Как тут жить

Трансформация гаража: из мужского логова в культурное явление

Катарина Довлатова Катарина Довлатова
Андеграунд, независимость и культурный бум.

Гараж ассоциируется не только с местом для парковки автомобиля и хранениям инструментов, он трансформировался в целый культурный пласт. Сегодня этим словом называют модные сходки, музеи и распродажи. Как это произошло и как пространство, свободное от жен и детей, связано со стартапами, — рассказывает Royal Cheese.

Вдали от семейного давления


Функция гаражей со временем менялась и становилась избыточной. Машины начали парковать на улицах, а их «дома» превращались в помещения с множеством смыслов и подтекстов, в пространство, которое занял человек, а не бездушное сооружение на колесах. Гараж превратился в хранителя идей и занятий вдали от семейного быта и давления. В совокупности мужчины годами проводят здесь время: что-то мастерят, отдыхают в одиночестве или встречаются с друзьями.

Часто в зарубежных сериалах можно увидеть такую картину: подростки оборудуют отцовский гараж для посиделок с шумной компанией. Они пьют пиво, смотрят кино и занимаются своими делами. Помимо этого, пространство наполняется переживаниями и фантазиями подростка. Возможно, место для бунта — это некий буфер, который избавляет семейные сборища от скандалов и ссор.

Тонкие отношения с гаражом иллюстрирует фильм «Красота по-американски». В никому не нужном помещении главный герой, по сути, находит себя, здесь он занимается тем, для чего в доме места нет. Лестер переживает кризис среднего возраста и чувствует себя собой. Гараж не теряет своей сути даже без машины. Он точно так же хранит те реальные и незримые вещи, которые должны оставаться под замком.

Идея характерна в основном для американской культуры и берет начало из веры в то, что каждый может достигнуть всего при помощи усердного труда. В 30-е годы, несмотря на кризис, средний класс активно разрастался, а его символом был дом в пригороде с отдельным зданием: гаражом. Это означало то, что семья достигла уровня, который позволяет ей иметь собственный автомобиль. Постепенно из места обслуживания он превратился в пространство для хобби, творчества и хранения сторонних вещей. Некоторые использовали эту ситуацию во благо и начали свой бизнес.

Стартап на коленке


Магию уединения и ее силу познали успешные и популярные люди. Они использовали гаражи для занятия творчеством или создания целых проектов. В конце 30-х годов прошлого века два студента с огромным потенциалом из пригорода Пало-Альто вдали от родителей создали коммерческий продукт — звуковой осциллятор HP200A. Парней звали Уильям Хьюлетт и Дэвид Паккард — одни из основателей Кремниевой долины и фирмы Hewlett-Packard.

Работяги приспосабливали свои логова по-другому: делали из них автомастерские. Это все еще может быть выгодно. В отличие от американской системы, гаражи — это в первую очередь не пристройка к частному дому, а отдельные маленькие районы с большим количеством помещений для машин. Такое расположение мастерских привлекает большое количество автомобилистов.

В период кризисов жители пригородов часто устраивали некую ярмарку. Они продавали те вещи, которые давно покинули их жизнь и перекочевали в гаражи. Отсюда появился термин «гаражная распродажа». Сегодня он покинул пределы конкретного дома. Теперь так называют мероприятия, которые проводятся в различных лофтовых и модных пространствах.

Также именно здесь некоторые группы, например, Nirvana, начинали свой творческий путь. Со временем гараж перестал быть привязанным к конкретному месту и не имеет единого образа, при этом идея и философия сохраняются. Теперь это антисоциальное и одновременно социальное пространство, центр современных субкультур.

Хранитель искусства


В 1968 году Фабио Саргентини перенес картинную галерею своего отца из роскошных апартаментов в небольшой гараж. Этот акт бунтарства добавил, к слову, еще больше подтекста и укрепил идею, что истинное искусство может существовать не только на позолоченных стенах помпезных зданий. Саргентини — первый представитель мира высокого творчества и музейной жизни, кто использовал пустующие и практически промышленные помещения.

Так началась большая тенденция. В 70-х популярные художники современного направления быстро перебрались в лофтовые помещения и склады, поскольку традиционные музеи совершенно не подходили для презентации современного андеграундного направления. Спустя 40 лет мода на использование заброшек и непрезентабельных помещений никуда не ушла. Сегодня их активно используют художники, диджеи, организаторы вечеринок и перформансов.

В Москве стоит самый настоящий памятник философии, идеи независимости и уединения — музей с названием «Гараж». Больше 5 лет назад пространство обзавелось собственным заданием — отреставрированным павильоном бывшего советского ресторана. Все действия проекта направлены на проведение и освещение современных культурных событий, а также на поддержку и сотрудничество как с начинающими, так и с уже известными художниками. Сооснователь Дарья Жукова говорит:

«Музей «Гараж» изначально был основан с учетом международного контекста, но теперь нас все больше и больше признают во всем мире как международно значимую институцию, которая не только представляет, но и созидает культуру. Проект, задуманный первоначально как платформа для представления в Москве современного искусства мирового значения, со временем превратился в прогрессивно мыслящий современный музей, которым мы являемся сегодня»

Так, кризис американских ценностей превратил уход от обыденной жизни и склад ненужных вещей в бунт, который нашел отражение в искусстве, музыке и культуре в целом.

Загрузить еще