Типология личности: как психологи делят людей на типы, и есть ли в этом смысл
Ты интроверт или экстраверт? Это самая простая самоидентификация, с которой может справиться человек и без каких-то особых знаний психологии. Еще из школьной программы можно вспомнить о сангвиниках, флегматиках, холериках и меланхоликах.
Но в научном (и околонаучном) сообществе тебя «поделят» на большее количество составных частей, аргументируя статистическими данными, и внесут в особую психологическую группу. Имеет ли это смысл в современном мире?
Типология личности: на пути к XX веку
Люди всегда делили себя на племена, классы, национальности, еще в древней Греции появились первые попытки разделить людей по темпераменту и так далее. Что-то невозможно подвергнуть сомнению, что-то было весьма условно.
Психология тоже старалась в себе найти то, что поможет классифицировать отдельного человека и положить его в папку к другим таким же. Это упрощает работу с ними и помогает спрогнозировать поведение.
Простейших понятий типа «экстраверт» и «интроверт» стало недостаточно для нескольких миллиардов человек — такое деление не облегчало жизнь психологам. Поэтому они начали создавать более широкие классификации.
Типологии личности в XX веке
В XX веке произошел бум в области типологий: ученые пытались разделить людей по самым разнообразным признакам:
- классические типы темпераментов: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик;
- соотношения телосложения и присущего ему темперамента. Достаточно известная типология Кречмера делила людей на эндоморфов, эктоморфов и метаморфов;
- типы переживаний Роршаха, лежащие в основе его знаменитого теста с кляксами;
- психическая типизация Юнга — экстраверсия/интровесия и подтипы: мыслительный, чувствующий, ощущающий, интуитивный;
- формы жизнедеятельности, основанные на потребностях (тут можно вспомнить немногое, что осталось из школьной программы в данной области, а именно пирамиду Маслоу).
Расскажем подробнее о типологиях, которые повлияли на дальнейшее формирование и разработку более сложных психологических теорий.
Типология Эриха Фромма
Не будем душить тебя теориями Платона и прочими античными рассуждениями, а расскажем более подробно о XX веке, а если быть точнее, то о 60-х годах, что уже звучит достаточно антично.
В то время немецкий социолог, психолог, философ Эрих Фромм рассказал миру о своей типологии, которая основывалась на идее влияния социальных факторов на человека. Бытие, так сказать, определило сознание.
Воспитание и существование человека в обществе поделило людей на 5 типов, и в итоге получились такие.
- Рецептивный тип — пассивный, сентиментальный, крайне не самостоятельный. Такой Пятачок, блуждающий по саду с бабочками. Этот тип привык лишь принимать блага, а добывать их самостоятельно — нет.
- Эксплуатирующий тип — сильный, агрессивный, настойчивый. То, что другие ждут, он просто берет. Весь мир для него — способ достижения целей. Кто тут маленький тиран?
- Накопительский тип — сдержанный, спокойный, подозрительный. Гоголевский Плюшкин во всем великолепии: ничего хорошего не дождешься, лучше накоплю все сам. Как правило, «создан» прохладными отношениями в семье.
- Рыночный тип — безнравственный, любознательный, предприимчивый. Фромм считал его основным типом в Европе и Америке. Человек формации «купи-продай».
- Продуктивный тип — честный, независимый, креативный. Лучший из нас. Идеал, к которому немецкий психолог призывал стремиться.
«Большая пятерка» Олпорта, Айзенка и Кеттела
Звучит так, будто это название нового шоу на телеканале «Пятница». Но это очередной набор качеств, которые должны быть в каждом, по версии психологов Олпорта, Айзенка и Кеттела. Самое невероятное в этой теории то, что число особых признаков в типологии не кратно четырем и даже не четное! Это прорыв!
Здесь факторы не являются взаимоисключающими, то есть если в других типологиях ты либо экстраверт, либо интроверт, то здесь экстраверсия — это просто шкала, где ты являешься бегунком, как на полоске громкости в телефоне. И двигаешься ты между экстремальной интроверсией (сижу дома, играю в XBOX) и экстремальной экстраверсией (активист, волонтер, активный пользователь Фейсбука).
Как ты уже понял, всего таких бегунков в твоем внутреннем микшере 5, а именно это:
- экстраверсия (надеемся, пример выше был понятным);
- доброжелательность — от сочувствия, помощи, заботы (Ганди) до тотального безразличия (я просто наблюдаю);
- добросовестность — от работника месяца до «и так сойдет!»;
- невротизм — от беспокойства уровня «Пятачок» до эмоциональной стабильности уровня «Штирлиц»;
- открытость опыту — с одной стороны, креатив, коворкинг, воркшоп, а с другой — неолуддиты (подробнее об этих людях в другой нашей статье).
Определить свое место на этих шкалах можно с помощью специальных опросников и тестов. Но ты и самостоятельно можешь представить, на каком уровне добросовестности находишься, если читаешь этот материал, сидя на работе, например.
Типизация героев на основе мифологии и легенд
Никакого отношения к Героям Меча и Магии этот раздел не имеет. В структуре этой типологии лежит известная мысль о том, что в основе мифов и легенд разных народов содержится один общий сюжет и герой. Не какой-то конкретный, а собирательный образ персонажа, проходящего по одному и тому же пути развития, но в разных декорациях.
И вот в конце 50-х годов XX века некоторые психологи соотнесли этапы «путешествия» героя с этапами взросления человека: физического и духовного.
А в 1991 году филолог Кэрол Пирсон выпустила книгу под названием «Пробуждение внутренних героев», где описала 12 этапов взросления, основанных на мономифе (единая структура жизни), и даже увязала их с тестом MBTI, о котором мы расскажем подробнее чуть позже в этом материале.
Но и на этом Пирсон не остановилась, точнее, не остановились ее идеи. Вышла в свет новая книга «Герой и бунтарь», где все эти архетипы перекочевали в маркетинг. И теперь бунтарем и искателем назывались рекламные стратегии различных брендов. Все это звучит дико, поэтому вот простой пример из этого сочинения.
Архетип — опекун >> цель — помощь другим >> средства: забота, альтруизм, щедрость >> результат — рекламная кампания Unicef, детского фонда ООН.
16 типов личности в соционике: Гамлет ты или Достоевский?
Своеобразная психологическая концепция, основанная на типологии не самого последнего специалиста в сфере психологии Карла Юнга. О чем он говорил?
В 1921 году Юнг опубликовал свою типологию, согласно которой, можно разделить людей по основным признакам на определенные группы. Делал он это с целью исследования особенностей различных кругов людей и для помощи в работе психолога, если тот сможет установить, к какой группе относится пациент.
Он первым разделил людей на экстравертов и интровертов, а в своей типологии дробил человечество на более мелкие части по преобладающим психическим функциям: мышление, чувство, ощущения, интуиция.
И вот в 1970-х литовский психолог Аушра Аугустинавичюте взяла типологию Юнга, соединила с теориями польского психиатра Кемпинского и сотворила соционику. В чем основная идея? Соционика предполагает разделение людей на 16 типов, определяющих особенности восприятия и обработки информации. Своеобразный анализ операционной системы, которая присуща тому или иному человеку.
По некоторым наблюдениям определяются основные признаки: логик или этик (классический спор физиков и лириков), интуит или сенсорик (мечтатель или реализатор), экстраверт или интроверт и рационал или иррационал.
После этого нарекают тебя знаменитым именем — все 16 типов в соционике имеют имена известных личностей (настоящих или выдуманных), которые соответствуют определенному психотипу. Без последствий ты можешь оказаться внезапно Наполеоном или Достоевским. Или более серьезным его описанием. Например, Гамлет — это этико-интуитивный рациональный экстраверт. Проще некуда.
Соционика также предполагает теорию дуальности: есть типы, идеально дополняющие друг друга, которым наиболее комфортно проводить информационный обмен. Как в шоу «Давай поженимся». Но соционика не предполагает, что если вы, допустим, оба интроверты, то сразу поймете друг друга, так как у вас могут быть различия по другим функциям. Или кто-то из вас любит пиццу с ананасами.
Для более наглядного объяснения соционика использует графическое изображение функций в виде закрашенных и незакрашенных геометрических фигур, так что если ты рисуешь какие-то крючки, говоря по телефону, то вероятно, что в этот момент ты изобретаешь новое веяние в психологии.
Мнения по поводу обоснованности соционики в научном сообществе можно назвать противоположными, но скорее отрицательными и критикующими. Основной претензией является то, что соционику просто невозможно назвать наукой. Мало того, что ее представители чаще говорят восторженно и однобоко, а на критику реагируют слишком остро, так еще и научного обоснования под ней немного. Прям как в сказке про голого короля.
Типология Майерс-Бриггс или MBTI
Еще одна разработка в области психиатрии, основанная на теории Юнга. Если соционика больше популярна в нашей стране, то эта типология, которую сокращенно называют MBTI, популярна в Европе и США. И там она известнее, чем у нас соционика, — многие крупные компании проводят такое тестирование среди своих сотрудников, в американских школах ученики тоже часто с ней сталкиваются.
В чем основная идея? Здесь все очень похоже на соционику: 16 типов, 4 группы — но отличаются признаки, и есть уровень признания и использования с точки зрения науки.
Здесь существуют 4 шкалы, которым присвоены свои буквы:
- интроверсия-экстраверсия — то, откуда человек черпает энергию, — снаружи или изнутри (I, E);
- ощущение-интуиция — способ получения информации (S, N);
- мышление-чувство — центр принятия решений (T, F);
- суждение-восприятие — предпочитаемый способ реакции на события, планирование своей жизни (J, P).
В итоге ты получаешь характерный набор букв (ENFJ, например) и пачку присущих тебе характеристик, о которых тебе могли быть известны и раньше. Некоторые присвоили типам определенные названия для более легкого восприятия: стратег, тренер, виртуоз, администратор, защитник, советник, артист, посредник, ученый, непоседа, деятель, борец, изобретатель, учитель, наставник, командир.
Определяются соответствующие буквы не на глазок, а с помощью специально разработанных стандартизированных тестов.
Что хуже? После прохождения типирования, в зависимости от преобладающих характеристик, можно для работника подобрать наиболее подходящую сферу деятельности, использовать его сильные стороны или оценить риски, исходя из слабых сторон. Больше это относится к западным компаниям, так как MBTI наиболее развита у них.
Некоторые критерии подвергаются сомнениям и опровергаются клиническими исследованиями. Все больше результатов тестов показывают не ярко выраженное отношение к какому-то определенному типу, а пограничные состояния, что предполагает пересмотр теории и ставит под сомнение описанные характеристики.
А если опросник используется для подбора персонала, то здесь ставится под сомнение честность ответов опрашиваемых, а сложность состоит в невозможности мгновенной проверки результатов. Теперь ты понимаешь, какую сложнейшую работу выполняют HR-специалисты. Будь с ними вежлив.
Кстати, о том, какие типы личности выделяют в профайлинге, техники которого сегодня также применяются во многих компаниях при приеме на работу, мы уже писали в этой статье.
Как разделяет и анализирует современная психология
Да никак. Что касается настоящего времени, то психология уже не старается активно делить людей на категории и работать с ними. Она все больше обращается к гуманистической психологии — человек здесь не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций, то есть наличие того или иного темперамента не является причиной или инструментом для объяснения его проблем или перспектив.
Это подтверждают и современные разработки проблемы типологии личности: в концепции К. Абульхановой личность представлена как субъект жизненного пути: там сравниваются не личности, а соотношение «личность — жизненный путь».
Немного занудства в нашей развлекательной статье. Популярные технологии коучинга тоже говорят об этом же пути развития психологии — человеку не нужно знать, что делают такие же, как он, «типы», у него есть свои цели, он знает, как их достичь, но ему нужен наставник в прохождении его пути.
Человек не пытается объяснить себе самого себя, но старается заставить двигаться вперед, — однако принадлежность к какому-то типу не самый полезный инструмент для индивида в этом деле. Но поразгадывать тесты в интернете и получить собственный психологический портрет всегда интересно.