Просвещение

Киоски, барахолки и лофт-пространство: культура гаражных распродаж

Катарина Довлатова Катарина Довлатова
Гаражные распродажи — это место, где можно отлично провести время и что-нибудь прикупить. Буквально несколько десятков лет назад они несли другую цель.

Ежегодно в маленьких и больших городах страны проходят тысячи гаражных распродаж. Где-то их больше, а где-то меньше. На импровизированные витрины люди выкладывают товары, которые уже использовались какое-то время. Это могут быть относительно новые предметы гардероба, а иногда — мебель или предметы декора. Сейчас подобные мероприятия превратились в целую культуру. Люди устраивают их в кофейнях и лофт-пространствах. Там без труда можно найти вещи в действительно отличном состоянии. Чем же так привлекательны гаражные распродажи, почему так называются и какую несут пользу — разбирается Royal Cheese.

Предшественники


Современные распродажи, именуемые «гаражными», берут начало в 19 веке. Они возникали в портовых городах и проводились возле местных доков. После того как судно входило в порт, товары, оказавшиеся невостребованными или же поврежденными, выставлялись на продажу. Потом местные благотворительные организации стали проводить подобные мероприятия, чтобы собрать деньги на различные нужды.

Во время Гражданской войны в США они стали еще более популярны. Это позволяло дамам, лишенных дохода, получать прибыль. Многие из них отдавали выручку армии Конфедерации. Традиция продавать или же обменивать бывшие в употреблении вещи со своими соседями укрепилась в их культуре, но в тот период она приобрела социальный смысл.

Во времена Великой депрессии уровень безработицы значительно повысился. Так, нуждающиеся стали главными потребителями и торговцами на местных распродажах, а на продажу шли предметы первой необходимости: одежда, обувь и посуда.

При чем здесь гаражи


Считается, что культура пришла в Россию и другие страны из Америки. Там в 50-х и 60-х начался активный рост благосостояния людей, что повлекло за собой излишнее накопление предметов одежды и домашнего обихода. Ненужные вещи занимали много места в гаражах и кладовках, отсюда и пошло название мероприятия. Подобные акции в некотором роде стали постмодернистской адаптацией благотворительных ярмарок или базаров середины 19 века.

Уже в 70-е годы гаражные распродажи вошли в массовое сознание, заняв постоянное место и «узаконив» концепцию получения прибыли от тех товаров, которые должны были отправиться на свалку. Продавцом, как и покупателем, по сути, мог стать каждый. Продавцы в «гаражах» варьируются от одиноких людей в возрасте и семей с детьми до местных благотворительных организаций, дилеров коллекционных предметов и даже знаменитостей. Однако раньше свои вещи продавали чаще всего любители. Их главная цель — расчистить свои чердаки, подвалы и шкафы. Гораздо меньшая группа осуществляла продажи, чтобы увеличить свой доход. К покупателям чаще всего относились молодые люди от 20 лет, стремившиеся приобрести дешевые товары для дома.

Самыми популярными участниками были женщины. Это напрямую связано с тем, что их главным занятием было ведение домашнего хозяйства. Эта ситуация отражала разделение труда по половому признаку того времени. На самом деле эта тенденция продолжалась до начала 2000-х.

От советских барахолок до лофт-пространств и кофеен


Гаражные распродажи в России — модернизация советских барахолок. Данный термин не нуждается в особом объяснении. Это был большой рынок, куда люди приносили то, что им уже не нужно, или же те вещи, которые утратили свою былую красоту. Они обрели популярность в связи с различными сложными ситуациями в стране: Гражданская война, Великая Отечественная война, весь послевоенный период и лихие 90-е.

На таком рынке можно было приобрести практически все: от спичек до самых настоящих фамильных драгоценностей. Их объединяло одно — действительно низкая цена. Сюда приносили даже то, что совсем не относилось к предметам первой необходимости. На каждый товар обязательно находился свой покупатель, это объясняется эпохой дефицита, в которой жили люди. Обмен или бартер также практиковался между участниками сделок. На барахолках появлялся даже краденый товар, и он тоже обязательно находил своего нового хозяина. Конечно, здесь не могло идти речи о профессиональных торговцах. Сюда приходили самые обычные люди в попытке хоть немного заработать.

В то время, когда железный занавес немного «приоткрылся», в страну попали импортные вещи, привезенные туристами и теми, кто мог позволить себе выехать за границу. Конечно, тогда не было официальных зарубежных магазинов, одежду просто перепродавали. Это было не совсем законно и считалось спекуляцией, но на барахолках все сделки были относительно безопасны: в толпах и огромном количестве «витрин» и прилавков можно запросто скрыться от представителей закона.

Такие люди со временем сформировали некую субкультуру или закрытое общество. За спиной их стали называть «фарцовщиками». Они с особой осторожностью встречались со своими покупателями, опасаясь уголовного преследования. Конечно, некоторых ловили, а иногда судили и сажали в тюрьму. Но, несмотря на риск, меньше на рынке их не становилось. Так, барахолки стали обычной частью жизни до самого развала СССР. Но после 1991 года товары импортного производства буквально хлынули на советский рынок, а барахолки потеряли актуальность. Со временем они будто переродились и стали называться «гаражными распродажами». Разумеется, эту традицию позаимствовали у Американской культуры и привнесли в нее свой шарм.

Если в 90-е прежде всего стоял вопрос выживания, то сейчас посещение гаражных распродаж — это часть досуга. Теперь можно не только найти желаемую вещь, которая когда-то принадлежала другому, но и выпить кофе или отведать фалафель. На подобные тусовки приносят свои вещи, украшения, книги, пластинки, а иногда и продукт своего творчества: иллюстрации, стикеры, блокноты и игрушки ручной работы. Так что это не только способ получить деньги, но и возможность показать свои навыки.

Современные гаражные распродажи не всегда имеют какое-то определенное месторасположение. Они переезжают из одного модного места в другое. От универмагов, кофеен до брошенных заводов, где теперь располагаются лофт-пространства для различных мероприятий, лекций, вечеринок или выставок. Чаще всего их устраивает молодежь, но иногда в формировании культуры участвуют и крупные компании. У французского бренда одежды La Redoute нет в России официального магазина или шоу-рума, только интернет магазин, но они решили дать возможность российским покупателям увидеть товар своими глазами перед тем, как его приобрести, и привезли образцы в Москву на распродажу.

Такие мероприятия интересны и владельцам общественных пространств, которым гаражные распродажи также приносят выручку, а иногда и новых постоянных посетителей.

Купля-продажа и преимущества повторного использования


Гаражные распродажи сейчас используют не для получения прибыли, а, скорее, для того, чтобы избавиться от вещей. Кроме того, такие мероприятия дают возможность познакомиться с новыми людьми.

Значительная часть ресурсов, которые человек потребляет, тратится на добычу сырья, производственные процессы и транспортировку. Но если покупать подержанные товары вместо новых, мы можем значительно сэкономить общие ресурсы. Например, в Великобритании произведена оценка жизненного цикла повторно использованной одежды. Исследования показали, что повторное использование тратит только от 1.8% до 2.6% энергии, которая необходима для производства. Так пропадает необходимость изготовления материальных товаров для удовлетворения базовых потребностей человека.

Из-за обилия потребительских товаров в магазинах и наших домах люди сталкиваются с таким явлением, как беспорядок. Со временем мы накапливаем вещи, и только потом приходит осознание, что те самые предметы, которые должны приносить удовольствие, становятся обузой.

Журналы, книги, электроника, которая уже давно вышла из строя, одежда, обувь, мебель и посуда. Без всего этого наша жизнь и дома были бы скучны и скудны. И все же, очевидно, что у нас может быть слишком много ненужных накоплений. В какой-то момент возникает необходимость избавиться от немодных, сломанных, устаревших вещей и навести порядок. Гаражная распродажа — прекрасный способ сделать «генеральную» уборку. Такой способ избавления от вещей может показаться идеальным, ведь так у них появляется возможность прожить еще одну жизнь, а не оказаться на свалке.

Помимо очевидных плюсов гаражных распродаж, их благоприятного влияния на философию потребления и экологию, людям действительно интересно участвовать в таких мероприятиях. Потому что это весело, здесь можно послушать музыку, попить кофе, купить модную вещь по привлекательной цене, а иногда их сопровождают лекции местных специалистов. Конечно, это не всегда совершается для заработка или экономии. Гаражные распродажи стали неким лайф-стайлом.

Загрузить еще