Просвещение

Как люди жили в эпоху Средневековья

Наталья Грицкевич Наталья Грицкевич
Как выглядели средневековые дома и университеты, зачем были нужны замки и укрепления, и о том, какое место занимала религия в жизни европейцев в Средние века.

Средние века, которые нередко называют «детством Европы», — это период в истории развития Западной и Центральной Европы в промежуток с V по XVII века.

В этот период происходит зарождение и расцвет феодализма, а также в дальнейшем отказ от этой формы правления, что способствовало постепенному переходу и установлению современной капиталистической системы отношений в обществе.

Какими были средневековые университеты


Первые университеты в эпоху Средневековья не были привязаны к конкретному помещению, а занятия проводились в любом свободном пространстве — в обычных домах и приходских помещениях. Затем уже помещения для проведения занятий начали арендовать, а также строить отдельные здания.

Средневековые университеты были трех типов:

  • в Болонье студенты нанимали учителей и платили им;
  • в Париже учителям платила церковь, а присуждаемые звания контролировались канцлером епархии;
  • в Англии университеты финансировались королевской семьей, таким образом, Оксфорд и Кембридж смог продолжить работу даже после роспуска монастырей в 1538 году и закрытия католических церквей.

В Больнье, например, основным предметом изучения было право, в Париже — богословие. Довольно быстро университеты стали коммерциализироваться, чтобы привлечь новых студентов, руководство учебных заведений публиковало список фамилий ученых, которые будут вести курс. Так, например, ученики Пьера Абеляра последовали за ним в Мелун, Корбей и Париж — популярные учителя приводили с собой учеников.

Возраст студентов

Возраст студентов мог быть разным — от 14 до 30 лет, поскольку чаще всего в это время обучающиеся находились далеко от дома, они нередко приобетали репутацию пьяных развратников из-за пристрастия к пьянству, азартным играм и проституткам.

В некоторых городах статус студента обеспечивал ученику еще и статус гражданина, поэтому некоторые пользовались этим положением в своих целях. Чаще всего студенты поступали в университет в возрасте 14-15 лет.

Общее число обучающихся


На самом деле студентов было не слишком много, каждый университет насчитывал от 1000 до 5000 обучающихся на протяжении всего срока обучения. Учебное заведение в Средние века не только занималось обучением, но и обеспечивало студенту предоставление питания и жилья. Позволить оплатить обучение могли, в основном, только состоятельные семьи, так как стоимость поступления в университет, как и стоимость самого образования, была очень высока.

Для сравнения — в среднестатистическом региональном университете в России сегодня примерно в 5-6 раз больше поступающих только за один учебный год, да и самих учебных заведений, причем самых разнообразных видов, в несколько раз больше.

Сколько длилось обучение

Обучение гуманитарным наукам в средневековом университете занимало в среднем 5-7 лет. Исключение составляли богословские факультеты — освоение профессии здесь могло занять до 15-ти лет. А вот обучение юриспруденции и медицине могло занять до 12-ти лет, поскольку на эти факультеты принимали только тех студентов, которые уже получили степень магистра по гуманитарным дисциплинам.

На факультете гуманитарных наук преподавали 7 свободных искусств: риторику, логику, теорию музыки, грамматику, астрономию, аримфетику, геометрию. Средневековые преподаватели вели лекции на латыни — студентам необходимо было разговарить на этом языке, чтобы учиться в университете.

Первые изучаемые предметы в средневековом университете входили в тривиум — грамматика, логика, риторика. Еще 4 предмета, или квадриум — музыка, геометрия, арифметика и астрономия — становились доступны для изучения после освоения первых трех предметов.

Для того, чтобы получить степень магистра искусств, средневековому студенту необходимо было также изучить три аристотелевские философии: физику, метафизику и моральную философию.

Отличия в обучении


Кстати, схоластика, представляющая собой синтез христианского богословия и философии Аристотеля, — один из основных подходов к знанию в Средневековье. Для преподавания риторики использовались труды Цицерона, а для изучения логики использовались книги Порфирия, Пертуса Испануса и Жильбера де ла Порре.

Несмотря на то, что многие хотели получить знания, в средневековой школе процветали телесные наказания. Долгое время главным стимулом к учебе считалась именно розга. До того момента, пока в обществе не стали популяризироваться идеи Джона Локка.

После получения статуса бакалавра и магистра гуманитарных наук студенты могли завершить обучение или продолжить его на высших факультетах — юридическом, медицинском или теологическом. Причем изучение теологии или, другими словами, богословия было самым популярным.

Интересно, что курсы предлагались по книгам, а не по предметам или темам, как это просходит сейчас. Курс мог быть посвящен книге Аристотеля или одной из библейских книг, если говорить о богословском обучении. А сами занятия в университете нередко начинались в 5:00 или 6:00 утра.

Тяга к теологии

До середины XIV века богословие можно было изучать только в университетах Парижа, Оксфорда, Кембриджа и Рима. Создание Пражского университета  в 1347 г. положило конец этой монополии, а впоследствии и другие университеты получили право открывать богословские факультеты.

Богословие было популярно еще и потому, что студенты этих факультетов имели статус священнослужителей, и им представлялась правовая защита как представителям духовенства. Студенты-богословы были защищены от физических наказаний, суд над ними мог происходить только в отдельном богословском суде, что приводило к злоупотреблению положением. Нередко студенты оказывались участниками краж, убийств и изнасилований.

Поступление в богословские университеты женщинам было строго запрещено. Хотя в тот период женщины и не претендовали на обучение, занимая определенную мужчинами роль. Подробнее о том, какие представления о женщинах существовали в разные века и как они менялись, читай здесь.

Устройство средневекового города


Возникновение в XI веке городов связано с увеличением численности населения и ростом экономики сельских поселений. Город всегда подразумевал наличие экономического и административного центра, а помимо этого служил для защиты населения — почти каждый крупный город был защищен укреплениями, которые мешали проходу посторонних.

И хотя некоторые города сохранились еще со времен Римской империи, а также некоторые из них строились позже, они не были основными центрами ремесла и торговли. Это способствовало образованию новых городов в местах наибольшей экономической активности населения.

В Западной Европе уже в IX веке средневековые города появились в Италии — Венеция, Генуя, Пиза, Неаполь, Амальфи, а также на юге Франции — Марсель, Арль, Нарбонн и Монпелье. Они развивались благодаря торговым связям Италии и Южной Франции с Византией и Арабским Халифатом.

В северной Франции, Нидерландах, Англии, юго-западной Германии расцвет средневековых городов произошел в X—XII веках.

Городские укрепления

Многие города были основаны по причине того, что жители чувствовали большую потребность в безопасности и защите от вражеских набегов. В разных частях Европы датчане, сарацины, норманны, венгры и другие периодически несли опустошение, поэтому населению естественно было искать защиты за городскими стенами.

В то время военное оружие не было столь совершенно, как сегодня, поэтому самых простых укреплений было достаточно для того, чтобы спасти местных жителей от гибели. Решение о постройке городских укреплений принимали королевская знать, богатые феодальные семьи или духовенство, в зависимости от того, имелось ли в казне на тот момент достаточно финансов, которые могут быть выделены для защиты и укрепления города.

Изначально право возводить укрепления было королевской регалией, но в дальнейшем развитии оно сохранило это значение только в Германии и Англии, а во Франции и в Италии этой привилегией завладели сеньоры.

Преступления, которые были совершены в пределах укрепленного города, бурга, карались строже, чем совершенные в другом месте, поскольку он изначально считался королевским достоянием.

Планировка городов


Городская планировка могла варьироваться от города к городу, но в период Средневековья между ними было одно сходство — в каждом из них был укрепленный центр (бург, сите, замок), присутствовал кафедральный собор, рынок. На территории укрепленного города также находились дворцы-крепости феодалов, здание органов городского управления — ратуша или синьория.

Сам город нередко выглядел, как лабиринт, состоящий из десятков улочек и переулков, а уже за городскими стенами были расположены села, огороды, ремесленные, общие луга и леса. Города были довольно тесными — по узкой улочке не всегда могла проехать даже повозка. Плотность населения иногда привышала современную или, по крайней мере, не уступала ей.

Население городов

Среди основного населения городов в средние века были ремесленники — это были крестьяне, уходившие в города на условиях выплаты феодалу оброка или сбежавшие от хозяина. Ремесленники, вошедшие в число горожан, нередко переставали быть зависимыми от феодала. Существует одна средневековая пословица, ярко отражающая происходящее: «Городской воздух делает свободным».

Впоследствии в городах появлялись купцы, а сами ремесленники одной профессии начинали объединяться в цеха для совместной работы. Первые ремесленные сообщества появились в Англии, Германии, Франции, Чехии, Италии уже в X-XII веках.

Практически во всех городах Европы, существовавших в средние века, между ремесленными цехами и патрициатом — группой городских богачей — происходило противостояние. В одних городах, в первую очередь таких, где ремесло преобладало над торговлей, победили цеха — Кёльн, Аугсбург, Флоренция. В других городах, где ведущую роль играли купцы, ремесленные цехи потерпели поражение — Гамбург, Любек, Росток.

Численность населения


Средневековый город, численность которого превышала 50 тыс. жителей, считался огромным. В начале XIV века такими крупными городами были Милан, Париж, Генуя, Лондон, Флоренция и Венеция. Городской центр насчитывал не больше 2-3 тыс. жителей, а примерно 60 % городского населения Европы проживало в малых городах с населением не более 1 тыс. чел.

Настигшие из-за антисанитарии средневековые города в XIV—XV веках эпидемии чумы сильно сократили численность населения европейских городов. Наиболее урбанизированными стали итальянские земли: большая часть населения здесь жила в городах.

Борьба городов за независимость

Поскольку средневековые города почти всегда возникали на земле феодала, что было ему выгодно, так как промыслы и торговля приносили ему доход, в средние века существовала определенная борьба между городом и сеньором, которому он принадлежал. Иногда городу удавалось получить самоуправление через уплату феодалу крупной денежной суммы.

Таким образом, уже в XI-XII веках возникли города-государства, такие как Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Милан и многие другие.

Как выглядели дома в Средневековье


Дома обычных жителей в Средние века были довольно темными, холодными, сырыми и мрачными. Нередко на улице было гораздо теплее, чем в стенах постройки. Окна, если они были, в целях безопасности делали очень маленькими.

Крестьянские дома

Крестьянские семьи ели, спали и проводили свое время чаще всего в одной комнате. В центре дома распологался каменный очаг, который являлся не только местом для приготовления пищи, но и источником отопления. Сами дома, имевшие соломенные крыши, могли быть легко разрушены.

Дома состоятельного сословия


Дома более состоятельного населения утепляли травами и камышом, а их стены украшались плиткой. На стенах внутри дома висели гобелены, которые не только украшали, но и удерживали тепло. Окна домов покрывали решетчатыми рамами и тканью, пропитанной смолой и жиром, которая могла пропускать свет и защищать от сковзняков.

Только очень богатые и состоятельные семьи могли позволить себе поставить стеклянные окна, нередко они были только в церкви и королевских резиденциях.

Борьба за власть в средние века

Война в Средневековье была для многих народов основным способом обогащения. Для того, чтобы территории не были захвачены противником, на завоеванных землях стали строить крепости и замки, обеспечивающие контроль за окружающей территорией.

Первые замки представляли собой земляные ограды, защищенные деревянным частоколом и часто включающие насыпь, опорный пункт с собственным рвом. В таких замках, как Эйнсфорд, Кент, деревянные частоколы вскоре были заменены каменными «навесными» стенами.

Например, замок Тотнес в Девоне был построен вскоре после 1066 года, когда Вильгельм Завоеватель подавил сопротивление нормандской власти на юго-западе Англии. Первоначальные земляные ограды с деревянной постройкой были заменены каменными сооружениями уже в XIII веке, что усовершенствовало защиту замка.

Крепости и замки


Крепости были главными опорными пунктами большинства ранних замков, а еще, что нередко, местом проживания ее владельца. Небольшие каменные крепости можно было строить на вершинах холмов, но для больших крепостей требовался более прочный фундамент. В лондонском Тауэре они с самого начала были построены на обычном уровне земли.

Прямоугольные крепости Миддлхэм и Скарборо в Северном Йоркшире и Дувр в Кенте были построены во время правления величайшего из всех строителей королевских замков Генриха II. Но их углы были уязвимы для подрыва во время осады, как это произошло в Рочестерском замке графства Кент в 1215 году.

Поэтому в конце XII века начали появляться другие формы крепости: многоугольная в замке Орфорд, Саффолк, цилиндрические с клиновидными контрфорсами в замке Конисбро, Южный Йоркшир и даже круглые, как в замке Лонгтаун, Херефордшир.

Осадные войны

Осадные войны нередко происходили в средние века. Во время великой осады Дуврского замка в 1216 году замок в течение четырех месяцев сопротивлялся французским войскам, надеясь обезопасить его для принца Франции Людовика, который вторгся в Англию по приглашению мятежных баронов короля Иоанна.

Для того, чтобы противостоять осаде, замки были усовершенствованы — увеличивалось число башен и толщина стен. Замок Фрамлингем в графстве Саффолк один из первых построенных в новом стиле имел 13 башен, усеивающих его стены. При этом сама крепость внутри отсутствовала.

Концентрические замки


Примерно к 1250 году Дуврский замок имел как внутренние, так и внешние контуры стен с башнями вокруг существующей крепости, причем каждая линия обороны поддерживала другие. Это сделало Дувр первой «концентрической» крепостью в Западной Европе.

Тот же концентрический принцип, усиленный мощными сторожками, которые эффективно служили крепостью, использовался для цепочки замков (включая Харлех и Бомарис), которые Эдуард I построил между 1277 и 1294 годами для контроля над недавно завоеванным Северным Уэльсом. Они представляют собой высшую точку строительства замков в средневековой Британии.

Пушки и осада

Несмотря на то, что огнестрельное оружие все еще находилось в зачаточном состоянии, важную роль в осадах начали играть пушки. Генрих V использовал их против французских крепостей, а тяжелые орудия Эдуарда IV быстро разрушили замок Бамбург в Нортумберленде в 1464 году.

Первые пушки были громоздкими, их было трудно транспортировать, поэтому они были полезнее на статичных позициях внутри замков. К концу XIV века сторожка в замке Карисбрук была оборудована орудийными портами для артиллерии, а в 1398–1399 годах один из первых английских блокпостов, специально предназначенных для артиллерийских орудий, — Коровья башня — был добавлен к обороне города Норвич.

Орудийные порты стали практически стандартным дополнением к замкам XV века и даже к укрепленным особнякам, таким как замок Бэконсторп в Норфолке.

Место религии в средневековой жизни


Средневековая Европа находилась под влиянием католической церкви — большая часть населения была христианской, при этом «христианин» в те времена означало «католик». Коррупционные тенденции средневековой католической церкви породили таких реформаторов, как Джон Уиклиф (1330–1384 гг.) и Ян Гус (1369–1415 гг.), а также ряд религиозных сект, которые были осуждены церковью как еретические.

Несмотря на это, церковь сохраняла свою власть и оказывала огромное влияние на повседневную жизнь людей, причем не только на ремесленников и крестьян, но и на королевскую семью и аристократию.

Церковь регулировала и определяла жизнь человека буквально от рождения до смерти и, как считалось, продолжала контролировать душу человека в загробной жизни. Церковь была проявлением воли и присутствия Бога на земле, и ее требования не подвергались сомнению, даже когда было очевидно, что многие представители духовенства гораздо более упорно работали в своих собственных интересах, чем в интересах своего бога.

Серьезным ударом по могуществу Церкви стала эпидемия Черной смерти 1347-1352 годов — вторая в истории эпидемия чумы, во время которой люди начали сомневаться в силе духовенства, которое ничего не могло сделать, чтобы остановить гибель людей или распространение чумы.

Однако церковь множество раз подавляла инакомыслие, заставляла замолчать реформаторов и уничтожала еретические секты вплоть до протестантской Реформации (1517-1648 гг.), сломившей власть церкви и предоставившей большую свободу мысли и религиозного выражения гражданам.

Иерархия католической церкви

Церковь претендовала на власть от Бога через Иисуса Христа, назвавшего, согласно Библии, своего апостола Петра «камнем, на котором будет построена моя церковь», которому он дал ключи Царства Небесного (Матфея 16:18-19).

Петр считался первым папой, главой церкви, а все остальные — его преемниками, наделенными такой же божественной властью.

Ко времени Средневековья в Церкви существовала устоявшаяся иерархия:

  • Папа – глава Церкви;
  • Кардиналы – советники Папы Римского;
  • Епископы и архиепископы — церковные начальники собора;
  • Священники — служители приходской, деревенской или городской церкви;
  • Монашеские ордена — приверженцы религии в монастырях под надзором настоятеля.

Церковь в повседневной жизни


Жизнь людей Средневековья вращалась вокруг церкви. Известно, что средневековые жители, в особенности женская часть населения, посещали церковь от трех до пяти раз в день для молитвы и, по крайней мере, один раз в неделю для службы, исповеди и покаяния. Церковь не платила налогов и содержалась жителями города.

Граждане несли ответственность за поддержку приходского священника и церкви в целом через десятину в размере десяти процентов от своего дохода. Десятиной оплачивались церемонии крещения, конфирмации и похороны, а также празднование Дня святых и Пасхи.

Учения церкви были несомненны для человека Средневековья, не было вопросов относительно роли церкви в жизни людей. Центром жизни прихожан в местечковом храме или городском соборе был не алтарь, а купель. Это был отдельно стоящий каменный сосуд, используемый для крещения младенцев или взрослых, часто довольно большой и глубокий, который также служил для определения вины или невиновности человека, когда его обвиняли в преступлении.

Чтобы очистить свое имя, человек подвергался испытанию, в ходе которого его связывали и бросали в купель. Если обвиняемый плавал, это было явным признаком вины. Если обвиняемый тонул, это означало невиновность. Чаще всего обвиняемый тонул.

Поскольку роль цервки была слишком большой в жизни каждого жителя этой эпохи, неудивительно, что ближе к XV-XVI векам здесь началась охота на ведьм. За что жители средневекового города могли получить обвинение в колдовстве, читай в этой статье.

Протестантская реформация


Протестантская реформация возникла не как попытка свергнуть власть церкви, а скорее как попытка изменить сложившуюся ситуацию, устранив церковные злоупотребления и коррупцию. Мартин Лютер (1483–1546 гг.) был высокообразованным немецким священником и монахом, который был озабочен и возмущен злоупотреблениями церкви.

Например, в «95 тезисах» Мартина Лютера, которые он написал в 1517 году, широко критиковалась продажа индульгенций как схема зарабатывания денег, не имеющая ни библейского авторитета, ни духовной ценности, и которая противоречила учению церкви по ряду других вопросов.

Церковь, безусловно, становилась все более коррумпированной и деспотической, и ее духовенство часто отличалось гораздо большей любовью к мирским благам и удовольствиям, чем к духовным поискам, но в то же время церковь инициировала создание больниц, колледжей и университетов, социальных систем для ухода за больными. Бедных и больных людей поддерживали религиозные ордена.

Эти институты стали особенно важными во время эпидемии Черной смерти 1347–1352 годов, которая унесла жизни миллионов людей в Европе и значительно повлияла на веру населения, а также дальнейшее видение церкви и ее роли в жизни людей.

Читай также:

Загрузить еще