Психология

Эффект Зейгарник: почему мы лучше запоминаем прерванные действия

Наталья Грицкевич Наталья Грицкевич
Эффект Зейгарник — это особенность нашего мышления, из-за которой мы лучше запоминаем те ситуации, которые не были завершены.

Эффект Зейгарник — одна из особенностей человеческого мышления, которую открыли в начале XX века. В новой статье Royal Cheese говорим о том, почему мы лучше запоминаем ситуации, а также действия, которые не были завершены.

Эффект Зейгарник в психологии


Этот психологический эффект был обнаружен еще в 1927 году русским психологом Блюмой Зейгарник. Ей удалось выявить, что прерванные действия наш мозг запоминает лучше, чем уже завершенные.

На исследование Зейгарник натолкнуло одно интересное наблюдение: она заметила, что официанты отлично помнят текущие заказы и тут же забывают те из них, которые ими уже были выполнены.

Эффект Зейгарник и гештальт-терапия


Во многом эффект Зейгарник перекликается с основной идеей гештальт-терапии. Это подход, который психолог долгое время изучала. В том числе под руководством известного гештальт-психолога Курта Левина. Довольно продолжительное время Зейгарник изучала работы Вольфганга Келера, Макса Вертхаймера и Курта Коффка.

Гештальт-психология — это подход, который получил свое развитие в начале XX века. Само слово «гештальт» означает некоторую завершенную структуру, целостную систему. Смысл гештальт-подхода в том, чтобы изучать поведение человека целостно, а не интерпретируя исключительно отдельные части его поведения.

Эксперимент Блюмы Зейгарник


В ходе эксперимента Блюма Зейгарник раздала участникам несколько заданий. При этом одну из групп испытуемых прерывали и просили заняться чем-то другим. А вторая группа продолжала заниматься прежним делом — решением головоломок, нанизыванием бусин и прочими тактильными и умственными заданиями.

После этого участников из обеих групп просили вспомнить те действия, которые они делали. Оказалось, что люди, которые были максимально увлечены делом и в этот момент были прерваны, могли лучше вспомнить и описать свои занятия.

Зейгарник удалось подтвердить свою гипотезу и выяснить, что участники в два раза чаще запоминали незавершенные задачи, чем завершенные. После психолог повторила эксперимент еще несколько раз в разных возрастных группах, начиная с подростков и заканчивая взрослыми людьми.

Чем ближе участники были к завершению задачи, тем лучше они ее запоминали. Также лучше запоминались те задания, для выполнения которых испытуемым нужно было приложить значительные умственные усилия. Зейгарник связывает этот эффект с «психическим напряжением», которое вызывают незавершенные задачи.

Неудачные попытки и запрещенные действия


Также эксперименты показали, что лучше всего люди запоминали свои неудачные попытки, а также те задания, которые экспериментатор запрещал выполнять участникам. Опять же как и многие другие лабораторные эксперименты, опыты Зейгарник выполнялись в соответствии с определенными условиями.

Так, участник обязательно должен был быть заинтересован выполнением задания. Иначе вероятность, что человек его запомнит, может близиться к нулю. Поэтому результаты эксперимента не всегда повторяются — многое зависит от того, кто именно выполняет такие задания. То есть от личности принимающего участие в эксперименте человека.

Что об эффекте Зейгарник думают другие психологи


Американский психолог Джон Аткинсон был уверен, что единого шаблона для незавершенных действий существовать не может. Другие психологи убеждены, что повторить эксперимент Зейгарник очень сложно, ведь каждый раз могут получаться другие результаты. Ведь, как мы сказали, многое будет зависеть от личности испытуемых и их степени вовлеченности в процесс выполнения задач.

И все же эффект Зейгарник получил широкое распространение в психологической практике. В дальнейшем этот эффект изучали в разрезе исследования памяти, ОКР и многих других состояний.

Помимо этого удалось выяснить, что эффект Зейгарник хорошо работает при обучении школьников и студентов. Если задание прерывается на середине, а затем возобновляется снова на следующем занятии, то обучающиеся лучше запоминают его, если в этот момент ученики в достаточной степени вовлечены в выполнение задания и оно представляет для них интерес.

Читай также:

Загрузить еще