Просвещение

Кризис текстовой культуры: почему люди стали меньше читать

Наталья Грицкевич Наталья Грицкевич
Вопрос, почему люди стали меньше читать, сегодня беспокоит многих. Основная причина — коренные изменения в культуре, требующие новых решений.

Почему люди стали меньше читать — это вопрос, который интересует многих. Социологические исследования подтверждают, что сегодня люди меньше читают, чем это было несколько десятилетий назад. В новой статье Royal Cheese говорим о том, почему так происходит и какие изменения нас ждут в ближайшее время.

Что такое кризис текстовой культуры

Почему люди стали меньше читать книги

Кризис текстовой культуры — это процесс, при котором студенты, будущие специалисты, не видят смысла изучать глубокие научные работы, выбирая знакомиться с материалом «по касательной», не вникая особо в материал.

В большей степени эта проблема касается гуманитарных наук, поскольку образовательный процесс здесь строится на изучении студентами большого объема профильной литературы. Предыдущее поколение привыкло к тому, что науку можно освоить через изучение научной и художественной литературы. Однако современные студенты открывать пыльные заумные учебники не спешат.

Чтение и глобальные мировые изменения

Почему люди стали меньше читать
На самом деле, хотя люди стали меньше читать, информации они стали потреблять больше. Только потребляемая информация подается в «готовом» виде. Как говорится, за тебя уже подумали и вложили эту мысль тебе в голову. Этот процесс исследователи напрямую связывают с появлением новых информационных технологий, который сам по себе, конечно, неплох. Все зависит о того, как эти возможности использовать.

Вместо того, чтобы прочитать роман, можно за несколько минут ознакомиться с его пересказом. И, вроде бы, работа при этом упрощается — задача выполнена, основные моменты усвоены, что еще нужно? Однако при этом теряется весь смысл обучения, ведь литературу читают не для того, чтобы узнать суть, а чтобы понять причинно-следственные связи и научиться думать так же, как думает исследователь.

В итоге вместо квалифицированных кадров по всему миру университеты выпускают людей с дипломами. Правда, вместо глубоких знаний и навыков научного мышления, умения мыслить критически выпускники получают только фрагментарные и отрывочные знания, ощущая себя при этом экспертами.

И такая тенденция наблюдается при получении любого высшего образования, а не только гуманитарного, что однажды может привести к глобальному кризису кадров во всех сферах. Недостаток квалифицированных кадров — это проблема, с которой сталкивается мир уже сегодня, а в будущем, несмотря на обилие «специалистов», эта проблема будет только усугубляться.

Почему люди стали меньше читать

Почему люди стали меньше читать
Люди стали меньше читать в первую очередь потому, что этот навык не сформирован на предыдущем этапе обучения. Студентам очень сложно изучать объемные сложные тексты, разбираться в новом термине, который появляется каждые 2-3 предложения. При этом научный труд, будь это книга или статья, может быть прочитан, но его суть остается непонятной.

Студентам лень разбираться в тонкостях и нюансах мыслей автора. Это очень сложная работа, особенно для тех, кто за все время обучения в школе прочитал в лучшем случае 2-3 книги. И то без глубокого осмысления и анализа.

К тому же основная ставка сегодня идет на социальные скиллы — умение правильно общаться, выстраивать отношения в коллективе, развитый эмоциональный интеллект. А вот исследовательские навыки и развитое научное мышление значат уже в разы меньше. Ведь зачастую это то, что довольно сложно «пощупать» и проверить.

Почему мы стали меньше читать: изменение мышления

А еще меняется образ мышления людей. Новые поколения в связи с тем, что информационный поток многократно увеличился, развивают навыки фрагментарного восприятия — клипового мышления. О том, чем опасно клиповое мышление, мы рассказывали в этой статье.

Тем не менее, некоторые исследователи уверены, что за таким типом мышления будущее. А это значит, что нужны реформы образования, которые позволят подстроить программы под новый тип мышления. Необходимо повышать уровень вовлечения студентов в работу за счет разработки новых методов обучения, которые будут учитывать особенности мышления современных поколений.

Гуглим, а не запоминаем


Новые поколения не видят смысла в том, чтобы накапливать свой багаж знаний, усваивая большое количество информации. Зачем это нужно, если доступ к авторитетным источникам свободный. К нему можно обратиться в любую секунду жизни, перечитать, в конце концов, самое важное и необходимое здесь и сейчас.

Сложно говорить о том, менее ли развиты новые поколения. Но с уверенностью можно утверждать, что они совершенно другие. Ведь запоминание и удержание информации — это важный процесс. Если отбросить его «за ненадобностью», ничего хорошего не выйдет.

Если мы гуглим каждый раз вместо того, чтобы помнить, о какой глубине знаний может идти речь? Студентам необходимо освоить профессиональное информационное поле и, конечно, запоминать важную информацию. В дальнейшем, если такая тенденция будет не только сохраняться, но и усиливаться, мы можем прийти к тому, что наука начнет деградировать.

И если пока на эту тему иронично импровизируют фантасты, в будущем это может оказаться делом совершенно не смешным.

«Идиократия» Майка Джаджа


Для того, чтобы представить мир, в котором знание полностью деградировало, достаточно обратиться к фильму режиссера Майка Джажда «Идиократия» 2006 года. В нем герой попадает в будущее, в которым со средним интеллектуальным развитием он становится самым умным.

В этом мире поля с пшеницей поливают сладкой синтетической газировкой и не понимают, почему нет урожая. Весь мир в фантазии режиссера стоит на пороге глобального кризиса. Ведь, возможно, людям в нем скоро будет нечего есть. Главный герой при этом предлагает начать поливать растения водой, что позволяет избежать вымирания населения планеты.

Конечно, это утрированный пример, который выглядит карикатурно. И все же эта комедия напоминает нам о том, к чему может привести поверхностность образования. Мы предполагаем, что вряд ли человечество сможет настолько сильно «откатиться» назад, но вполне может потерять технологии.

Если, например, единичные специалисты инженерных профессий не смогут вырастить себе замену, то знания в их области даже при наличии учебников могут быть утеряны. Можно просто напросто «разучиться» запускать ракеты в космос, собирать спутники, атомные реакторы, если передачи информации из поколения в поколение не будет.

Читай также:

Загрузить еще