Просвещение

Искусство, созданное с помощью запахов: художественная галерея Андреаса Келлера

Наталья Грицкевич Наталья Грицкевич
Искусство запахов — новое направление развития творческой мысли, которое оставляет посетителям еще больше пространства для фантазии.

Искусство представляет собой нечто большее, чем просто арт-объекты. Оно направлено на то, чтобы задевать самые глубокие струны нашей души и вести нас к новому восприятию окружающего.

Даже всего того, что, казалось бы, уже давно нам известно. В новой статье Royal Cheese говорим о новом направлении искусства, основанного на использовании ароматов.

Андреас Келлер и искусство запахов

Андреас Келлер — это основатель нового направления в искусстве, связывающего художественный образ с ароматами. Он создал арт-пространство, которое посвящено обонятельному искусству. Одна из основных целей Келлера — это популяризация мультисенсорного искусства, которое обращается не только к зрительным, но и обонятельным образам.

Арт-пространство, которое носит название Olfactory Art Keller, находится в китайском квартале Манхэттена. Располагается оно в бывшей небольшой парикмахерской, но уже привлекло внимание широкой аудитории.

Помимо прочего, Андреас Келлер — это автор книги «Философия обонятельного восприятия» и преподаватель городского колледжа философии, а также архитектурного факультета Колумбийского университета. Его деятельность направлена на поддержку художников, которые используют запахи, а также парфюмеров, заинтересованных в создании искусства через запахи.

Какой он, запах искусства

Галерея Olfactory Art Keller — это пространство, в котором разные художники могут разместить необычные работы, посвященные, в том числе, и необычным ароматам. Данные арт-объекты можно отнести не только к визуальному искусству, но и к искусству запахов.

Не так давно художник Максвелл Уильямс представил в этом пространстве серию работ под названием CNC Musk Factory — это ароматы, посвященные темам БДСМ, стыда, пыток и телесных жидкостей. Работы могут вызывать разные эмоции — от любопытства до отвращения.

Например, серия Constraint Forever, так же представленная публике, включала полоски искусственной кожи в прозрачных футлярах, которые посетители могли нюхать через отверстия в специальном органическом стекле. Поскольку запахи могут оставлять совершенно разное впечатление на разных людей, то и эмоции, полученные от такой выставки, могут оказаться диаметрально противоположными.

Как Андреас Келлер пришел к идее создания искусства запахов

На самом деле у Андреаса Келлера совершенно не было опыта, прежде чем он принял решение погрузиться в мир искусства. Открытие галереи, как сам он объяснил в одном из интервью, — это способ сказать, что важно не только визуальное восприятие мира, но и другой сенсорный опыт.

Мы погружаемся в виртуальную реальность через Интернет, социальные сети, и это отделяет нас от реальности. А вот запах, как считает Андреас Келлер, — это маркер подлинности. Ощущение запахов позволяет действовать нам иначе, чем диктуют только зрительные и слуховые образы.

На создание подобного пространства, существующего с 2021 года, Андеаса Келлера подтолкнул коронавирус, при котором тысячи людей испытали проблемы с обонянием. Так, будущий галерист решился уйти от своей основной работы в качестве нейробиолога и погрузился в создание новой философии искусства, которая неожиданно быстро стала популярной среди широкой аудитории.

Келлер считает, что именно пандемия привлекла к его галерее столько внимания. Изоляция, невозможность отправиться в путешествие и усталость от офисной рутины привела людей к поиску альтернативных способов, которые помогут переключить внимание. Одним из них стала Галерея Келлера, посвященная искусству запахов.

Первая выставка в галерее Келлера

Первая выставка в галерее Келлера была подготовлена художником М. Догерти и носила название «Лесная баня». Эта выставка отсылает нас к японской концепции синрин-йоку. Поскольку цены в период пандемии значительно выросли, посещение такой выставки — это альтернатива лечебной поездке в лес.

Скульптуры, представленные на выставке, сделаны из воска и мицелия. Они были пропитаны ароматами, которые мы обычно встречаем в лесу. Среди них — запах кедра и ели, почвы и травы, которые обеспечивают погружение в атмосферу летнего леса. Ощущения от такого погружения самые приятные. По крайней мере, публика приняла такую концепцию с восторгом.

«Парфюмеры сошли с ума»

Перейдем от концептуального искусства к более традиционным парфюмерным практикам. Известно, что в галерее Келлера проходят выставки не только необычных концептуальных работ (о некоторых из них мы уже рассказали выше). Помимо этого здесь проходят выставки работ парфюмеров, которые можно определить в группу классических.

Например, весной 2021 года в галерее Келлера прошла парфюмерная выставка под названием «Парфюмеры сошли с ума». Семь известных парфюмеров объединились для того, чтобы избавиться от условностей, которые диктует парфюмерная индустрия. Ведь главное здесь, как это часто бывает, — не искусство, а продажи и популярность продукта на рынке.

А вот участие в подобной выставке помогло парфюмерам выйти из условностей и создать ароматы, которые вызывают абстрактные ощущения. Например, ароматы, вызывающие чувство надежды и безнадежности, религиозного благоговения и прочих знакомых каждому человеку переживаний. Возможно, никто не захочет пахнуть в обычной жизни отчаянием, но вот в качестве концепции такая идея действительно достойна аплодисментов.

Будущее галереи запахов

По мнению основателя галереи, запах — это то, что довольно сложно контролировать. И это действительно так. Он не сохранится на сотни лет вперед, а значит, такое искусство носит в себе элемент мимолетности. Маловероятно, что подобное искусство станет популярным объектом для коллекционирования. Но это никак не умаляет его ценности.

Андреас Келлер отмечает, что найти художников для участия в выставке ему очень легко. Многие художники хотят выразить себя, но у них нет возможности оказаться услышанными. Галерист предоставляет им такую возможность. Причем, интересуют его не только приятные ароматы, но и сложные, отталкивающие. Ведь зачастую отрицательные впечатления запоминаются лучше, чем положительные.

Ароматизация картин, возможность потрогать их, поцарапать, чтобы появился запах, — это что-то новое в мире искусства. В то время, как на большинстве выставок в галереях искусств объекты искусства трогать запрещено, Келлер открывает такую возможность для зрителей. В этом и смысл участия.

Ожидается, что со временем подобные выставки будут пользоваться только большей популярностью. Уже сегодня каждая из выставок Андреаса Келлера вызывает всплеск общественного интереса. Неудивительно, ведь все новое и необычное всегда привлекает больше внимания, чем уже знакомое и ожидаемое.

Читай также:

Загрузить еще