Просвещение

Как менялись представления о японском стиле татуировки

Диана Малечева Диана Малечева
Так ли важны символы и правда ли, что традиционная татуировка занимает все тело — разбираемся с мастером, работающим с японской стилистикой.

Символ якудза, декоративное украшение и древний орнамент — все это о японской татуировке. Она появилась еще до нашей эры и продолжает цеплять своим стилем и философией. Что зашифровано в рисунках и есть ли смысл их разгадывать — расскажет международный тату-мастер, специализирующийся на японском искусстве, Михаил Козлов.

В чем главное отличие японских тату от других?

Я бы сказал, что основное визуальное отличие — это фон. В японской татуировке он служит не просто подложкой. Это полноценная часть композиции, которая взаимодействует с другими элементами и телом человека.

Японское тату это про полное покрытие тела или там также возможны мелкие рисунки?

Традиционно японская татуировка требует больших площадей. Это не обязательно, но так мастер выстроит более эффектную композицию.

Вместе с тем в рамках японской татуировки существует явление какусибори. Это небольшие скрытые татуировки, традиционно располагающиеся на недоступных взгляду частях тела — подмышки, внутренние стороны бедер — или спрятанные между другими узорами.

Также какусибори — это тату, которое выставлено на обозрение, но несущее в себе замаскированное послание.

Есть ли обязательные каноны в японской татуировке типа закона композиции, правил цвета и фигур?

Есть некоторые нюансы: соотношение площади под фон и основных объектов, традиционные цветовые палитры. Но, по большому счету, все это завязано на вкусе конкретного художника. Японская татуировка сейчас бывает очень разной, она вбирает в себя элементы других стилей. Да и в целом отношение к ней меняется. Так что главное, чтобы композиция была гармоничной и элементы сочетались между собой.

Японцы украшали свое тело рисунками еще в III веке н.э. В разные периоды истории татуировку использовали, чтобы помечать преступников или важных для общества работников. Но в послевоенное время в XX веке традиционные рисунки стали ассоциироваться с якудза, японскими бандитами. Поэтому в Азии до сих пор негативно относятся к татуировкам, ситуация только сейчас начинает меняться.

Могут ли иностранцы стать мастерами японского тату? Ведь считается, что только мастер из Японии может понимать смысл этого стиля.

Я знаком с потрясающими мастерами японской татуировки из России, Кореи, Бразилии, Великобритании, США. Так что, думаю, могут. Согласятся ли со мной мастера из Японии — не знаю.

Как вы прошли свой путь тату-мастера японского направления?

Несколько лет назад все началось с попавшегося мне на глаза тигра работы Ито Дзякутю.

Это японский традиционный художник периода Эдо. В своих работах часто изображал животных, цветов и птиц, наделяя их экзотической выразительностью.

Я начал изучать визуальную составляющую японского искусства в контексте татуировки — гравюры, пейзажную живопись. Довольно быстро понял, что картинки недостаточно, нужно понимать, что за ней стоит. Например, гравюры укиё-э — это, как правило, иллюстрации исторических или мифологических событий.

Гравюра укиё-э — плод коллективного труда. При работе над ним издатель заказывает рисунок у художника, отдает на цензуру, а затем передает граверу и печатнику. Потом укиё-э просто скручивали, как плакат, и вручали заказчику.

Начал изучать японскую мифологию — но и этого оказалось недостаточно. Еще нужно понимать логику повествования и ту, по которой строится изображение. В этом плане ментальность Востока отличается от западной достаточно сильно.

Прочитанное и увиденное я стараюсь осмыслить и применить в своей работе. Ищу, пробую новое, возвращаюсь к тому, от чего по глупости раньше успел отказаться. Сейчас как будто нащупал какой-то баланс визуала и контекста, в котором этот самый визуал существует.

Путь тату-мастера бесконечный. Когда я его пройду, то перестану быть таким, какой есть сейчас.

Когда к вам приходит клиент с просьбой набить тату, вы начинаете разговор о философии татуировки или просто выполняете желание клиента?

Я исхожу из того, что человек должен понимать, что он хочет на себе видеть и почему. Мы обсуждаем детали сюжета и смыслов в том случае, если они оказывают влияние на визуальную составляющую.

Моя задача — создать хорошую татуировку, которая гармонично будет смотреться на теле конкретного человека и соответствовать моему чувству прекрасного. Какие именно смыслы вкладывать в изображение — личное дело каждого, я не считаю, что вправе в это вмешиваться.

Что вы посоветуете тем, кто хочет набить себе японскую татуировку?

Во-первых, я бы посоветовал немного разобраться в вопросе. Для большинства «японская татуировка» — это только несколько сюжетов, закрепившихся в поп-культуре: карпы, драконы, хризантемы, волны. Но тема гораздо обширнее. В ней сотни интересных сюжетов, тысячи вариантов реализации.

Во-вторых — не бояться экспериментировать и доверять мастеру.

Есть много книг по японской татуировке, которые описывают символы и их значения, но в основном они на английском и японском языках. Так что при составлении эскиза лучше спросить самого мастера насчет символов, которые ты хочешь увидеть в своем тату.

Загрузить еще