Психология

Патологическая неспособность к обучению: что такое дислексия

Катарина Довлатова Катарина Довлатова
Дислексия — не невнимательность родителей и пробелы в системе образования, а врожденная неспособность, которая нуждается в особом подходе.

Родители часто сталкиваются с трудностями в процессе обучения ребенка. Порой они возникают из-за проблем с психикой и внимательностью, а иногда несклонность к чтению говорит вовсе не о лентяйстве, а о врожденной неспособности нейрологического характера, имя которой дислексия. Подробнее о проблеме, — рассказывает Royal Cheese.

Словесная слепота

Дислексия поражает примерно 7–15% детей и считается серьезным препятствием для полноценного обучения письму, чтению и орфографии. Однако не все и не всегда воспринимали эту проблему всерьез, например, британцы вовсе не верили в существование и объясняли проблему ленью. Они развеяли этот миф только в 1987 году прошлого века: специалисты и представители науки признали не только факт наличия, но и отражение на успеваемости в школах. Этому событию поспособствовала организация ассоциаций, объединивших множество маленьких группировок, также был открыт Институт дислексии, Центр Хелен Аркелл и клиника для «словесно слепых».

Группа ученых выяснила, что дислексия — это генетическая предрасположенность, хотя другие с этим в корне не согласны, связывая возникновение проблемы с преобладанием активности правого полушария головного мозга, нарушением равновесия между полушариями, а также с черепно-мозговыми травмами. Также было выявлено, что дети с неспособностью к обучению такого характера уделяют меньше времени концентрации и фиксированию взгляда на словах, что очень сильно затрудняет «узнавание слова».

Конечно, о наличии трудностей родители узнают не сразу, а только тогда, когда ребенок начинает процесс обучения чтению и письму. К основным признакам относят:

  • крайне медленное послоговое чтение;
  • «выдумывание» слов во время чтения;
  • сложность в восприятии схожих по написанию и звучанию звуков;
  • непонимание прочитанного текста;
  • невозможность научиться определять время по стрелкам циферблата;
  • сильное нарушение письма.

Диагностику и профилактику уже имеющейся проблемы осложняет отсутствие знаний о дислексии у взрослых. Явление прежде всего связывают с нежеланием учиться, трудным характером или гиперактивностью. Как только ребенок попадает в школу, он сталкивается с требованиями учителей, с которыми он попросту не имеет возможности справиться самостоятельно, как следствие: хронический стресс и заниженная самооценка.

Мы ничего не знаем

Знания о дислексии и понимание природы ее происхождения пришли в Россию относительно недавно, долгое время ни родители, ни учителя не понимали причину неспособности к обучению и оказывали на ребенка серьезное психологическое давление. Кроме того, специалисты призывают не вешать на дислексию ярлык «болезни», а воспринимать ее как особенность в развитии, дисфункцию различных биологических процессов.

Только в 2019 году Ассоциация родителей детей и взрослых с дислексией выступила инициатором в проведении опроса, в ходе которого было обнаружено, что 61% граждан России вообще ничего не знали о явлении, а 22% — что-то слышали, но не могут объяснить смысл термина. Исследователи подняли вопрос об истинных причинах возникновения, вот что они выяснили: 49% думают, что дислексия — причина невнимательного отношения со стороны родителей или опекунов, 26% — винят учебный процесс и педагогов. Лишь немногие знают о проблеме и понимают необходимость помощи специалистов.

Такого рода неосведомленность возникает по достаточно простой причине: СМИ, педагоги и специалисты говорят о явлении недостаточно масштабно. Конечно, есть множество сайтов, на которых можно прочитать все, что необходимо, но нужно знать о проблеме для того, чтобы обратиться к ним. Также при обучении и подготовке педагогов к работе с детьми раньше, как и сейчас, уделяли недостаточно времени трудностям в обучении, именно поэтому многие, столкнувшись с проблемой, опираются только на опыт работы с трудными, непослушными детьми. Из-за нехватки знаний и школьных специалистов, которые могли бы диагностировать проблему, дети с дислексией подвергаются буллингу. Сверстники считают их глупыми и недоразвитыми, а учитель, вне всяких сомнений, будет раздражаться и давить на ребенка. Педагогов винить достаточно сложно. Во-первых, большинству из них просто не дали информацию во время подготовки и обучения, а во-вторых, в среднем на одном учителя приходится не менее 20 учеников, а разрабатывать особый подход к каждому — трудно и физически невозможно.

Ответственность за распространение необходимой информации и улучшение системы помощи детям с трудностями в обучении с 2016 года на себя взяла Ассоциация родителей и детей с дислексией. Если вовремя выяснить проблему, обратить на нее внимание и проинформировать родителей, ребенок сможет закончить обучение и добиться успехов в будущем.

Дислексия: жизнь не окончена

Когда родители в первый раз обращают внимание на неспособность к обучению и появляется подозрение в дислексии, необходимо обратиться к специалисту: к врачу-дефектологу или психоневрологу. Он проведет диагностику, подтвердит проблему и назначит длительную коррекцию у логопеда. Обучение может включать специальное моделирование букв, слов, например, с помощью глины или пластилина. Подобные методики помогут ребенку научиться складывать, правильно воспринимать и излагать информацию в письменном виде.

Думать, что дислексия автоматически ставит крест на развитии человека и формировании будущей карьеры — в корне неверно. Такие дети могут быть одаренными в других сферах, иногда они мыслят нешаблонно и показывают успехи в творческих сферах. История знает множество талантливых людей, добившихся успеха, например, Уолт Дисней, Мерлин Монро, Кира Найтли и Дастин Хофман.

На российской сцене существует яркий пример успешного человека с дислексией — Евгений Гришковец. До 25 лет драматург и театральный режиссер не понимал, что с ним происходит. Ему приходилось жить с непринятием и неодобрением со стороны родителей и педагогов. Ему понадобилось много времени, чтобы приспособиться к своей особенности и продолжить развиваться. Евгений говорит:

«Но, главное, я наконец-то понял, что со мной! Я не стал думать, что я лучше или хуже остальных, какой-то «человек дождя». Просто понял, что с этим надо научиться жить, что дело не в безалаберности и лени, как мне вдалбливали в голову всю жизнь»

Загрузить еще