Просвещение

6 современных отечественных режиссеров, за которых не стыдно

Алина Исаева Алина Исаева
Ищем таланты там, где, казалось бы, все плохо и потеряно — в российском кинематографе.

Только ленивый не ругает сегодня российское кино — впрочем, есть за что. Складывается впечатление, что или нас держат за идиотов, которые схавают все, что им будут крутить в кинотеатре, или же киноделы чувствуют свою абсолютную безнаказанность, растрачивая выделенные государством деньги на все, кроме заявленного фильма. Однако, как говорится, не перевелись на Руси мастера, которые делают кино не ради кассы, а ради искусства, — и хочется, чтобы зритель узнал о них чуть больше.

1. Иван Твердовский


Этот молодой и деятельный режиссер, к сожалению, популярнее за океаном, чем на родине. Начать знакомство с его творчеством стоит с короткометражек, некоторые из которых сняты Иваном еще в студенчестве: «‎Собачий кайф», «‎Болевые точки», «‎В активном поиске», «‎Святая канавка» и другие. Стильные, полные тихой тоскливости зарисовки о России и о судьбах, душах и мыслях живущих в ней людей. Почерк документалиста, унаследованный от отца, делает из Ивана мрачного сторителлера, который рассказывает очень сильные истории.

Самой яркой страницей в карьере Твердовского остается его фильм «‎Зоология» — провокационная, лиричная, эмоциональная драма про женщину с хвостом. Мы ничего не будем объяснять и спойлерить — просто удели один вечер и посмотри сам. Фильм снискал международное признание и получил множество наград. Но вот в кинотеатрах ты его наверняка не видел — в отличие от зрителей из США, Канады, Ирландии и Великобритании. Будем ждать от Вани новых потрясающих работ.

2. Юрий Быков


Пожалуй, в нашем списке Быков — самый известный и успешный режиссер. У него было тяжелое детство: рос он в Рязанской области в самый разгар 90-х. О мрачности своих картин он отзывается так:

«А что может снимать человек, которого в детстве будила мать, для того чтобы ночью идти воровать с колхозного поля капусту, потому что есть было нечего?»

Юрий Анатольевич — человек разносторонний, и карьеру в кино он начал как актер. Свой дебютный фильм он снял не так давно, в 2010 году, — это была остросюжетная, гнетущая философская драма «‎Жить», поднимающая неразрешимые и страшные экзистенциальные вопросы. Стравливая на экране страх смерти и моральный выбор и заставляя своих героев выбирать между совестью и собственной жизнью, режиссер приходит к самому непредсказуемому результату. Другая, более известная лента Быкова «‎Дурак» — новое прочтение классической русской истории о «‎маленьком человеке»: главный герой пытается спасти разрушающийся дом и его жильцов.

У Быкова свой узнаваемый режиссерский почерк: его фильмы проникнуты тяжелыми дилеммами, желтовато-сероватыми красками нашего менталитета, безысходной болью и надрывом, который понятен каждому русскому человеку. Совсем недавно мастер порадовал поклонников новой картиной: в 2018 году вышел криминальный триллер «‎Завод», воплотивший все лучшие черты быковского стиля.

3. Аня Крайс


Дебютантка, у которой есть все шансы прочно закрепиться на Олимпе независимых режиссеров. Ее карьера началась тоже довольно поздно: в 29 лет Анна выпустила свою первую и пока что единственную картину «Нашла коса на камень». Аня с рафинированной честностью рассказала о жизни провинциального города — но так, что смотреть на это действительно интересно. И страшно. Фильм получился болезненным и тяжелым, оттого что происходящее на экране напоминает гротеск, а когда ловишь себя на мысли о том, что все списано с реальности до последней черты, — становится не по себе. Столкновение менталитетов, насилие, нищета, коррупция и человеческие страдания — и все это в переплетении судеб нескольких персонажей в маленьком, тесном Иваново, напоминающем Калинов у Островского. Аня признается:

«‎Меня вдохновляет жизнь, а не искусство».

К сожалению, следующая ее картина выйдет, очевидно, не скоро — Аня находится в поиске продюсера.

4. Кантемир Балагов


Кантемир — один из молодых светочей российского кинематографа. Ученик знаменитого Александра Сокурова, дебютировавший в 2017 году с великолепной драмой «‎Теснота», которая завоевала приз FIPRESCI на Каннском кинофестивале. В том же году режиссер удостоился премии GQ России в категории «Открытие года» — абсолютно заслуженно. Балагов продолжает лучшие традиции советской киношколы — а это в наше время дорогого стоит.

Сегодня фамилия Балагова на слуху в среде любителей кинематографа, в мае вышла его новая лента «‎Дылда» — красочная, тихая драма о послеблокадном Ленинграде. Кантемир нащупал в изъезженной вдоль и поперек теме нетронутый нерв: война и женщина, послевоенный быт и посттравматический синдром. Наши режиссеры привыкли рассказывать о войне либо в ура-патриотическом ключе, либо в стиле «‎победили вопреки, с одной винтовкой на троих». Ежегодно под 9 мая или 23 февраля нам выкатывают очередной слезовыжимательный Сталинград, танк, самолет или панфиловцев — и народ с мазохистским удовольствием делает таким фильмам кассы. Кантемир сломал систему и развернул историю о Великой Отечественной на 180 градусов, рассказав о том, что война сделала с людьми и со всем человеческим, что в них было. Это молчаливая, как пожелтевший снимок из сороковых, лента, снятая с огромным уважением и сочувствием ко всем, кто пережил трагедию блокады.

5. Марианна Яровская


Еще немного задержимся на теме исторических фильмов, но теперь поговорим про российскую документалистику. Часто ли наши соотечественники оказываются в шорт-листе номинантов на Оскар? Очевидно нет. Но в 2019 году лента российского режиссера Марианны Яровской «‎Женщины ГУЛАГа» попала в список претендентов на номинацию «Лучший документальный короткометражный фильм». Марианна бережно собрала воспоминания выживших заключенных в кровавые четки — истории о репрессиях, семьях, расстрелах и кошмаре советских лагерей из уст тех, кто прошел через весь этот ад. О сталинских репрессиях сейчас не запрещается говорить вслух, но все равно эту тему обходят стороной, будто бы рефлекторно. Этакая диссоциативная амнезия национального масштаба: почему-то о геноциде собственного народа в России вспоминают менее охотно, чем о Холокосте. И хотя номинацию «Женщины ГУЛАГа» не получили, Яровскую услышали в мировом сообществе — она громко заявила о проблемах нашей национальной памяти и собрала бесценный материал. Каждый кадр, каждый план с отточенным мастерством передает эмоции героинь и позволяет прочувствовать их воспоминания.

6. Ксения Зуева


Ксения дебютировала как режиссер полного метра в 2017 году с картиной «‎Близкие» — драмой о семье, всеразрушающем быте московской хрущевки, ссорах и взаимной глухоте, которая крушит то, чему предписано быть вечным. Довольно редкая для отечественных режиссеров тема — их всегда больше тянет к глобальному и общечеловеческому. Ксения смогла передать палитру негатива, давления и эмоциональной тяжести очень сочно, создать атмосферу напряжения, побудить зрителя к сочувствию и, что важнее, рефлексии — после просмотра каждый задумается о том, что однажды может стать слишком поздно и ничего нельзя будет исправить.

В карьере Ксении есть три замечательные короткометражки, каждая из которых достойна внимания: «‎Ребенок» (о матери-одиночке), «‎Геля» (о девушке, которая заботится о деспотичной матери-инвалиде) и «‎Мерцание» (о смерти, случайном сексе и переосмыслении собственной жизни). Сейчас режиссер работает над новым проектом — ждем новостей.
Загрузить еще