Просвещение

Часть культуры и двигатель жестокости: как эволюционировало аниме

Катарина Довлатова Катарина Довлатова
Как аниме говорит о культурных проблемах Японии, и почему его запрещают в других странах.

Анимация или «аниме» пришла в мир поп-культуры из Японии и за несколько десятилетий получила признание в разных странах и народах. Всеобщий интерес породил самую настоящую субкультуру: компьютерные игры, косплеи, комиксы, мультики. Однако не все общества так доброжелательно относятся к традиционному виду искусства.

Аниме как эволюция

Уникальность аниме заключается в сложности повествования и особой эстетике. Помимо того, что жанр — развлекательный продукт, это еще и окно в Японию для всего остального мира, поскольку мультики и комиксы раскрывают различные аспекты самобытной культуры. Здесь все: еда, язык, архитектура, праздники, история, религиозные церемонии, искусство, а самое главное, повседневные отношения между людьми. Неоднородность и разнообразие стилистики постановок, сюжетов и повествования говорят о том, насколько широка и многогранна японская культура, в особенности в отношении идентичности страны, в которой аниме — поле битвы между традициями и современностью.

Аниме считается технической эволюцией традиционной японской манги, которая появилась еще в конце 19 — начале 20 века, во время активного развития торговли и взаимодействия с остальным миром, ведь до 1853 года страна находилась в изоляции. Творчество по сути, отражает переход к эпохе глобализации.

Это не просто японские комиксы, это искусство, объединяющее стиль традиционной японской живописи или «укие-э» и формат западных комиксов. «Изобретателем» считается художник Осаму Тэдзука. Его стиль придал персонажам нежность и гуманизм, которые оставили такую отличительную черту, как типичные непропорционально большие глаза. Astro boy — первая научно-фантастическая комикс, рассказывающая о роботе, миссия которого — спасти Землю от нападения инопланетян. Именно популярность сюжета и оформление послужило вдохновением для создания короткометражных анимационных фильмов, то есть аниме. В 60-х жанр начал расширяться и стал достаточно популярным. На экраны стремительно выходили: «Железный человек 28», «Мазингер Зет», «Gundam», в которых герои сражались с монстрами. С 90-х годов аниме начинает плотное взаимодействие с кинематографом и переживает взрыв и успех на международном уровне вместе с Pokemon, Sailor Moon, Sakura Card Captor, Dragon Ball и Digimon.

Проблемы общества

Помимо особого подхода к иллюстрации и повествованию, здесь нет классического добра и зла, сюжет — сложный, запутанный по сравнению с западными классическими мультиками. Аниме пронизано «сообщениями», моралью и определенными идеалами, адресованными всей японской аудитории. С другой стороны, в свои сюжеты авторы вкладывают критику в сторону японской системы и раскрывают социальные проблемы, с которыми сталкиваются граждане. Так обстоит дело с «Welcome to the N.H.K.», в котором 25-летний парень пополняет число хикикомори из-за высокого уровня безработицы, отсутствия друзей и трудностей в учебе. Тацухиро Сато находит себя в манге и аниме, которые отражают реальность японцев. Такой вот замкнутый круг.

Еще одна проблема граждан — крайняя степень застенчивости, забота о своем личном пространстве и неумение ладить с обществом. В «Унесенных призраками» Хаяо Миядзаки страх перед неизвестным представлен в образе Бо, который из-за гиперопеки становится хикикомори, запирается в своей комнате, возможно, из-за страха и разочарования по поводу общественных ожиданий. Работа Миядзаки также показывает современное положение японца в мире труда. Главная героиня начинает работать, несмотря на юный возраст, и почти забывает о своей личности. На работе японцы полностью забывают о себе и отказываются от личной жизни. Кроме того, в мультике изображено глубокое культурное столкновение старых и новых традиций. Тихиро идет в лес и пугается при виде досодзин: синтоистских божеств, связанных с путешественниками и дорогами. Она боится именно потому, что не узнает их. Девочка — собирательный образ нового поколения, которое не знает о некоторых традициях.

«Евангелион» рассказывает о кризисе между отцом, практически рабом своей работы, и его сыном, который находится в подростковом смятении. Все это приправлено историей о роботах, управляемых молодыми людьми, которым предстоит спасти мир от неких существ, называемых ангелами. Аниме показывает конфликтные отношения между поколениями, чувство брошенности, разочарования и неспособности проявить заботу и привязанность.

Несмотря на то, что основа некоторых аниме — научная фантастика и технический прогресс, традиционные японские обычаи по-прежнему занимают важное место. Например, в большинстве сюжетов можно заметить религиозные отсылки. В культуре преобладают синтоистские и буддийские праздники, хотя многие японцы больше не исповедует эту веру. Часть ландшафта мультиков — культурные храмы. Часто герои являются историческими персонажами: самураями, а вместе с ними раскрывается традиционная эстетика феодальных времен. В «Наруто» можно заметить явные отсылки к историческим сюжетам: Джирайя, Цунаде и Орочимару.

Аниме и запреты

В большинстве западных стран аниме было хорошо принято как аудиторией, так и политиками. Лишь в некоторых случаях были запрещены конкретные произведения из-за спорной тематики или посыла. Например, в Китае под запретом оказались больше 30-ти картин, включая «Fate/Stay Night», «Наруто», «Темный Дворецкий», «Claymore», «Berserk», «One Piece», по причине борьбы с пропагандой насилия и сексуальных извращений.

Отношения аниме с СССР всегда были неоднозначными. Поэтому советская аудитория долго не была знакома с необычной японской анимацией, исключением стали: «Летающий корабль-призрак», «Кот в сапогах» и «Двенадцать месяцев». Полноценное знакомство началось с 90-х, когда по телевидению запустили «Сейлор Мун: Луна в матроске». В 2000 году аудитория познакомилась с аниме-сериалом «Покемон». До этого времени термин «аниме» использовался довольно редко. Позже в журнале «Страна игр» появилась рубрика, посвященная японской массовой культуре, под названием «Банзай!». С годами аниме в России привлекло достаточно много людей, сформировав фан-базу.

Несмотря на положительные отклики граждан, у государственных органов к аниме есть множество претензий. Кроме того, на слушании 20 января в России было принято решение запретить аниме «Тетрадь смерти», «Инуяшики», «Эльфийская песнь» и «Токийский гуль». В сюжетах прокуратуру смутили сцены с оторванными частями тела, нетрадиционными сексуальными отношениями, расчленением и жестокими убийствами. Олег Эрлих, эксперт со стороны прокуратуры, уверен, что эти сюжеты потенциально опасны для ребенка. Он заявляет:

«Само название «Тетрадь смерти» уже — когда возникает проблема суицидального поведения — достаточно одного названия, чтобы говорить, что идет косвенное, но достаточно мотивирующее воздействие на ребенка. Это побуждает детей думать в этом направлении и наносит вред психике несовершеннолетних»

Опасение по поводу влияния аниме «Тетрадь смерти» возникло еще в 2013 году, когда 15-летняя девочка, обладавшая коллекцией манги, покончила жизнь самоубийством. После чего пронеслась целая волна самоубийств, совершенных якобы по примеру персонажей из комиксов и аниме. Все же у аниме и манги есть своя сплоченная фанбаза, которая и так знает, что и где смотреть, поэтому вряд ли блокировка даст свои плоды. В конце концов, все зависит от разного уровня восприятия и устойчивости психики. Порой даже в самых безобидных вещах люди находили что-то, что толкало их на ужасные поступки.

Читай также:

Загрузить еще