Картины горят, их цена растет: цифровой сюрреалистичный мир NFT
Совсем скоро художественные галереи перейдут в интернет, как недавно перешли магазины и кинотеатры. Это не значит, что мы будем любоваться качественной фотографией Венеры Милосской, нет. Речь идет о цифровых произведениях искусства, которые не просто набирают популярность, но и растут в цене из года в год. Коллаборация Гомера Симпсона и интернет-мема «Лягушонок Пепе» за 320 тысяч долларов и Пол «Lamborghini» Келл, купивший виртуальную картину за 38 тысяч, — пример спроса на цифровой арт, который называется NFT. Но зачем кому-то вообще за это платить, какие возможности открываются перед художниками — выясняет Royal Cheese.
Для начала: что такое NFT?
NFT — это невзаимозаменяемый токен, сертификат, удостоверяющий право собственности на актив и позволяющий его передавать или же продавать. Грубо говоря, некий культурный ответ на техническую нехватку в Интернете: он позволяет создавать все новые типы товаров, на которые непременно будет спрос. NFT аккуратно проник в сферу искусства, рок-музыки и даже на массовые рынки виртуальных коллекционных карточек. В процессе он сделал большое количество людей достаточно состоятельными.
Например, в прошлом месяце работа сетевого художника Майка Винкельмана была продана за 6,6 миллионов долларов на онлайн-рынке криптовалюты. И это всего через несколько дней после того, как он представил ее публике.
Сертификат NFT защищен технологией блокчейна: она аналогична той, что лежит в основе биткоина и других криптовалют. То, что NFT не является взаимозаменяемым, как билет в кино, делает его уникальным и коллекционным: он неразрывно привязан к конкретным цифровым произведениям искусства. Конечно, этот способ существует не первый день, но за последние пару лет спрос на него резко возрос. Его главное отличие от криптовалюты заключается в том, что последняя разрешает взаимозаменяемую торговлю. Любой может создавать биткоины и обменивать их на другие. NFT — отдельные цепочки владения, предназначенные для отслеживания конкретного актива. Часто его используют для заявления о своем праве собственности на цифровое произведение искусства — в противном случае его можно полностью скопировать, вставить, переслать другу. Так происходит с фильмами или файлами формата JPG.
Подлинность, копия и жизнеспособность
В прошлом художники могли предоставить галерее собственную подпись или что-то вроде сертификата, чтобы удостоверить подлинность произведения искусства. Это было методом проверки или доказательства того, что это полотно в действительности принадлежит, например, Матиссу, Пикассо или Шиле. Но сейчас все обстоит иначе.
В 2008 году Сатоши Накамото, создатель биткоина, представил миру новый метод проверки в цифровом мире — блокчейн. Он используется для записи финансовых операций, транзакций. Сейчас все, начиная с коллекционных игр, заканчивая новыми способами финансирования, живет на блокчейнах.
Согласись, в интернет-пространстве достаточно сложно сказать, что на самом деле означает право собственности, подлинность и в чем она выражается. Ведь вся цифровая культура движима копированием, вставками, ремейками. Так пользователи и представители творческих групп и объединений порождают новые формы искусства. Контент, имеющийся в доступе, абсолютно конкурентоспособный. Тот, кто просматривает файл и делится им, никак не может помешать другим сделать то же самое. Бесконечный обмен, видоизменение и переработка информации создает целый массив материалов для просмотра и копирования. Так и создается экономика изобилия, на которой активно цветет онлайн-культура.
Но благодаря невозможности изменить блокчейн, художники предоставляют подлинное доказательство, которое нельзя будет подделать. Однако его можно продать на аукционе, передав коллекционеру, что сделает искусство очень ликвидным.
Но не все хранится на блокчейнах. Площадка TikTok построена на переосмыслении звуковых циклов, которые кажутся просто бесконечными, а с помощью визуальных сопутствующих ритуалов появляется и уникальность. А в Twitter маленькие послания имеют ценность только в том случае, если их репостнули с первоначального профиля.
Продолжительность жизни того или иного цифрового контента напрямую зависит от его способности распространяться, а любые попытки остановить процесс требуют нарушения технологических аспектов, (например, шифрования) или же правовых режимов — авторского права.
Однако пришел NFT и объединил код и культуру. Так создавалась форма контроля, не полагающаяся на закон или саботаж. Она способствует возникновению аутентичности в мире, который основан на репостах и копированиях.
Искусство горит, NFT ликует
В начале марта 2021 года компания Injective Protocol купила произведение Бэнкси, сожгла его и продала как NFT. Таким образом они не снизили ценность творческого продукта, а, наоборот, повысили ее, разрушив физический носитель.
Хотя многие не могут воспринять NFT как владение искусством, но, очевидно, большинство коллекционеров именно так и считает. Подразумевается, что цифровые художественные работы редки и поэтому так дорого стоят. Можно предположить, что стать художником на рынке NFT достаточно легко, ведь нет никаких особых критериев для того, чтобы выйти на рынок. Но это немного наивно, ведь искусство на блокчейне востребовано не только по эстетическим причинам.
Например, Cryptopunks пользуются спросом из-за их возраста, как некий антиквариат среди блокчейнов. Самый дорогой из них был продан за 1 608 032 доллара, хотя на первый взгляд это не более чем просто нарисованная пиксельная графика.
Кажется, что это не совсем полноценно объясняет, зачем оригиналы нужно уничтожать. Вот, что сказал об этом коллектив BurntBanksy, купивший картину Бэнкси:
«Если бы вы владели NFT и реальной физической картиной, ценность концентрировалась бы на втором объекте. И только убрав ее, мы можем гарантировать, что первый элемент станет самым главным, а вся физическая стоимость будет перенесена в NFT».
Многие не смогут понять эту философию, но наверняка коллектив действует достаточно провокационно, меняя наше обычное предпочтение реальной картины на цифровой. Так они решили сжечь то, что многие сочли бы объективно ценным произведением искусства. Ведь цифровой токен невозможно уничтожить: он полностью защищен от вандалов — таких, как они сами.