Суровая реальность жертв: как Голливуд формирует представление о домашнем насилии
Зачастую насилие происходит за закрытыми дверями. В этой обстановке обидчик контролирует все происходящее и полностью отвечает за сокрытие информации. Именно неосведомленность других людей — самое сильно оружие преступника. Это и самая большая слабость жертвы, поскольку лишь двое могут рассказать подлинную историю. То, как в медиа говорят о домашнем насилии, имеет большое значение для восприятия проблемы остальным миром.
Голливуд вещает
Большинство киношных сюжетов рассказываются сочинителями, а не теми, кто действительно пострадал от насилия, поэтому повествование становится проблематичным. Они преподносятся как истории о разрешении споров. Жестокое обращение в кино упрощается до конфликта, когда жертва противостоит антагонисту, чтобы положить конец ситуации и решить проблему.
Голливуд создал много захватывающих фильмов, которые настраивают зрителя против абьюзера. В итоге нас ждет «позитивный» конец, когда жертва побеждает зло: нередко все заканчивается смертью обидчика. На самом деле, это элемент фэнтези, который расправляется над тем, кто совершает насилие, но данная иллюзия достаточно опасна. В суровой реальности жертвам не так просто бороться со «злом», а чаще всего они сами становятся теми, кого убивают. Аккуратный финал кинокартины — это не реальная жизнь; это история, которая заставит ощутить эмоции пострадавших, почувствовать себя плохо, потому что зрители не соответствуют герою, преодолевшему насилие, которого видят на экране. Конечно, несколько десятилетий в мире кинематографа режиссеры пытаются затронуть насущную проблему домашнего насилия, но часто форма повествования — неправильная или даже опасная.
Кино принимает сторону женщины, которая подвергается насилию. Но нереалистичное расширение прав и возможностей жертвы, изображенной в ленте, включает в себя бегство и глобальные изменения в ее жизни, прежде чем начнется «финальный бой». Это довольно гиперболичное представление о героинях, которым в конечном итоге месть сходит с рук. Это действительно искажает информацию и не показывает реальную картину того, что происходит с людьми, которые переживали абьюз.
В некоторых фильмах говорят о существовании специальных приютов, горячих линий и психологической помощи. Но затем делается упор на то, что порой ресурсов недостаточно. И именно это перекладывает все обратно на плечи девушки. Она остается полностью изолированной, а затем повествование ведет к конфронтации между ней и обидчиком. Проблема в том, что они редко ищут столкновения: чаще всего женщины пытаются понять, совладать с поведением своего партнера, поддерживать любовь и, конечно, остановить насилие. Иногда для того, чтобы завершить происходящее, приходится уходить. Но всем известно, что месть не основная мотивация. Люди хотят иметь безопасную жизнь и здоровые романтические отношения, которые не будут угрожать им или детям.
Читать по теме: «Бей или беги: что делать жертве домашнего насилия»
Пробелы в сюжетной линии
Большинство сюжетов голливудских фильмов о домашнем насилии сосредоточены на историях белых женщин из среднего или высшего класса. У них есть все необходимые ресурсы для побега. Это создает очередную иллюзию того, что жертвам легко выйти из абьюзивных отношений. Поэтому серьезным недостатком является отсутствие внимания к насилию в бедных семьях или цветных. То, как пересекаются раса, класс и образование, недостаточно учитывается. Действия обидчика, его стратегия сильно различаются в зависимости от социальной принадлежности, идентичности и ситуации.
Исключением стал биографический фильм «На что способна любовь», рассказывающий о жизни Тины Тернер, о ее восхождении к славе и злополучных отношениях с жестоким мужем Айком Тернером. Хотя картина и показывает жестокое обращение с темнокожей женщиной, в центре внимания все же находится знаменитость.
Диана Шоос в своей книге «Domestic Violence in Hollywood Film: Gaslighting» говорит, что этот случай отлично транслирует, как жестокое обращение способно настигнуть кого угодно — даже тех, кто пользуется особой признательностью у аудитории. Нельзя игнорировать любой опыт. Она также видит определенную проблему в том, как изображают преступников. Они в конечном счете выглядят как абсолютные монстры, даже если в самом начале — вполне нормально. Именно это укрепляет идею, что поведение героев очевидно, что в реальном мире может быть совершенно не так.
Большое маленькое насилие
Особого упоминания заслуживает мини-сериал Big Little Lies от компании HBO. Это красивое шоу о маленьких и больших секретах, которые способны приводить в ужас. Он снят по мотивам книги Лиан Мориа. Сюжет сосредоточен вокруг жизни пяти очень разных женщин, которых связало одно убийство. С самых первых минут мы можем отметить великолепную кинематографичность, отличную игру и очень умелое повествование. Сериал исследует различные формы обмана — от невинной лжи до неверности. Но несмотря на это, он детально показывает то, как домашнее насилие может до последнего оставаться за закрытыми дверями даже от самых близких. Так, режиссер смог выстроить культурный диалог с общественностью.
В самом начале мы смотрим на героиню по имени Селеста Райд, которую играет Николь Кидман, и нам кажется, что она обладает всем: красотой, богатством, любящим мужем и двумя прелестными сыновьями. Но под красивым образом скрывается ужасная жестокость. В самых ярких сценах с невиданной скоростью супруг превращается из тирана в верного мужа. Весь первый сезон Селеста мирится с тем фактом, что мужчина, которого она так любит и которым в некоторой степени одержима, причиняет ей эмоциональную и физическую боль. Во втором сезоне транслируется, как последствия жестокого обращения сохраняются даже после того, как обидчик ушел. Героиня знает, что заслужила спокойствие и свободу, но рана, оставленная мужем, слишком сильна. Ее терапевт оценивает состояние как посттравматическое стрессовое расстройство, словно у солдат, которым трудно адаптироваться к гражданской жизни. Так и Селеста скучает по войне, которая происходила в стенах ее собственного дома.
Рейчел Снайдер в своей книге «Никаких видимых синяков» говорит о том, что домашнее насилие остается серьезной проблемой в современной культуре, потому что люди не возлагают вину на абьюзеров. Мы начинаем спрашивать у женщин, почему они не уходят, вместо того чтобы поинтересоваться, почему мужчина проявляет жестокость. Общество предполагает, что сама пострадавшая сделала что-то, что спровоцировало гнев обидчика. Оно осуждает жертв, когда они пытаются сгладить ситуацию, чтобы не навлечь на себя еще более серьезные проблемы. Например, даже доказательства побоев, предоставленные Рианной, не оттолкнули поклонников от ее мужа Криса Брауна.
Подробное описание жестокости в Big Little Lies — существенный противовес культуре, которая всячески минимизирует состояние жертв и последствия. Но общество до сих пор не способно полностью понять эту тему и избавиться от предвзятого отношения к насилию и женщинам, попавшим в эту ситуацию. Например, в обзоре журнала «Hollywood Reporter» от 2017 года автор утверждал, что этот сериал — мыльная мелодрама, в которой жестокое обращение стоит очередным пунктом в списке женских проблем наряду с воспитанием детей. С момента выхода сериал получил премию «Эмми» и «Золотой глобус», на церемонии исполнительный продюсер и актриса Риз Уизерспун призвала положить конец насилию во всех его формах.
Цель мира кино не в том, чтобы создать и продвигать идеальный фильм о домашнем насилии, а в том, чтобы продемонстрировать потребность в разных его репрезентациях, которые покажут сложность абьюзивных отношений со всех сторон. Чем больше в культуре разных историй, демонстрирующих жизнь женщин, которые подверглись жестокому обращению, тем быстрее к социуму придет понимание проблемы.
Читать по теме: «Обратная сторона домашнего насилия: что делать пострадавшим мужчинам»