Просвещение

Сожжение ведьм: за что в Средневековье можно было получить обвинение в колдовстве

Дарья Корюкина Дарья Корюкина
Во время охоты на ведьм для обвинения в колдовстве зачастую было достаточно доноса или признания, полученного под пытками.

Сожжение ведьм в Европе началось примерно с конца XV века и продолжалось почти два столетия. Можно с уверенностью сказать, что охота на ведьм — мрачное явление, зародившееся в средневековых европейских поселениях. Его истоки лежат в иррациональном страхе неизведанного и культуре преследования.

В статье расскажем о том, почему ведьм подвергали процедуре аутодафе — публичному сожжению на костре, и кого могли обвинить в применении магии и колдовства.

Когда началась «охота на ведьм»

сожжение ведьм, охота на ведьм
Отношение к ворожбе начало меняться в XI веке, постепенно его стали связывать с ересью и Сатаной. К XIV веку сформировалось официальное понятие такого преступления — злонамеренное колдовство.

Сожжение ведьм и их массовые гонения пришлись на период с 1580 по 1630 годы и были особенно распространены на территории современной Германии и Швейцарии. За это время было убито около 50 тысяч человек, причем поводы для экзекуций порой были совсем ничтожные.

Последний известный случай публичной казни за колдовство был зафиксирован в Швейцарии в 1782 году. Сложно даже представить, что всего несколько веков назад люди до такой степени верили в мистику и магию, что подвергали жестоким гонениям и пыткам обычных женщин.

С чем были связаны обвинения в колдовстве

сожжение ведьм
Как показывают исследования, обвинения в колдовстве могли быть вызваны разными «подозрениями» жертвы — члена семьи или общины. Довольно часто поводом для того, чтобы обвинить родственника в колдовстве служили простейшие бытовые конфликты и разногласия. Чаще всего они касались домашнего скота, урожая, болезней, собственности и наследства, сексуальной дисфункции или соперничества, брачных и семейных распрей, а также местной политики поселения.

Обычно зачинщики обращались в суд из-за страха порчи. Показательно, что в темной магии чаще всего уличали людей с особенностями внешности — слишком уродливых или слишком красивых, нелюдимых, внезапно разбогатевших либо еще как-то отличавшихся от остальных. Успешное преследование одной ведьмы иногда приводило к местной охоте и на других. Но очень немногие гонения выходили за рамки деревенского уровня.

Помимо колдовства часто использовался и другой повод — сделка со злыми духами. Вера в различных бесов была широко распространена на древнем Ближнем Востоке и в греко-римской культуре. Поэтому такие убеждения продолжали существовать и в средние века.

Кроме того, неприязнь к колдунам вытекала из нападок церкви на еретиков. Судебные прецеденты использовались для преследования неугодных общин и подавления инакомыслия. Значительная роль дам в некоторых «ересях» этого периода способствовала формированию стереотипа о том, что именно женщины в большинстве своем обладают колдовскими способностями.

О том, какая группа людей больше всего подвергается дискриминации сегодня, мы рассказывали здесь.

Первая ведьма в Европе

первая ведьма европа
История первой публичной казни ведьмы в Европе связано с именем Элис или, по другим данным, Алисы Кителер, которая была аристократкой и жила в графстве Килкенни. Она стала известна как первая ирландская женщина, которую обвинили в колдовстве. Это произошло в 1324 году. Элис также стала первой официально осужденной ведьмой в средневековой Европе. Ее история примечательна тем, что колдунье удалось оправдать себя и избежать казни.

Леди Кителер пережила трех своих мужей и унаследовала огромное состояние. Когда же занемог и четвертый супруг, он стал подозревать жену в наведении порчи. Вскоре в вещах Элис нашли снадобья и травы, которые якобы использовались для темных заклинаний. Епископ Оссорийский поддержал обвинения, поскольку сам был заинтересован в конфискации имущества богатой наследницы. В ходе развернувшегося процесса женщину обвиняли в чернокнижии, порче, создании оккультного сообщества и принесении петухов в жертву демонам.

Знатная дама задействовала свои связи, и дело поначалу прекратили. Однако епископ не сдавался, он обвинил в ереси сына Элис, а саму ее отлучил от церкви. В итоге Кителер все же одержала верх: ее противник был изгнан из епархии. Сама она бежала в Англию, где решение ирландского суда не действовало. Там она и прожила всю оставшуюся жизнь.

А вот ее служанке Петронилле де Мит не удалось оправдаться. Ее посчитали сообщницей Кителер и пытали, пока она не призналась в преступлениях госпожи и своем собственном колдовстве. 3 ноября 1324 года ее сожгли на костре. Это стало первой казнью ведьмы в Ирландии.

Сожжение ведьм: Город Лемго и история Маргарете Краветсик

Маргарете Кравестик
Небольшой город Лемго в Германии печально известен как один из эпицентров преследования ведьм. В XVII веке там проживал известный охотник за колдунами и ведьмами, по чьей инициативе было проведено три массовых судебных процесса. Всего за период с 1561 по 1681 годы в Легмо было сожжено более 200 человек. Большинство из них были женщинами, многие при этом находились в почтенном возрасте. Местные жители считали, что таким образом они подрывают планы дьявола и исполняют божью волю.

Одной из казненных стала Маргарете Краветсик. В 1653 году ее обвинили в темной магии, схватили и заключили в темницу. По мнению суда она обучала маленькую девочку своим ведьмовским умениям. Поводом для ареста стали показания шестилетнего пасынка Маргарете. Накануне родственники повздорили, и мачеха побила мальчика за очередную шалость.

Под пытками женщина созналась в преступлении. Вскоре ее приговорили к смерти. Суд сжалился над обвиняемой и повелел сначала отрубить ей голову, и только потом сжечь ее труп, чтобы уменьшить мучения.

Репутация «ведьмовского гнезда» закрепилась за Легмо вплоть до XX века и считалась позорной. Сегодня в доме охотника за ведьмами и колдунами открыт музей, посвященный тому трагичному периоду в истории города. А несправедливо обвиненные жертвы были реабилитированы местными властями в 2018 году по прошению, поданному потомками Краветсик.

Сожжение ведьм: шабаш в Оберкирхен

Оберкирхен шабаш
Малолетних колдунов и ведьм также часто судили, пытали и приговаривали к смерти. Возраст не являлся преградой для того, чтобы вершить правосудие.

Например жестокий процесс с участием детей произошел в германской деревне Оберкирхен. В 1630 году девятилетняя Кристина Тайпель неожиданно заявила, что является ведьмой. Она была абсолютно убеждена в своей правоте. Рассказывала окружающим, как посещала шабаши и танцевала на них с самим дьяволом. По ее показаниям на эти встречи также приходили и другие местные жители. Всего она упомянула 15 человек, среди которых была и другая маленькая девочка, Грете Хальман.

Всех этих людей арестовали и пытали. Под ужаснейшими пытками они оговаривали новых и новых подозреваемых. Таким образом, разбирательство затянулось на три месяца. В результате семи заседаний суд приговорил к сожжению 58 человек, среди которых были оба ребенка и их родители.

До сих пор исследователи не выяснили причину странного поведения Кристины. Некоторые считают, что это могло быть следствием психологической, физической травмы или иным образом связано с пережитым насилием. Не исключено, что девочка впала в истерию и выдумала свою историю из-за страха. Ведь на первом допросе перед обвиняемым обычно раскладывали инструменты для пыток и рассказывали об ужасных последствиях колдовских преступлений. Это было распространенным приемом, который помогал получить признание в любом преступлении у кого угодно, не говоря уже о ребенке. Вполне возможно из-за этого девочка быстро созналась в том, чего не было, не осознавая последствия своих действий.

Ведьмы Северного Бервика

Ведьмы Северного Бервика
В 1590 году корабль невесты короля Якова VI попал в шторм у берегов Шотландии и был вынужден пережидать непогоду в Осло. Яков решил сам отправиться к возлюбленной и тоже чуть не погиб. По возвращении на родину, он был убежден, что все эти неудачи являются происками ведьм.

Вскоре нашлась и подозреваемая. Заместитель шерифа из шотландского городка Транент Дэвид Ситон указал на свою служанку Джилли Дункан. Ходили слухи, что она умеет излечивать любые недуги. Такие способности показались Ситону сатанинскими. Он пытал Джилли тисками для пальцев и якобы отыскал дьявольскую метку у девушки на шее. Только после этого он передал обвиняемую властям.

Дункан призналась в колдовстве и указала имена своих сообщников. Самой старшей среди них оказалась Агнес Сэмпсон, образованная женщина из Эдинбурга. Ее допрашивал сам король. Поскольку Агнес все отрицала, ее подвергли жестоким пыткам. Ей обрили все волосы на теле в поисках дьявольской метки. На лицо подозреваемой надевали ведьмину узду — устройство, которое калечило щеки и рот, ей не давали уснуть и туго обвязывали голову веревками. Измученная обвиняемая созналась во всем. По ее рассказам, она вместе с другими колдуньями устроила в Северном Бервике массовый шабаш. Там они специальным заклинанием наслали на корабли Якова и его невесты сильный шторм.

Всего по этому делу было заживо сожжено 70 человек, некоторых из них также пытали. Позже волна похожих колдовских процессов прокатилась по всей Шотландии. А в 1597 году Яков издал собственный трактат на эту тему — «Демонологию».

Сожжение ведьм: Катарина Хенот и политические интриги

Катарина Хенот
Кельн часто считается главным центром охоты на ведьм в Германии. С 1626 по 1631 годы в городе проводился большой суд над ведьмами, и были подвергнуты процедуре аутодафе более 400 жертв. Сожжение ведьм здесь было обычным делом.

В это время в Кельне проживала Катарина Хенот. Она была известной и уважаемой горожанкой. Вместе с братом они управляли местной почтой и жертвовали деньги на благотворительность. Хеноты вступили в конфликт с графом Леонардом II фон Таксисом, который хотел создать центральное почтовое отделение.

В 1627 году одна из местных монахинь обвинила Катарину в порче. Тогда выдалась крайне холодная зима, и несколько обитательниц женского монастыря заболели и умерли. Подозреваемой вменялось то, что она наслала на своих жертв недуги и гусениц. Епископ поверил этим доводам и поддержал обвинение.

Хенот арестовали. Но она не созналась в преступлении даже после трехкратной пытки. По действовавшему закону ее должны были оправдать. Однако, этого не произошло. Женщину задушили, а после ее тело предали показательному сожжению.

В 2012 году городской совет Кельна издал постановление об оправдании Катарины Хенот и других жертв гонений. Доброе имя горожанки восстановили, поскольку суд над ней был вызван политическим заговором.

Не только поиск выгоды, но и страх

почему сжигали ведьм, сожжение ведьм
Сегодня сложно установить точные причины обвинений в причастности к колдовству каждой конкретной жертвы. Однако, очевидно, что массовые сожжения часто носили ситуативный характер. Это был, в том числе, и удобный способ обвинить недруга или избавиться от конкурента. Сожжение ведьм таким образом могло инициироваться по разным скрытым причинам.

С помощью обвинения можно было завладеть также имуществом жертвы, занять его место в совете управления общиной. Поводом для обвинения могли стать самые разнообразные факторы: от детского доноса до политических интриг. Также, по большей части, преследование ведьм и колдунов тесно связано с гонениями еретиков, а значит текущим развитием религиозной мысли.

Церковь средневековья поддерживала веру в магию среди населения. Не всегда подобные процессы были именно прикрытием для устранения неугодных и инакомыслящих людей. Вера в колдовство и порчу соответствовала духу того времени и никем не оспаривалась, поэтому еще одной причиной обвинений служил страх людей за свою жизнь, а также семьи и детей.

Жители средневековья верили, что ведьмы могут наслать болезни и смерть на любого человека. А значит, были уверены, что их жизнь может быть в опасности, пока в поселении остается хоть одна колдунья или маг.

Читай также:

Загрузить еще