Просвещение

ИЗОбразие, Ять, богатырши: что не так с российской мультипликацией

Алина Исаева Алина Исаева
Как дела у российской анимации и почему все так плохо.

Мультипликация — это любимое поколениями искусство, которое заставляет взрослых ностальгировать, а детям дарит приятные воспоминания на всю жизнь. Но далеко не всегда слово «анимация» — синоним к чему-то приятному и хорошему, и это очень печально. В нашей стране много талантливых и ярких мультипликаторов, творчество которых часто теряется на фоне кривой халтуры с огромными бюджетами, которую зрителям рекламируют и транслируют по федеральным каналам. Вот о такой «анимации» мы сегодня и поговорим.

Сказ о том, как российскую анимацию убивали

Наш аналог прекрасного диснеевского замка — любимый и легендарный «Союзмультфильм» — чуть было не пошел ко дну вместе со страной Советов. Дела у главного оплота анимации в России 90-х шли неважно: нового генерального директора, Сергея Скулябина, не интересовали ни художники, ни мультфильмы. По воспоминаниям аниматоров, он попросту разграбил студию, и ближе к началу нулевых вопрос стоял уже о выживании, а не создании новых проектов. Их крики о помощи все же были услышаны, но радоваться было рано. 30 июня 1999 года государство учреждает новую структуру — ФГУП «Киностудия «Союзмультфильм». Организации передали помещение, производственную базу и права на коллекцию фильмов. Пять лет спустя бюрократия усложняет процесс еще больше: принимается решение о дроблении ФГУПа на две организации: ФГУП Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм», которому теперь принадлежат права на коллекцию фильмов, и ФГУП ТПО «Киностудия «Союзмультфильм», где сосредоточено кинопроизводство. О студии все забыли, проекты превращались в долгострои, молодые и предприимчивые мультипликаторы давно разбежались, чтобы пытаться выжить самостоятельно. Легендарный аниматор Эдуард Назаров («Жил был пёс») в 2010 году сокрушался:

«Союзмультфильм» развалился, вместо него, заполнив всё пространство, возник ФГУП фильмофонд киностудии «Союзмультфильм» — коммерческое предприятие, но государственное при этом. Фильмы там не делаются, только зарабатываются деньги куда-то там для себя, я полагаю. Там даже разрушили самое лучшее в Европе тон-ателье. Оно находилось в старом здании церкви. Там были полутораметровые стены, тишина совершенно идеальная. Теперь там кабинет начальника ФГУП».

Аниматоры, бежавшие с тонущего «Союзмультфильма», основывали частные студии. Одной из первых, явно почуяв неладное, в 1989 году, сбежала Елизавета Бабахина, основав студию «Кристмас филмс». Тебе это предприятие известно по полнометражному мультфильму «Иван Царевич и Серый Волк».

От государственных предприятий, которые занимались мультипликацией, уходили и другие талантливые аниматоры. В 1988 году творческое объединение «Экран» покинул аниматор Александр Татарский, основав студию «Пилот». Татарского общепризанно считают одним из талантливейших людей в отечественной мультипликационной индустрии: «Пластилиновую ворону» и «Падал прошлогодний снег» растащили на цитаты, а шикарные «Братья пилоты» еще долго продолжали свои приключения в серии игр на ПК. В 90-е студия прославилась также сложными и мрачными мультфильмами для взрослых, а в нулевых подарила русскому зрителю Степана и Хрюна, которые с НТВ вещали о проблемах страны. Но в 2007 году Татарский скончался, и «Пилот» без своего командира начал стремительно терять былой кураж. Студия принялась выпускать убогие, ширпотребные телепроекты для детей, на которые невозможно смотреть без слез. Но мы все-таки посмотрим.

Детишки, я вам образование принес

С появлением государственных телеканалов для детей российские анимационные студии получали заказы на образовательные проекты. Начнем, пожалуй, с них, потому что это наиотборнейший ужас. Даже диснеевские шоу со взломом четвертой стены, где дурацкие персонажи жутковато пялятся в экран, спрашивая, сколько яблок ты видишь в корзине, выглядят не настолько противно. До появления «Пин-кода» со «Смешариками» и «Фиксиков» образованием юных россиян занимались кошмарные анимационные программы, самые ужасные из которых, по иронии судьбы, выпустила именно студия «Пилот».

Говорим без Ошибок

С этого анимационного трэша начались худшие годы студии «Пилот». В 2007 году ВГТРК заказала у именитой студии образовательную передачу о русском языке для телеканала Бибигон. Неизвестно, что послужило причиной появления на свет этого «шедевра»: скромный гонорар, лень или обрушившийся потолок, который переломал всем аниматорам руки. Сюжет таков: группа детей изучает тонкости русского языка с учителями, которых играют живые актеры. Детей семеро: рыжая зазнайка Галя, спортсмен-«красавчик» Макс, стереотипная блондинка Диана, нерд-очкарик Артем, шутник-идиот Вася, толстяк с очень оригинальным именем Жора и мрачная эмо-хикка Варя. С точки зрения мультипликации сериал получился настолько кривым, что выросшие зумеры вспомнили о нем, чтобы растащить на мемы. Главным достоянием стала анимация ртов, которая не совпадала с озвучкой, зато идеально сочеталась с матами. Кто-то усмотрел в этом остроумную пасхалку от создателей, которым было стыдно за этот кошмар. Но ВГТРК, кажется, все устраивало: студии заказали еще два образовательных сериала с этими персонажами — «Уроки хороших манер» и «Какое ИЗОбразие».

Почемучка

Этот ужас тоже показывали на Бибигоне в суровом 2008 году. В 170 эпизодах образованием маленьких зрителей занимались обитатели компьютера: Процессор и его холопы — Бит и Байт. Они решают проблемы двух недалеких детей, Лены и Сережи, и помогают им узнавать новое об этом мире. Мультфильм выглядел жутковато: кислотные цвета, топорные и неестественные движения персонажей и снова убогая анимация ртов, не совпадающая с озвучкой. ВГТРК все это не смущало: студии заказали 6 сезонов, и уродливые прадеды Нолика и Симки на протяжении аж 7 лет рассказывали детям о естественных науках, информатике и астрономии.

Радует лишь то, что эти убогие проекты, по-видимому, помогли студии хорошо заработать, и в 2012 году она смогла хоть ненадолго вернуться к прекрасному наследию Татарского — пластилиновой анимации, — выпустив мультфильм «Петушок и кошечка» для проекта «Гора Самоцветов». После этого у студии дела вроде бы пошли на лад, и появилось несколько хороших, качественных мультипликационных проектов: например, неплохой сериал «Поросенок».

Полный метр и полный трэш

Теперь поговорим о полнометражной анимации, у которой, увы, дела обстоят совсем печально. Непонятно, что может спасти ситуацию, потому что, как ни крути, результат огорчает. Мультипликаторы + государственные деньги — получается картонный и скучный «Савва» за миллиард (!) рублей. Мультипликаторы + многообещающая франшиза — это конвейер, в который превратились любимые многими ровно до третьего фильма богатыри. Сценаристы уже не знают, как поудачнее настричь бабла, поэтому в этом году выйдет спин-офф про коня Юлия. Остается мультипликаторы + божья помощь… и получаются «Дети против волшебников».

А если покопаться чуть глубже, то можно и вовсе впасть в депрессию от того, что происходит с отечественной анимацией. Приведем пару ярких примеров.

Богатырша

В 2015 году на экраны вышел российско-армянский мультфильм «Богатырша», который доказывает то, что аниматорам и сценаристам из СНГ категорически нельзя трогать истории про принцесс и феминизм. Фабула неплохая и здравая: бравый витязь получает пророчество, в котором сказано, что его третий сын будет героем, но вместо сына у него рождается дочь. Когда на Русь-матушку нападает Змей Горыныч, пророчество сбывается, и она становится героем, отправляясь на битву с драконом… А потом сюжет разворачивается на 180 градусов — и нас разочаровывают.

Изначально сценарий действительно подает нам историю о борьбе девочки с патриархатом: ее унижают братья, в нее никто не верит, поэтому ей хочется проявить себя. На студии не смогли придумать ничего умнее, как сплагиатить сюжетный твист из «Мулан»: главная героиня переодевается в мужчину и отправляется бить Горыныча. А дальше логика улетучивается: достигнув обители чудовища, девчонка становится его пленницей — героизм исчезает, а сценарист с «Мулан» переключается на «Красавицу и чудовище». Заканчивается мультфильм как плохая интерпретация стереотипной истории о беспомощной принцессе и монстре, который вовсе не монстр, а принц. Их дружба возникает из ниоткуда, любовная линия — тоже. Отличный пример того, как многообещающую задумку может испортить убогая реализация.

Приключения Аленушки и Еремы

Этот анимационный «шедевр», вышедший в прокат в 2008 году, как альманах вобрал в себя все самые отвратительные черты современной российской мультипликации: паразитирование на фольклоре, попытки развеселить зрителя с помощью шуток о национальных и гендерных стереотипах, алогичные гэги и отсылки к современности, отсутствие логики в сценарии и, разумеется, убогая и отталкивающая трехмерная анимация. Несложно догадаться, что мультфильм создавался при поддержке Министерства культуры — следовательно, деньги налогоплательщиков тут тоже замешаны. Лента справедливо получила разгромные отзывы.

Зависимо-независимая мультипликация

Выход из всей этой ситуации напрашивается сам собой: бежать в интернет и прекратить подкармливать студии, которые наплевательски относятся к зрителю и к своей работе. Однако подобное творчество существует и онлайн, причем зачастую позиционируется как «независимое» и «патриотичное». Например, Ять ТВ — финансируемый администрацией президента YouTube-канал, который в 2018 году был заблокирован наряду с другими идейно-схожими проектами: Алешкин Картон, TheMonsterDiman, Володя-качок, Доктор Карлов и другие. YouTube объяснил блокировку нарушениями правил — то есть выведением в топ, активной накруткой просмотров, комментариев и лайков — неудивительно для прокремлевских проектов. Ять ТВ среди них был наиболее известным — это анимационные скетчи, которые прославляют Россию, оскорбляют несистемных оппозиционеров и высмеивают западных политиков. Именно Ять ТВ недавно заявил о своем возвращении — сейчас на заново созданный канал подписано 5 тысяч человек, и там опубликовано несколько роликов. Один из них называется: «Навальный в ванне из говна challenge! Целый 1 ЧАС!!» Ролик действительно длится час, и на протяжении всего этого времени нам демонстрируют, как нарисованный Алексей Навальный лежит в бассейне с фекалиями, из которого периодически выныривает Любовь Соболь (если что, Уголовный кодекс РФ, статья 130).

Вот такую мультипликацию финансируют нашими с тобой деньгами, дорогой читатель. Все во славу России, как говорится. Другой ролик восхваляет закон об изоляции Рунета — главный маскот проекта, медведь, противостоит «коварным агентам ЦРУ», которые пытаются отрезать нам доступ интернет. В общем, ты знаешь, кому поставить дизлайк и кинуть жалобу.

В нашей стране есть качественные и хорошие мультфильмы — но их можно пересчитать по пальцам. Действительно независимые и талантливые аниматоры редко получают деньги, широкую известность и славу — обидно, что нашему государству они не интересны. Хоть нам пока особо нечем гордиться, всегда можно вспомнить любимую классику. Ну или просто следить за мировыми трендами и повышать свои зрительские запросы — в ноябре, кстати, выйдет новый сезон «Рика и Морти».

Загрузить еще