Как тут жить

Вырастить гения: сомнительные методики раннего детского развития

Антон Подрезов Антон Подрезов
Можно ли сделать из ребенка сверхчеловека, не сломав его психику.

Мечта каждых родителей — это чтобы их ребёнок вырос здоровым, умным, честным, богатым, успешным, добрым… Короче, у всех они разные, а кто-то хочет, чтобы было всё и сразу. Но некоторые родители настроены более решительно и хотят воспитать из своего ребёнка настоящего гения!

Парадоксальная гениальность


Именно гения. Не просто всесторонне развитого человека с красным дипломом или хорошими навыками в определённой профессии, а лидера целой эпохи. Это может быть новый Моцарт, Усэйн Болт, Плисецкая, Ди Каприо или любой другой гений своего дела — предпочтения здесь у каждого свои.

При этом о желаниях ребёнка они не спрашивают, а потом он вырастает и говорит: «‎Мама, а мне это было не нужно». И фразу, что гениальность граничит с безумием (обычно безумием сверхзаботливых родителей) тоже не вспоминают. Давай посмотрим на распространённые методики раннего развития, направленные на аккумуляцию способностей ребёнка для гиперпинка в светлое гениальное будущее.

Методика Масару Ибуки


Я буду меньше говорить о личностях, которые стоят за методиками, и больше о самих принципах. Поэтому скажу лишь, что Масару Ибука был японцем. Японцем, который написал довольно популярную в России книгу «‎После трёх уже поздно» (формулировка, знакомая студентам, которые откладывали написание диплома до самой поздней ночи). Но здесь, конечно же, речь не о времени на часах, а о возрасте ребёнка. Ибука считал, что мозг ребёнка до трёх лет не просто губка, а целый мочалочный комбинат, который может впитать в себя невероятные объёмы информации. В этой методике призывают родителей нагружать своих детей по максимуму в первые годы жизни, потому что после трёх лет его уже ничему не научить. Да и вспомни себя в 3 года: учиться желания нет, на уме лишь женщины и алкоголь, подумываешь съехать от родителей.

Методика Никитиных

Суровая советская школа воспитания из серии «‎мама, папа, я — спортивная семья». И на деле их основные принципы строились на том, что вся семья должна быть единым спортивным кулаком, который разрушит все преграды на пути в будущее их детей. Причём воспитывать гения нужно ещё с момента зачатия, то есть с самовоспитания родителей. А дальше — все вместе в поход, закаляться, нырять в прорубь и бежать марафон. У Никитиных тоже было своё ощущение того, что нужно успеть всё сделать быстрее: у них была такая аббревиатура НУВЭРС — необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Кто не успел — остался неудачником!

Методика Сесиль Люпан


Она куда мягче прошлых методик и создана для сверхвнимательных и любвеобильных родителей. Методика Люпан, описанная в книге «Поверь в своё дитя», предполагает активное участие родителей в обучении ребёнка. Что они там в садике и школах понимают, вот мама научит всему сама! В этой методике предусматривается то, что родители сами разрабатывают программу обучения, креативят с учебными пособиями и устраивают целые обучающие театральные представления. Я бы хотел посмотреть на креативный подход к обучению принципам сопромата, но мою фантазию глушат какие-то стандартизированные университетские барьеры.

Методика Гленна Домана


Вообще, первоначально она разрабатывалась для детей с задержками развития, но оказалось, что она и с обычными детьми работает неплохо. Доман тоже поддерживал идею того, что нельзя тратить время зря, и призывал учить чтению и счёту детей с 6 месяцев. Наиболее яркой деталью его методики являются карточки, с помощью которых он предлагал родителям обучать детей. Если обычно изучение начинается с запоминания букв, потом слогов и уж только затем слов, то Доман сразу начинал с последнего: кратковременной демонстрации карточек со словами и проговаривания их вслух целиком. Проблема в том, что понадобится туча этих карточек, даже если словарный запас родителей ограничен наименованием товаров в «Ашане».

Методика Монтессори

Чуть ли не главная мировая методика в области комплексного раннего развития ребёнка, ведь она такая креативная, такая классная! Весь креатив заключается в том, что ребёнку можно делать что угодно — НО только со специальным набором предметов от Монтессори. То есть организуется пространство для ребёнка с определённым набором «игрушек», направленных на его развитие. Создаётся своеобразный аквариум, где годовасиковые рыбки учатся всему подряд, используя всякий педагогический хлам. Методика рассчитана на то, что Монтессори всё проработала и ребёнок всё усвоит. Никаких домашних заданий и экзаменов, всё на уровне «понял? понял». Но это хотя бы развивает нужную долю самостоятельности у детей. К 4-м годам его уже можно в магазин отправлять.

Вальдорфская педагогика

Самая мутная методика. Да, она больше ориентирована на развитие творческих способностей ребёнка, а креативность, нацеленность на результат и хорошее настроение — три столпа нашего общества. Но корни этой методики лежат в антропософии, а там и до серьёзных оккультных движений недалеко. Вообще, близость к таким идеям — по сути, основная причина для критики данной педагогики, а по результатам его деятельности есть и Нобелевский лауреат, и Дженнифер Энистон. Но на всякий случай: ктулху фхтагн!

Теория Кэти Херш-Пасек и Роберта Голинкоффа


Более современная теория, которая немного противоречит сложившейся системе образования: зачем учить ребёнка читать и писать — давайте научим его общаться. Как-то так. Нет, они не предлагают вырастить ребёнка безграмотным, но предлагают больше уделить внимание социальному обучению. Они разработали «Табель успеваемости 21 века», в который входят общение, сотрудничество, критическое мышление, содержание, доверие и креативные нововведения. И для каждого из них — четыре уровня развития. Вот так это выглядит для критического мышления, например: принимаем правду (мне сказали, что я тупой), узнаём про разные версии правды (но у меня есть красный диплом), мы узнаём разные мнения (мама говорит, что я особенный), проверка фактов (смеюсь с мемов про ъуъ — я действительно тупой).

Через тернии в пропасть


Не у всех родителей намерения благородные, когда дело доходит до прогрессивного обучения. Для некоторых из них это процесс воспитания собственного клона, чтобы реализовать свои несбывшиеся мечты. Но плохой теннисист не всегда сможет вырастить гениального теннисиста — даже в формулировке это звучит неправдоподобно.

Другой тип родителей старается вырастить успешного человека, чтобы безбедно жить в старости, манипулируя талантами своего сына (можно вспомнить историю отца Майкла Джексона). И получается, что ребёнка начинают насиловать спортивными тренировками, которые не приносят ему никакого удовольствия, а лишь наносят непоправимый вред психическому и физическому здоровью. Или его начинают натаскивать на математические олимпиады, и родительская любовь для него будет в дальнейшем ассоциироваться лишь с научными победами, а ведь она его по праву рождения, де-юре. Здесь уже начинают пробиваться сквозь землю детской психики комплексы, урожай которых он соберёт в зрелом возрасте.

Есть существенные проблемы и с нашим школьным образованием, где выскочек в принципе не любят, а талант и гениальность — это в первую очередь отклонение от нормы. А у нас всё принято усреднять, срезать слишком выбивающиеся из общего снопа колосья. Но всегда можно наладить контакт с преподавателем, который будет чуть более неравнодушным к ребёнку, если увидит его повышенный интерес к какой-то из областей знаний. Не нужно включать при этом сумасшедшую мамашу и делать выбор за ребёнка — лучше прислушаться к наблюдениям учителя (который видит его чаще) и непосредственно узнать, что более интересует твоё чадо. Помни, что счастливый ребёнок СЕЙЧАС важнее, чем ВОЗМОЖНЫЙ гений где-то ПОТОМ.

Загрузить еще