Просвещение

Каминг-аут Зеленого Фонаря и отношения Бэтмена с Робином: мир квир-комиксов

Катарина Довлатова Катарина Довлатова
Royal Cheese — о пути квир-комиксов в индустрии.

Тема ЛГБТК проникла во все слои общества, но больше внимания ей уделила индустрия искусства. Так, например, канадский супергерой Нордстар в Marvel Comics в 2012 году сделал предложение своему парню, но свадьба вызвала споры среди читателей. Сегодня к нетрадиционным персонажам возникает меньше вопросов, однако путь к их признанию был действительно трудным и включал критику и цензуру.

Кодекс этики и поджоги


Еще в Золотой век комиксов выходили истории, имеющие ЛГБТК-оттенок. Подтекст и склонность к однополым связям приписывали Чудо-женщине, ведь ее общество состояло исключительно из девушек. Также существует версия, согласно которой злодейка Санджак в комиксе «Терри и пираты» была лесбиянкой, потому что одевалась в мужские костюмы.

На стыке 40-ых и 50-ых годов ЛГБТК перестали упоминаться в фильмах, книгах и журналах из-за жесткой критики сообщества. Во многих крупных городах Америки разгневанные родители и литературные критики устраивали массовые поджоги магазинов и киосков, где продавались комиксы. Психиатр Фредерик Вертгеймер стал одним из первых и главных руководителей проекта по изучению проблемы. Он говорил о том, что комиксы о супергероях опасно влияют на общество, вдохновляют детей на анархию, насилие, преступность и гомосексуальное поведение, которое считалось девиантным в то время. Он опубликовал свои взгляды в книге «Соблазнение невинных». В том же 1954 году Американская ассоциация журналов и комиксов сформировалась в ответ на все опасения по поводу содержания произведений и установила кодекс «этики и стандартов» для СМИ.

Свод правил и подтекст

Конечно, некоторые из пунктов казались достаточно легкими для соблюдения: не иллюстрировать сцены насилия, секса, наготы и каннибализма. Но другие правила значительно мешали процессу повествования. Герои не должны прятать оружие, чтобы дети не следовали их примеру, именно поэтому Капитан Холод и Тепловая Волна имели очевидную кобуру, которая сразу же бросалась в глаза. По этой же причине сцены открытого преступления не показывали, а зло непременно проигрывало к концу повествования. Полиция и прочие государственные органы выставлялись только в позитивном свете, а об антагонистах писали без сочувствия. Строгих правил против ЛГБТК-персонажей и их историй не было, но в кодексе все же существовали пункты, касавшиеся изображений секса и проявления любви, некоторые из них не допускали появления гей-персонажей. Нельзя было открыто изображать или намекать на незаконные половые связи. Все, что видел читатель, подчеркивало ценность семьи. Извращения и отклонения также строго запрещались, все ЛГБТК-персонажи означали ненормальность, которую категорически нельзя демонстрировать в поп-культуре.

Конечно, авторы не шли на конфликт, хотя правила усложняли их работу. Приходилось максимально творчески подходить к вопросу, например, на рисунках, которые показывали сцены стрельбы, иногда рисовали клубы дыма, так частично скрывалось изображение оружия. А чтобы бороться со слухами о том, что Бэтмен и Робин вовлечены в гомосексуальные отношения, был введен персонаж Кэти Кейн как новый любовный интерес Бэтмена.

Подпольные комиксы и каминг-аут


Попытки авторов ввести ЛГБТК-тему были заведомо обречены на провал, ведь законные представители Кодекса и административные органы тщательно вычитывали и проверяли материал еще до его отправки в печать. Но читатели все же находили запретные подтексты в историях о супергероях. 

Так, представленный в 1963 году герой Элемент Лад часто в историях говорил, что ему некомфортно в обществе девушек, а позже и вовсе стал к ним равнодушным. К середине 1970-х некоторые фанаты героя пришли к выводу, что он гей. Однако спустя несколько лет у него появился любовный интерес к персонажу женского пола, правда, неизвестно, пошли ли авторы на этот шаг из-за давления или нет.

К 1970-м стали появляться подпольные комиксы, которые уделяли внимание запрещенным темам. Такие журналы стали популярными в газетных киосках. Кстати, параллельно в Америке распространялась японская манга, открыто показывавшая однополые отношения, поскольку Кодекс не распространялся на зарубежные творения. Он также не имел силы над теми материалами, которые печатались в газетах. А немного позже на сцене квир-комиксов появился Энди Липпинкотт, персонаж комикса «Дунсбери». Он был откровенным гомосексуалистом, но после сюжета с выборами в Конгресс он исчез с радаров. И появился только в 1982 году уже в качестве активиста за права геев, еще через несколько лет он появился уже с диагнозом СПИД.

Это объясняется тем, что к тому моменту Кодекс немного ослабил поводок и сделал процесс творчества свободнее. Тогда писатель и художник Джон Бирн создал открытого персонажа-гея по имени Нордстар. Он был представлен как член канадской команды супергероев, был дерзким спортсменом со сверхъестественными способностями. Но о его ориентации автор только намекал в диалогах и в поведении, их было достаточно для того, чтобы многие читатели смогли распознать посыл. А в начале 80-х студия DC Comics выпустила проект под названием «Камелот 3000», он позиционировался как рассказ для взрослых читателей. Одна из героинь по имени Эмбер в какой-то момент вспоминает, что раньше была мужчиной, но со своими чувствами к мужскому полу она уже не способна бороться. Такой сюжетный поворот достаточно нетипичен, но был хорошо воспринят читателями.

С конца 80-х и начала 90-х квир-комиксы стали более популярными. За последние пару десятилетий появились десятки ЛГБТК-персонажей, а уже существующие поменяли ориентацию. Когда-то Кэти Кейн представляли как способ подавить гомоэротический подтекст в отношениях Бэтмена и Робина, но сейчас она открытая лесбиянка. А характер Нордстара и его идентичность как гея получили дальнейшее развитие. Произошли и действительно неожиданные события: Зеленый Фонарь также стал геем. Когда DC Comics перезагрузили свою вселенную, авторы решили, что Алан Скотт будет переосмыслен, приобретет новое происхождение. Так, он стал молодым гомосексуалистом, а его сын Обсидиан выведен из истории.

Сейчас квир-комиксы приобрели внушающий масштаб. Создатели и персонажи достигают беспрецедентного успеха как в основных, так и в альтернативных комиксах. Более того, существуют целые квир-издательства, например, Northwest Press. Сцена квир-комиксов процветает: социальные сети и сайты позволяют представителям ЛГБТК-сообщества публиковать все что угодно, начиная с пробных работ, заканчивая профессиональными графическими романами. 

Загрузить еще