Африканские государства беглецов: кто такие мароны и как они боролись с рабством
Африканцы и афроамериканцы веками боролись с порабощением. Они сбегали и жили в скрытых от глаз городах далеко за пределами плантаций, использовали самые разные способы сопротивления: от медленной работы и повреждения инструментов до полноценных восстаний и бегства. Некоторые из самоосвободившихся стали основывать постоянные и полупостоянные города в укромных местностях, располагавшихся недалеко от плантаций. Такие люди получили прозвище мароны.
Дикие сообщества
К самоосвобожденным людям в Северной Америке чаще всего относились мужчины, которых к этому моменту уже много раз продавали в рабство. До 1820-х годов некоторые отправлялись на запад или же во Флориду, когда она еще принадлежала испанцам. После того как она стала относиться к территории США, многие переехали на север.
Плантации были устроены так, что большой дом, который занимали владельцы, находился близко к центру крупных полей. Хижины, где жили рабочие, располагались далеко от плантаций, зачастую у леса или болота. Там жители дополняли собственные запасы еды с помощью охоты и собирательства, исследуя и изучая окружение.
В этих местах в основном обитали мужчины, процентная доля женщин и детей была очень мала, потому что первым было легче сбежать. Вследствие чего мароны — мужские лагеря. Даже после того, как они уже сформировали города, возможности для создания семьи были весьма ограниченными. А новым общинам не удавалось сохранить хорошие отношения с теми рабочими, которые вынуждены были остаться на плантациях. Хотя мароны действительно старались освободить других, поддерживали связь с членами семьи. Иногда рабам под давлением приходилось помогать хозяевам возвращать беглецов. Конечно, некоторые из этих поселений были жестокими, но со временем они нашли баланс и стали процветать и расти.
«Марон» происходит от испанского слова, которое означает «дикий». Поселения разрастались везде, где существовало проявление рабства. На Кубе деревни, в которых обитали искатели свободной жизни, назывались мамбисес, а в Бразилии — макумба. Они создавались в Доминиканской Республике, на Ямайке, в Суринаме и Панаме. Колонии, ставшие впоследствии территорией США, располагались в Южной Каролине, Вирджинии и Алабаме. Крупные общины сформировались на Великом мрачном болоте, которое сейчас называют Грейт-Дисмал на реке Саванна, на границе между Вирджинией и Северной Каролиной. Джордж Вашингтон стал первым, кто провел обследование этой местности: он намеревался осушить болото и сделать пригодным для земледелия. То, что его облагородили и оборудовали движение транспорта, стало и возможностью, и проклятием для обосновавшихся там беглецов, ведь теперь их легче было поймать и вернуть на плантации. Местные общины возникли еще в 1765 году, к 1786-му значительно разрослись.
Быт
Размеры этих сообществ сильно варьировались. Большинство из них были небольшими, они включали от пяти до 1000 человек, но некоторые достигали 20.000. Большинство из них не могли существовать долго: буквально в течение двух лет они полностью исчезали. Но города, которые состояли в союзе с семинолами (индейскими племенами), держались несколько десятилетий. А некоторые общины ямайских маронов, основанные в 18 веке, до сих пор населены их потомками.
Они формировались в труднодоступных местах или маргинальных районах, чтобы их сложно было отыскать. В Бразилии, на Кубе и Ямайке люди бежали в горы, на холмы с густой растительностью. В города можно было добраться только по темным тропам, людям требовалось преодолевать переход по опасным местностям. А некоторые строили вокруг поселений рвы, которые служили для них защитой.
Мароны начинали как кочевники и часто перемещались в целях безопасности, но по мере того, как поселение разрасталось, деревни становились укрепленными. Жители совершали набеги на плантации в поисках новых товаров. Они торговали зерновыми и лесными продуктами в компании с пиратами и другими европейскими поставщиками оружия и инструментов. Некоторые мароны становились полноправными фермерами: они выращивали хлопок, табак, кукурузу и сладкий картофель.
Читать по теме: «Страна рабов: почему в России до сих пор процветает торговля людьми»
Мароны-долгожители
К 1708 году порабощенные африканцы составляли большинство населения Южной Каролины. В течение всего века происходил приток рабов. Общее количество жителей неизвестно, но между 1732 и 1801 годами захватчики разыскивали более 2000 самоосвобожденых людей в местных газетах. Большинство из них возвращались добровольно только потому, что не сумели найти убежище, они были замерзшими и голодными, или же по причине того, что их преследовали группы надсмотрщиков с собаками. Хотя слово «марон» не использовалось в документах, рабовладельческие законы определяли их достаточно четко.
Еще одним успешным поселением было Пальмарес в Бразилии, которое основали в 1605 году. Оно было крупнее, чем любое из североамериканских сообществ, и включало более 200 домов, церковь, кузницы и даже главную улицу, молитвенный дом и поля. В Пальмаресе жители разработали собственную систему статуса, прав по рождению, порабощения. Они выполняли традиционные обряды и даже назначили местного короля, который входил в круг элиты вместе с военачальником и избранным вождем. Естественно, поселение стало постоянной проблемой для португальских и голландских колонистов в Бразилии, которые активно вели войну с местным населением на протяжении всего 17 века. Пальмарес был завоеван и полностью разрушен в 1964 году.
Эти общества были важной формой сопротивления системе порабощения. В некоторых регионах общины заключали договоры с другими колонистами и даже были признаны законными, независимыми и автономными органами с правами на собственные земли. Ричард Прайс, историк и антрополог, писал, что существование сообществ маронов на протяжении десятилетий или даже столетий выступает как героический вызов власти. Это стало живым доказательством существования рабского сознания, которое отказывалось подчиняться «белой культуре».
Читать по теме: «Славься, Джа! Что из себя представляет настоящее растафарианство»