Путешествия

Долгая дорога домой: дневник велопробега Москва —Якутия

Туяра Павлова Туяра Павлова
Часть первая: Москва — Владимирская область — Нижегородская область

RoyalCheese начинает публикацию путевого дневника велопробега The Long Way Home («Долгая дорога домой:»). В нем участвуют четыре человека и одна собака. Николай Павлов и Саша Вигандт едут на велосипедах, Туяра Павлова, канадец Эндрю Бугаардс и пес Пастушок сопровождают их на автомобиле. В первой части Туяра — автор путевых заметок — рассказывает о прощании с Москвой и поездке по Владимирской и Нижегородской областям.

«Хочу пробежать из Москвы в Мирный» — заявил мне однажды старший брат Коля, вернувшись с пробежки.

Посмеялись, помечтали, а через восемь месяцев отправились в путешествие из столицы в наш родной город Мирный на западе Якутии. Правда, вариант с пробежкой заменили на велосипеды.

Вместе с нами в путь отправились два Колиных друга: с Сашей Вигандтом они знакомы с детства, а с Эндрю Бугаардсом брат учился в университете в Канаде. Еще один член нашей команды — ушастый щенок по кличке Пастушок.

Коля и Саша, главные герои нашей истории, едут на велосипедах. Я, Эндрю и мой пёсик — на стареньком «Форде Фокусе». Мы купили его незадолго до старта и в дальнейшем небезосновательно обозвали нелитературным словом — 14-летняя машина выдает сюрпризы и периодически требует ремонта.

Москва

Выехали из Москвы 12 мая. Проехали Балашиху и направились на восток. Первая остановка в пути — в подмосковном Орехово-Зуеве.

Едем мы прямо по трассе, соседствуя с автомобилями и фургонами. Многие спрашивают, не страшно ли? Разумеется, страшно, но не ехать же полями да лесами. Кстати, большую опасность на дороге представляют не дальнобойщики со своими огромными машинами, а рядовые автомобилисты. Первые, будучи профессионалами, знают особенности того или иного участка трассы, не рискуют зря и не превышают скорости, чего не скажешь о вторых. Обедая в придорожных кафе, Коля и Саша часто общаются с дальнобойщиками. Они интересуются, куда держат путь два паренька на велосипедах, и подсказывают, где и как лучше проехать.

Однажды парни попали под ливень. Деваться было некуда — ни кафе, ни гостиниц рядом не было, так что Коля и Саша продолжали путь. Неожиданно рядом тормознула грузовая газель. «Вы что, сдурели? Ну-ка быстро залезайте!» — Из окна высунулись два мужика.

Загрузили велосипеды, пустили ребят в салон, налили по 100 грамм для согрева, переждали дождь. Такие у нас в стране добрые люди.

Владимирская область

Наша первая остановка во Владимирской области была в небольшом городке Лакинске. Он известен производством пива. Нам же запомнился другим: возле Лакинска идет реконструкция федеральной трассы М7. Дорога здесь узкая, все перекопано. На одном из особенно узких участков один из проезжавших мимо фургонов задел Колино плечо. Коля потерял управление и вылетел на обочину, едва удержавшись от падения. Благо, оба двигались на небольшой скорости, иначе путешествие могло закончиться, только начавшись.

Отделавшись испугом, мы переночевали в Лакинске и на следующий день отправились во Владимир. Дорога там ровная, катить на велосипеде — одно удовольствие. Проехав всего 33, 7 километра, мы уже в обед были во Владимире. Остаток дня посвятили знакомству с древней Русью и встретились с одним из местных велосипедистов. «Не в обиду, конечно, пацаны, но я уверен: покатаетесь до Казани и вернетесь в Москву» — заявил он нам на прощание.

Вдохновленные «напутствием», отправились дальше на восток. Проехав 100 с небольшим километров, остановились в Вязниках. Здесь нас приютили моя университетская подружка Даша и ее муж. В самом городке смотреть нечего, зато ребята показали нам окрестности. Отсюда, по большему счету, и началось наше большое путешествие. Мы увидели место, о котором не пишут в туристических книгах: заброшенную безымянную церковь на холме (15 минут езды от города). Если будете проезжать мимо Вязников, обязательно спросите у местных, как проехать, подскажут.

Еще одна достопримечательность, которую нужно увидеть: холмы, на которых в X-XI веках стоял древний город-крепость Ярополч-Залесский. Он располагался на правом берегу Клязьмы и был разрушен татаро-монголами в 1238 году. Сейчас о былом нам рассказывает лишь памятная табличка у подножия холмов. Тем, кто надеется увидеть здесь развалины крепости, с сожалением сообщу: их нет. Крепость была деревянная, и после взятия монголо-татарами ничего не уцелело.

Нижегородская область

В Вязниках мы провели несколько дней: наш старый «Форд» потребовал смены некоторых запчастей. «Завязли в Вязниках», — хмуро шутили мы.

Когда неполадка была устранена, мы рванули дальше. Следующим большим городом у нас на пути стал Нижний Новгород (расстояние от Вязников — 124 километра).

Рассказывать об одном из самых известных в стране городов не буду. Тем более, что НиНо, как его называют местные, принимает Чемпионат мира по футболу в 2018, успеете еще услышать о нем.

Расскажу лучше о Лыскове (89 километров от Нижнего Новгорода). Город был основан в 1410 году, сейчас известен своим пивом и Макарьевским монастырем, который находится на противоположной стороне Волги. К сожалению, туда мы не попали, были вынуждены довольствоваться видом со стороны Лысково. Однако жаловаться не будем: этот красочный пейзаж запомнится на всю жизнь, а Макарьевский монастырь мы еще обязательно посетим. И да, чуть не забыла: представляете, Лысковская администрация встретила нас с хлебом и солью! Как раз очень хотелось есть, пацаны начали есть каравай, едва остановившись.

Первый этап путешествия, «русские земли», как мы назвали этот отрезок пути, закончился. За 9 дней мы преодолели около 700 километров, наконец поверили в то, что уехали из Москвы, и осознали: впереди почти 4 месяца впечатлений.