Путешествия

Дневник велопробега «Долгая дорога домой»: Братские братаны и «Зяба»

Туяра Павлова Туяра Павлова
Александровка — Братск — Видим — Железногорск-Илимск — Усть-Кут

RoyalCheese продолжает публикацию путевого дневника велопробега The Long Way Home («Долгая дорога домой:»). В нем участвуют четыре человека и одна собака. Николай Павлов и Саша Вигандт едут на велосипедах, Туяра Павлова, канадец Эндрю Бугаардс и пес Пастушок сопровождают их на автомобиле. В очередной части путешественники приближаются к финальной точке своей поездки — якутскому городу Мирный. Стартовав из Москвы в мае, к середине августа велосипедисты достигли города Усть-Кут и готовятся к переправе через Лену на барже

Шел третий месяц нашего путешествия. Первое время после отъезда канадца, швейцарца и Пастушочка нам было грустно. Эндрю скучал по русской душевности на пляже в Болгарии, Пастушочек осваивался в родительском доме в Мирном, Маттиас крутил педали в сторону Монголии. Мы же после небольшого отдыха у Сашиного дяди продолжили путешествие по Иркутской области.

Посмотрите по карте наш маршрут: мы стартовали из Тулуна и добрались до Усть-Кута. Это 570 километров, которые мы проехали за 6 дней.

АЛЕКСАНДРОВКА — БРАТСК — ВИДИМ ЖЕЛЕЗНОГОРСК-ИЛИМСК

Первая остановка была в поселке Александровка. Понимаю, что само слово «поселок» уже подразумевает маленькое сельское поселение, но Александровка реально маленький пункт на карте с одной улицей, на которой к тому же плохо ловит телефонная связь. Зато какие там люди!

Александровка входит в состав Братского района. Задолго до прибытия мы связались с ними и попросили помощи в формате «чего не жалко». В итоге, районная администрация связала нас с руководством поселка и заверила, что нас накормят.

Приезжаем мы туда, звоним представителю администрации. Через пару минут подъезжает приветливый сибирский мужик (лучше и не скажешь, именно так) ведет нас в кафе, там нас уже ждут две улыбчивые Оксаны. Одна — хозяйка, вторая — ее сотрудница. Угощали молодой картошечкой с маслом, курочкой и даже медовиком. Оксаны оказались настолько радушными хозяйками, что зазвали нас и на завтрак. Бесплатно, конечно. В Сибири только так.

Пока пили чай, разговорились, набрались наглости и спросили: «а можно ли где-нибудь переночевать»? Не скажу, что нам не понравился вариант кемпинга на берегу реки. Скорее было интересно, что скажут.

Хотя, если честно, особенных сомнений не было: после душевной встречи я была железно уверена в доброте александровцев. Посовещавшись, они позвонили пареньку Коле, который отвез нас на строящуюся базу отдыха. Говорит, скоро она будет работать в полную силу. Я не спец по туризму, но братчанам здесь должно быть интересно. От города сюда ехать полтора часа, закаты/рассвета чудесные, есть где пожарить шашлыки и посидеть с видом на реку.

На следующее утро рванули в Братск. Давно мы не видели таких плохих дорог: один участок и вовсе выложен плитами. Когда едешь по нему, трясет даже в машине. Про велосипеды промолчу: у пацанов руки ходили ходуном, и до вечера чудилось, будто тряска продолжается. Не лучше была дорога и на выезде из Братска: там 25 километров гравийной дороги, которую размыло прошедшим некстати дождем. Зато виды неописуемой красоты. Машин, в том числе и фур, в разы меньше, чем на трассе до Иркутска. Почти всегда на трассе находишься один. Едешь, аккуратно огибая пробоины в асфальте, а вокруг безмолвная тишина Сибири. Природа, как и дороги, уже совсем как у нас в Якутии.

В Братске нас ждали местные велосипедисты. Честно, если бы не встреча с ними, Братск, возможно, нам бы и не понравился. Ребята показали нам город, сводили в архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня”»и показали один из пляжей Братского водохранилища.

Братск, о котором я, признаюсь, раньше даже краем уха не слышала, — молодой индустриальный город. Построен всего 60 лет назад. Несмотря на молодость, сегодня Братск является вторым по значению и размеру городом в Иркутской области. Название, кстати, связано не с братанами, как можно подумать, а с тем, как пришлые русские называли местных бурятов — «браты».

Братских братанов, которыми нас пугали в Иркутске, мы не обнаружили. Ну, ходят пацаны в трениках — а в каком российском городе такого не увидишь?

В столице области нам рассказывали, что в одном из банков в Братске кредиты выдают по понятиям.

Сами братчане, услыхав о такой репутации, долго смеялись.

Как у любого большого промышленного города (полмиллиона жителей), у Братска назрела проблема крупных городов: экология страдает от работы заводов. Построенный в связи со строительством Братской ГЭС, он, наверное, изначально был обречен на такое существование.

Однако не буду соваться в решение экологических проблем. Лучше расскажу об «Ангарской деревне». Будете в Братске — обязательно посетите. В музее под открытым небом подлинная жизнь эвенков, которые здесь изначально жили, и пришлых русских. Интересно, что в «деревне» есть не только ремейки построек тех времен, но и сохранившиеся с тех времен строения. Одно из них: Братский острог (хотя правильнее, наверное, как в оригинале — «Брацкий»). Он был построен в XVII веке, а сейчас представлен в русском секторе «Ангарской деревни».

Помимо острога в музее много других интересностей: у самого входа подлинный наскальный рисунок, найденный в Приангарье. Дальше в эвенкийский сектор — увидите, как жили эвенки. Эта часть музея расположена в лесу, и экспонаты здесь смотрятся очень органично. Эвенкийские сооружения построены без гвоздей, так, как они действительно выглядели. Особенно впечатляют те, что связаны с шаманизмом. Тут веет мистикой, невольно ежишься и начинаешь говорить тише.

Не меньше интересностей и в русском секторе. Бродишь из избушки в избу, смотришь на предметы быта русских поселенцев Приангарья. В финале экскурсии самый, на мой взгляд, интересный уголок: детская площадка тех времен. Мы, толпа взрослых, так разыгрались на огромных качельках, что сорвали голоса. Что-то подсказывает, что в старости я буду вспоминать об «Ангарской деревне» именно это.

Плохо, что до музея, хоть он и находится формально в черте города, не так просто добраться. В идеале, конечно, доехать на машине по федеральной трассе «Вилюй». Если поедете автобусами от города, будьте готовы пройти пешком 2,5 километра.

Второе обязательное к посещению в Братске место — пляжи водохранилища. Я, например, думала, что красоты тут быть не может: слово ГЭС убивало всякое ожидание эстетики. На деле же тут очень красиво. Если не знать историю появления Братского моря, можно даже подумать, что оно естественного происхождения. Мы были на пляже, который местные называют «Зябой». Здесь соседствуют золотой песок и размашистые сосны, на волнах можно увидеть виндсерферов, а на берегу — деток с воздушными змеями и песочными замками. Идиллия. Ехать до «Зябы», правда, 40 километров, но это того стоит.

В Братске мы были два дня. Грех было не задержаться при таком душевной приеме. После мы отправились в Железногорск-Илимск с ночевкой в поселке Видим. Оба дня мы кайфовали от красоты природы и познакомились в пути с замечательными людьми. Каждый — как персонаж доброго кино о сибиряках. Особенно запомнился автомеханик из Железногорска-Илимского. С ног до головы в красном, он неспеша и без привычных для этой профессии матов смотрит автомобили. Рядом — правая рука, его сынок. Мальчонка, в принципе, будто не умеет передвигаться спокойно — все носится по гаражу.

Сам Железногорск-Илимск остался в памяти как серый грустный городок. Улицы с разбитым асфальтом, который в принципе не предполагает хорошей машины, страшно опечалили. При этом в городе есть бассейн олимпийского размаха на 50 метров. Он был построен Коршуновским ГОК в годы его расцвета и работает до сих пор. Круто, конечно, но возникает вопрос: а кому он там такой большой нужен?

УСТЬ-КУТСКИЙ РАЙОН

Финальной точкой в Иркутском районе стал город Усть-Кут. От Железногорска-Илимского сюда ехать 151 километр. Несмотря на моросивший дождь и плохое состояние дороги, пацаны это сделали. Ладно, не буду драматизировать: трасса в ужасном состоянии только до начала Усть-Кутского района. Дальше она превосходна. Есть, конечно, пара неровностей, куда же без этого, но в целом впечатление отличное. Такая красота в районе появилась всего года три назад. Тогда эта дорога была отдана в федеральное ведомство, и работа пошла. Эх, присвоить бы все дорогам в стране статус федеральных!

Сам Усть-Кут — небольшой городок с одной, зато длинной, центральной улицей. Все ключевые объекты (и вокзал, и гостиница, и некоторые магазины) названы в честь реки Лены, которая здесь протекает. Помимо Лены, есть и вторая река — Кута, с которой связано имя города («В устье Куты»).

Когда-то на этих территориях жили эвенки — сейчас их в районе, кстати, всего 28 человек. В XVII веке на эти земли пришли русские. В 1631 был основан Усть-Кутский острог. Благодаря своему расположению населенный пункт с момента основания стал важной точкой на транспортной карте страны. Впрочем, Усть-Кут жил не только за этот счет. В свое время здесь добывали соль (которую, говорят, поставляли в саму Москву). Сейчас на месте солевареного завода работает Усть-Кутский курорт, где лечат грязями.

Как и многие другие старые города в Сибири, Усть-Кут был местом ссылки заключенных. В начале XX века здесь жил Троцкий. Повод у него, конечно, был невеселый, но, уверена, местная природа хоть чуток утешала политика.

Причина нашего прибытия в Усть-Кут — водный транспорт. Здесь мы погрузимся на баржу и переплавимся в город Ленск. Это уже Якутия. Всего 280 километров от нашего Мирного.

По плану мы покинем Усть-Кут в этот четверг. Надеюсь, когда вы будете это читать, мы будем вне зоны доступа посреди Лены. Пока же в ожидании отправления мы тусуемся с местными велосипедистами. Благо, нам снова несказанно повезло: мы познакомились с целой веллерской семьей, которая, собственно, теперь и курирует нас в Усть-Куте. Глава семьи — заместитель председателя местной Думы и большой фанат велосипеда Андрей Кривоножко. Катается у них вся семья: Андрей, жена и два сына.

В группе велосипедистов Усть-Кута «ВКонтакте» состоит больше 200 человек, однако на выездах мелькают одни и те же лица. Активных веллеров в Усть-Куте всего около 20 человек. Несмотря на это, ребята собираются и катают в свое удовольствие. Сезон открывают в конце весны, закрывают уже осенью. В другое время здесь, понятно, на двух колесах не покатаешься. Со «старшими братьями» автомобилистами отношения пока не складываются. Дороги в городе тоже не радуют, однако велосипедисты верят, что настанет и их час.

На днях ребята позвали нас на традиционную покатушку на 60 километров. Они доезжают до пригородного поселка Ручей и газуют оттуда. С каждым годом число участников растет: в прошлом году их было 12, в этом — уже 17. Есть парочка отличных подъемов, вид на протяжении всей трассы потрясающий. Даже мы с Таней, нашим новым водителем, не удержались и покатались на велосипедах. 60 километров без подготовки дались нелегко, но нам понравилось.

К третьему месяцу путешествия я, честно говоря, устала. Хочется посидеть дома. В конце концов, охота нарисовать стрелки и накрасить губы помадой. Но ни капли сожаления, что мы отправились в дорогу, нет. С каждым днем открытий все больше — и ведь наше путешествие еще не закончилось. Впереди четыреххдневный заплыв на грузовой барже по реке Лене и финальный заезд Ленск-Мирный по гравийке. То ли еще будет!

Предыдущие части дневника:

Часть 5:Море Байкал и украденные стулья

Часть 4: Свердловский небоскрёб«Высоцкий» и Тобольская тюрьма.

Часть 3:Суровый Челябинск и башкирский мёд.

Часть 2:Чувашия — родина пива и дружелюбные боксеры в Татарстане.

Часть 1: Москва, первая поломка, татаро-монголы и Лысков.

За приключениями велопробега можно также следить на их страничках в соцсетях.

Загрузить еще