Как тут жить

Задорнов, Шейнин и Крым: почему важно не отстраняться от пропаганды и знать, как она работает

Роман Федоров Роман Федоров
Абстрагироваться от потока бреда, льющегося на тебя из телевизора, — поступок разумного человека. Но так ты делаешь одолжение пропагандистам.

В новой статье Royal Cheese расскажем о приемах пропаганды на примерах и о том, почему ей важно противостоять. Как минимум ты будешь в курсе использованных против тебя манипуляций, как максимум — научишься избегать внушений и будешь относиться к поступаемой информации критически.

Как работает пропаганда

В мире, где факты перевираются, люди ставят друг на друге ярлыки, а любая новость подвергается сомнению, сложно остаться трезво мыслящим человеком. По этой причине многие люди приходят к логичному выводу: «Зачем мне за этим следить?».

Ситуацию можно сравнить с шумом за пределами дома. Когда ты слышишь что-то единоразово, ты подходишь к окошку проверить, что случилось. Когда шум постоянный — ты просто закрываешь окно.

В этом цель пропаганды — мешать людям взвешивать факты и обдумывать вещи коллективно. Многие, как правило, самые разумные, от такого дискурса предпочитают отключиться по типу закрытого окна. Это противоположно тому, что мы должны делать.

Нам нужны условия для разумного разговора о серьезных проблемах в обществе. Тех же личностей, кого заставили замолчать, мы должны возвысить посредством гражданской риторики, чтобы сократить разрыв, отделяющий нас от свободного общества будущего.

7 приемов пропаганды

Приведем примеры, которые иллюстрируют работу пропаганды и помогают лучше понять природу манипуляций.

1. Обесчеловечить врага


Лучший способ противостоять пропаганде — понять, как она подрывает общественный разум. Возьмем для примера нацистскую Германию, которую «сделала» правильно выстроенная пропаганда. Наравне со словом «пропаганда» мы будем использовать слово «убеждение», потому что, по сути, это оно и есть.

Именно убеждение позволило сделать так, что тысячам немецких карателей казалось абсолютно нормальным убивать в перерывах между перекусами и прослушиванием классической музыки. Логичным образом назревает вопрос: как у нацистов это получилось?

В первую очередь в немецком обществе зрели антисемитские настроения: считалось, что евреи отнимают рабочие места и избегают тяжелого труда. Пришедшие к власти Адольф Гитлер и его сторонники активно использовали этот негатив в своей риторике.

Уже позже начнут выходить детские книги, учебники и даже комиксы, где арии были показаны как господствующая раса, а евреи представлены как ненадежные паразиты. Их начали активно сравнивать с ядовитыми грибами, крысами и рабами.

Иными словами, убеждение хочет лишить врага человеческих качеств и сделать его убийство равноценным убийству комара. Ведь другого способа заставить одного человека убить другого просто не существует — в нас не заложена бессмысленная жестокость. На все требуется причина.

Любое отклонение от этой нормы — либо результат психической болезни, либо плод труда пропагандистов, которые изменили твое отношение к определенной группе и сделали допустимым убийство ее членов.

2. Привить сомнительные качества

В интерпретации известного российского комика Михаила Задорнова американцы — глупая, недовольная и мелочная нация. Вместе с тем формулировка слова «американец» не подразумевает какой-то конкретный этнос. То есть американская культура отождествляет нацию не с расой и происхождением человека, а с гражданством Америки. Тем самым, американцем может быть представитель любого этноса, в том числе и русского.

Стереотипы — это излюбленное поле работы ленивых комиков, составителей сборников анекдотов и пропагандистов. У того же Задорнова встречаются действительно смешные шутки, однако мы настаиваем, что интеллектуальные способности не привязаны к нации человека.

Возьми на вооружение цитату Анатолия Приставкина: «Не бывает плохих народов — бывают лишь плохие люди». Ведь проводить черту под всеми, не вдаваясь в детали, — это то, чего от тебя пытается добиться пропаганда.

3. Хороший или плохой поступок

Начнем с простой аксиомы. В любой войне боевые действия ведут не политики. Их интересы отстаивает молодое поколение, дети, чьи идеалы изменены убеждением, или те, кого на войну против их воли закидывало государство. Вспомни Чеченский конфликт. Воины-интернационалы, призывники, срочники и контрактники. Сколько было из них тех, кто верил, что вершит благое дело? Например, стабилизирует обстановку в неспокойном регионе.

Десятки тысяч молодых людей оказались зажаты в тисках между молотом и наковальней. Это классический пример, когда убеждение подается под соусом «благого дела». Осознание же приходило слишком поздно, когда все мосты были сожжены.

Или другой пример, относительно свежий. Все прекрасно знают, что Украина и Россия после ситуации с Крымом воюют между собой, в том числе на поле убеждения. Одни говорят, что Крым украли, другие, что законно вернули. И те, и другие пытаются убедить свои нации в правоте.

Не будем давать этой ситуации оценку, чтобы не провоцировать разногласия между людьми. Напомним, что общество в руках политиков — это ресурс. И чтобы добиться от общества действий в защиту своих интересов — применяется убеждение.

В видео ниже мы можем наблюдать влияние украинской пропаганды на ум простого человека, которая использует классический прием — обвинение в плохих поступках. В итоге адресат убеждения отождествляет поступок группы политиков с поступком конкретно взятого человека.

4. Козлы отпущения

Их можно видеть почти в любом шоу по федеральному ТВ. В такие передачи приглашаются специальные люди, которые либо не могут отстоять свое мнение, либо находятся в меньшинстве или в условиях, в которых это крайне сложно сделать: их могут попросту перебить и не дать высказаться.

Поэтому, соглашаясь на участие в каком-нибудь «Время покажет» в качестве оппозиции, ты заведомо играешь на поле врага, где все будет против тебя. Отличным примером является пропагандист Артем Шейнин: в своих передачах он не раз переходил на личности, а аргументы обходил стороной.

Так было с украинским блогером Сергеем Запороженко, которому он предлагал поесть из ведра с надписью «г**но», или с Майклом Бомом, которому и вовсе не дал высказаться и набросился на него с кулаками.

5. Создать повестку дня

Свыкнуться с мыслью, что контент, который ты видишь на экране своего смартфона, кем-то избирательно выбирается, — сложно. Однако это отчасти так и касается любой новости, которую активно раскручивают СМИ.

Любая информационная ферма, будь то любимый паблик ВКонтакте или канал в Telegram, контролируется кем-то. Возьмем для примера редакцию Royal Cheese: тут в основном свободно мыслящие люди, а значит, новости и материалы появляются соответствующие. Но мы не формируем повестку дня так сильно, как это делают федеральные каналы.

К примеру, в стране основная проблема — это то, что кончились помидоры. Однако повестка дня будет формироваться таким образом, что, на самом деле, не хватает огурцов. И не у нас, а у соседней страны, которой обязательно нужно с этим помочь.

Новость про дефицит огурцов более выгодна правительству, ведь она позволяет отвлечь внимание от дефицита помидоров. Ее пускают на поток. При этом ЛЮБАЯ новость, которая освещается чаще, автоматически воспринимается человеком как более важная.

6. Другие скрытые техники

Мы описали приемы из методичек пропагандистов, которые лежат на поверхности. Вместе с тем способов манипулировать существует масса. Вот некоторые из них:

  1. Нападение на личность человека, а не на его аргументы. Мы склонны рассматривать контекст личности человека, когда тот делает заявления. Этим пользуются пропагандисты, убеждая нас, что такие люди некомпетентны и вообще грешники, однако и грешивший в жизни человек может говорить разумные вещи.
  2. Многократное повторение одной и той же мысли. Суть этого приема состоит в том, что многократно повторяемый лозунг со временем может начать восприниматься человеком как истина.
  3. Ссылка на авторитеты. Цитирование известных личностей, чтобы поддержать идею, аргумент или выбранный курс.
  4. Красивые люди. Важный момент: убеждение свойственно не только политической игре, но и миру рекламы, ведь главная цель производителя — продать тебе товар, убедить тебя в его необходимости. В этом смысле раньше были популярны рекламы с участием красивых девушек, которые нацелены на сексуальные желания мужчин как целевой аудитории. Или другой пример: ролик Вооруженных Сил Украины, который показал красивых молодых людей с оружием и в экипировке. У зрителя такое видео пробудит солидарность и облагородит в его сознании военное дело.
  5. Любовь к последовательности. К примеру, мы можем любить актера, но НЕ любить какого-нибудь кандидата. Чтобы привлечь тебя проголосовать за этого кандидата, социолог может порекомендовать партии купить голос актера. Тогда ты встанешь перед выбором: либо не любить актера, либо любить кандидата. Нам не нравится несогласованность. Это типичная человеческая черта. По итогу ты выберешь что-то из двух, хотя стоило бы отделять политические взгляды и талант, тем более что актер не всегда компетентен в области политики.
  6. Перегруженный лексикон. Вместо изменений — «реформы», вместо войны — «конфликт», вместо вторжения — «интервенция», вместо насильственного присоединения — «аннексия» и т. д. Это пыль в глаза, которая мешает вдаваться в истинную суть действия.

О том, что делать с этой информацией и как обезопасить себя от пропаганды, читай в последнем пункте.

7. Выводы: как противостоять пропаганде

Джэйсон Стэнли, автор книги «Как работает пропаганда», убежден, что клин клином выбивают, а лучший способ противостоять пропаганде — понять, как она подрывает общественный разум. Тут важно усвоить: цель не спастись от пропаганды, цель — не способствовать темным задачам, которые она преследует.

Иными словами, мы должны научиться поддерживать разумную дискуссию, а на авторитарную пропаганду отвечать пропагандой гуманистичной, автоматически объединяющей нас в единое целое. Ведь таковы мы в сути: миролюбивые и открытые друг другу.

Побочная цель авторитарной пропаганды — стравить нас между собой, использовать в своих целях и отклонить мыслящих людей от участия в общественном обсуждении по принципу закрытой форточки.

Никто в здравом уме не хочет войн и убийств. Человек ценит свободу и справедливость, а общество, терпимое к различиям, где подвергаются сомнению наши собственные взгляды и есть уважительное отношение к взглядам других, является истинно демократическим. Не становись аполитичным, верь в изменения и, пожалуйста, не закрывай свое окно.

Читай также:

Загрузить еще