Просвещение

Альтернативная комедия, моментальная критика и отсутствие реквизита: стендап как юмористический жанр

Катарина Довлатова Катарина Довлатова
Royal Cheese — об истории стендап-комедии и важной роли этого жанра в культуре.

Стендап — странное развлечение: у него нет повествовательной структуры, сюжета, истории или предыстории. Это комедия, которая сводится к двум самым важным основам: автору и аудитории. Royal Cheese отправляется в мир stand-up, чтобы разобраться, что это за вид перформанса, где комик — единственный человек в зале, который не смеется.

Кто изобрел стендап?

Чарльз Диккенс считал американцев не очень забавным народом:

«Они определенно не юмористы. Их темперамент всегда производил на меня впечатление унылого и мрачного характера».

Это не значит, что не было ранних американских юмористов. Август Болдуин Лонгстрит, Артемус Уорд и Марк Твен помогли создать комедию в Америке. Но их юмор характеризовался длинными рассказами, отличался от едкой сатиры французского карикатуриста Оноре Домье или концепции английского журнала «Punch», который развил современное понимание мультфильма. Все изменилось в конце 19 — начале 20 веков: именно тогда в Штатах родился стендап, который в конечном итоге трансформировал комедию во всем мире.

Историки прослеживают истоки стендап-комедии в конкретном месте: в Нью-Йорке на бурлеск-шоу. Они процветали в театрах после 1868 года. Хотя жанр и был известен танцами и стриптизом, но отличался своими энергичными и динамичными комедийными номерами, которые назывались «водевиль». Авторы разработали собственную концепцию выступления, воздействуя на конкретную аудиторию: коренные американцы и рабочие-иммигранты. Они лучше всех были знакомы с хаотичным характером современной городской жизни, их совершенно не интересовали уютные, домашние истории. Историк Джозеф Боскин в своей книге «Призма юмора» писал

«Бурлеск обеспечил как бегство от современных городских условий, так и конфронтацию с ними. Стоит ли удивляться тому, что шоу были взрывными, лишенными ограничений, граничащими с оскорблениями и фарсом».

По его словам, стандартные «шутки» включали в себя упреки в сторону жен, свекровей и открытый вызов властям. Тогда, как и сейчас, особенно популярно было подтрунивать над политиками. Все это не только сформировало сюжет, но и изменило структуру выступлений. Боксин говорил:

«Темп комедии, как и движение улиц, был стремительным, динамичным и обладал узнаваемыми характеристиками».

Развивающаяся киноиндустрия в конце концов затмила театры водевиля, но все же эмористический стиль, который успел сформироваться, сохранился. В последующие десятилетия его совершенствовали Сид Сизар и Хенни ЯнгменВ 1950-х и 1960-х годах он стал приобретать более агрессивный оттенок благодаря выступлениям Ленни Брюса, Дика Грегори и Морта Сала в фолк-клубах, таких как Hungry I в Сан-Франциско и Bitter End в Нью-Йорке. 

Соединенным Штатам было суждено воспитать новую форму комедии. Однако вопрос «Кто был первым?» не закрыт. Некоторые указывают на Чарли Кейса, популярного исполнителя театра, согласно книге Эдди Тафойе «Наследие мудрости». Кейс вышел на сцену в 1880-х, и в 1890-х сделал то, чего никто и никогда не осмеливался: рассказал комический монолог без реквизита и костюмов.

Сегодня о нем мало что известно. Он популярен своими абсурдными балладами, например «Был один бедный молодой человек, который покинул свой загородный дом». Ее позже озвучил Уильям Филдс в фильме 1933 года «Роковой бокал пива».

Операция по спасению

Совет по делам искусств Англии недавно включил комедию в условия Фонда восстановления культуры, что является частью пакета чрезвычайных мер, чтобы помочь учреждениям оправиться от удара, нанесенного экономике во время пандемии. Это событие привлекает внимание к пренебрежению, которое Совет проявлял в прошлом к стендап-шоу. Поэтому сейчас — лучшее время, чтобы пересмотреть юмор как искусство. 

Стендап создается не только исполнителем. Это совместная работа комика, публики и самого места проведения. Точно так же, как театр устроен для драматических представлений, а галерея освещена для показа картин, стендап-концерт должен оформляться таким образом, чтобы вносить определенный контекст в монолог.

В отличие от других форм искусства, стендап-комедия больше похожа на разговор, во время которого всем становится очень смешно — или не очень. И в свою очередь эта мгновенная критика часто формирует обстановку. На первый взгляд выступление может показаться мимолетным и довольно несущественным, или же оно запомнится только тем, кто стал его свидетелем. Однако для автора каждый выход к зрителям формирует и реконструирует монолог, подготавливая его к следующему разу. Таким образом, площадка создает что-то уникальное, что привязано к конкретным людям и месту.

Концертный зал, бар или любая другая имитация сцены — это не просто локация. Это то, что привносит контекст. А аудитория не просто толпа незнакомцев — это самый настоящий коллектив, который реагирует и тем самым вносит коррективы в будущие выступления комика. 

Читать по теме: «От «Кукол» до Поперечного: как эволюционировал юмор в России»

Традиция

Стендап-комедия в ее нынешнем представлении уже более 50 лет является частью американской и британской культуры. Она родилась из певцов мюзик-холла и театра начала 20 века и трансформировалась в исполнителей, которые выступали с остросоциальными и политическими монологами в фолк-клубах и барах.

С появлением альтернативной комедии 1980-х жанр был колонизирован телевизионными шоу, которые стали основой ТВ-программ нулевых, а сейчас породили целую субкультуру.

В России его развитие началось намного позже, в начале 2000-х, когда стартовало шоу под названием «Comedy Club». Сначала это были короткие сцены от Павла Воли, напоминающие выступления западных стендап-комиков. Одним он пришелся по душе, другие же окрестили его творчество безвкусицей. С тех пор эфиры телеканалов стали наполняться комедией: «Убойная лига», «Смех без правил», а позже и «Stand Up» на ТНТ. Некоторые проекты уже давно перестали существовать, но последний все еще популярен. Многие комики, начинавшие с этой передачи, сейчас разъезжают по стране с сольными концертами. Жанр активно «путешествует», не ограничиваясь только ТВ. Почти в каждом большом городе можно отыскать клубные площадки, где любой заинтересованный способен попробовать себя в роли стендап-комика.

В передачах и на YouTube мы наблюдаем, как профессионалы и любители поощряют концерты своих коллег, организованные не ради прибыли, а для обеспечения самого главного ресурса — сценического времени, в течение которого создается самое настоящее искусство, будь то 5 минут или час. 

Читать по теме: «Где тут смеяться? Как русский стендап стал главным комедийным жанром в стране»

Загрузить еще