Дорогостоящая копирка: что такое тиражное искусство
Термины «тиражное искусство» или «multiple art» кажутся чем-то вторичным, неприметным, а иногда не совсем понятным. На арт-рынке понятие не является термином дешевой фабричной продукции, наоборот, этот сегмент относится к числу важных объектов в мире искусства. Что такое тиражное искусство, — разбирается Royal Cheese.
Доступность и уникальность
Главное отличие от других произведений живописи и их распространения состоит в том, что производство сразу нескольких образцов одного и того же предмета — идея и желание самого художника. Это одновременный тираж фотографий, скульптур, керамических изделий, ксилографии, гравюр или шелкографии, а не копии, так, все они равноценны для коллекционеров и желающих приобрести продукт. Репродукции, в отличии от тиражного искусства, — это побочный симптом признанной славы и популярности. Художники и компании копируют работу с указанием автора, который иногда даже не подозревает о ее существовании. Как правило, ее ценность невелика.
В галереях и каталогах, которые предоставляют крупные аукционы, тиражные позиции относятся к категории Prints & Multiples Art. Сегмент популярен не только среди крупных компаний и коллекционеров, но и среди широкой публики, поскольку он служит отправной и самой доступной точкой на рынке искусств. Приобретение пронумерованных и подписанных автором картин или скульптур дает возможность начинающим коллекционерам начать деятельность и стать частью большого культурного сообщества. Кроме того, покупка тиражного предмета — это единственная возможность получить произведение любимого творца. Это особенно уместно, если мы говорим об уличных художниках или тех, кто занимается перфомансом.
Общество сформировало мнение, что явление тиражного искусства и его востребованность — дело рук современных художников и арт-галерей, которые расцвели в эпоху технического прогресса. Это не так, «multiple art» существует уже много веков, а интерес к нему не перестает угасать.
Точка отсчета
Началом расцвета тиражного искусства специалисты считают 14 век, именно тогда в Европе начали переносить на бумагу или ткани изображения и картины. Изначально технику пустили в ход ювелиры и художники по керамике для того, чтобы сохранить у себя нанесенный рисунок. Первыми граверами в северной Европе были именно выходцы из семей, где отцы занимались ювелирным делом: Мартин Шонгауэр и Альбрехт Дюрер.
Спустя некоторое время этот метод переняли художники и издатели для хранения и использования в книжных материалах картин и иллюстраций. В самом начале пути тиражного искусства использовались незамысловатые бытовые и библейские сюжеты. Чаще всего это были изображения Девы Марии, страстей Христовых и святых. Производство тогда отличалось простотой и служило, по своей сути, дешевым аналогом полноценных произведений. Дюрер, Рембрандт и Гойя продолжили традицию, добавив свои особенности, что позволило фанатам приобрести оттиск за небольшие деньги. Хотя к производству гравюры часто привлекались отдельные специалисты, оригиналом считается тот отпечаток, который был сделан лично автором.
Последним художником, который занимался тиражным искусством средних веков, и в то же время самым первым модернистом принято считать Франсиско Гойя. Сегодня его произведения на рынке стоят больше 10 тысяч долларов. Можно подумать, что такая цена противоречит сути «multiple art». Дело в том, что это напрямую связано с ценообразованием. Более ранние работы стоят намного выше, а современные художники вполне доступны. Хотя через несколько десятилетий это может измениться. Цена каждого экземпляра зависит от времени создания и его качества. Точный период рождения произведения определяют специалисты в ходе экспертизы, обыватель узнать этого не может. С начала 17 века галереи и индивидуальные арт-дилеры ставят на обороте приобретенного экземпляра свою собственную печать, что иногда также придает дополнительную ценность и повышает конечную цену. Например, тиражная графика Пикассо, Шагала и Мунка сегодня стоит более 20-30 тысяч долларов.
Современное искусство и галереи
Спустя века тиражное искусство не потеряло своего статуса и популярности. Художественные общества второй половины 20 века особенно полюбили шелкографию и с ее помощью создавали экземпляры своих произведений. Энди Уорхол стал тем, кто популяризировал этот метод. Техника позволила ему несколько раз копировать одну и ту же работу, что естественно влияет на увеличение числа потенциальных покупателей. Коллекция его работ, объединенных под названием «Marilyn Monroe» в 250 экземплярах, сегодня считается самой продаваемой работой: от 30 до 50 тысяч долларов за один экземпляр. Самая высокая цена полного портфолио достигла весной 2019 года 3,85 миллиона. Коллекционеры не хотят расставаться с полным комплектом, поскольку это отличная инвестиция. Кроме главы поп-арта, по пути тиражного искусства, производимого с помощью шелкографии, пошли Дэвид Хокни и Фрэнсис Бэкон. Согласно статистике продаж нью-йоркского аукциона Prints & Multiples Christie’s самыми востребованными художниками являются Уорхол, Пикассо и Рой Лихтенштейн.
Современное искусство также не обошло стороной Россию. Здесь художники и местные галереи уделяют тиражам огромное внимание, так растет желание собирать экземпляры. Галерея Shaltai Edition, основанная коллекционером Валерией Роднянской, считается неким продюсерским центром для современной творческой группировки. Здесь выставлены на продажу графика Валерия Чтака, фарфоровые изделия, расписанные эскизами Владимира Дубосарского. Конечно, это не единственное пристанище тиражного искусства. Даже в ГМИИ имени Пушкина есть гравюрный кабинет.
Так, приобретение работ только обретших популярность авторов может гарантировать огромную прибыль с продажи инвестиций в будущем. Это объясняет шумиху вокруг тиражного искусства и мероприятий, где их выставляют на продажу.