко и непринужденно. Но я ценю одиночество и люблю быть одна, соответственно, переношу эти счастливые моменты одинокой задумчивости на свои рисунки и истории. Понимаете, я живу в мегаполисе. И, хотя я родилась и выросла в этой шумной атмосфере, я не считаю ее здоровой. Этот вечный гвалт, спешка, почти полное отсутствие природы тяготит невыносимо. Я рисую поля, просторы, свободный ветер, сладкое одиночество — и на том отдыхаю. Это такой вид эскапизма, наверное.

Андрей Говорунов [главный персонаж воображаемой вселенной Тани] постоянно меняется, вокруг него происходят удивительные вещи. Но художница не создает четкую сюжетную линию и больше полагается на импровизацию.

Поначалу сюжета не было. Я впервые нарисовала Андрея, даже не зная его имени, на одном из коллажей с nyanko_haaru. Я просто взглянула на ее фото и увидела на белоснежном поле сгорбленного, сжатого парня, стоящего по колено в снегу, а над ним — стаю ворон как олицетворение его отчаяния и злости. Я потом подумала, что в этом персонаже что-то есть и мне следует развивать его. Так ко мне пришел Андрей. Сейчас я стараюсь подогнать эту историю под сюжет. Но мне нравится рисовать просто короткие сценки, объединенные одной вселенной, подобно мультсериалам вроде «Симпсонов». Сюжет один, но происходить может что угодно, вот тут такая же ситуация.

А что до остальных рисунков, то тут может вообще все, что угодно всплыть. Я просто отпускаю свое сознание с поводка, а там оно само меня куда-нибудь выведет. Таким образом, сюжеты получаются весьма наркоманские. В паблике даже альбом есть: narkotka называется.

Помимо Андрея, у художницы есть другие персонажи, но их вселенная еще не раскрыта. Таня рассказала о планах на героев и кто из ныне существующих максимально близок ей.

Сколько бы героев у меня ни было, если я не помню о них, значит, они для меня не живут. Плюс ко всему есть некоторые ОСы, о которых я на широкую публику не рассказывала, тем не менее они есть, просто или их время не настало или я не хочу ими делиться по своим личным причинам.

Возможно, в будущем появятся другие персонажи, помимо Андрея, чью историю мне будет интересно развивать. Мне нравится то, что все приходящие (и, к сожалению, иногда уходящие) персонажи ведут себя как живые люди. Я как автор слабо участвую в процессе создания историй о них — это, скорее, приходит ко мне, будто бы извне. Так ближе к реальности выходят эти создания.

Что до того, кто мне близок по духу… трудно сказать. Наверное, кот Ёбст (тот синий кот с рыжими глазами и зубастой улыбкой).

Загрузить еще