Просвещение

Мировое господство и эстетика: как путешествия стали массовыми и изменили общество

Роман Федоров Роман Федоров
Royal Cheese отправляет тебя в приключение, которое не потребует виз и пропускных контролей. Рассказываем про влияние путешествий на жизнь человека.

Не всегда слово «путешествие» ассоциировалось у человека с горящей путевкой в Турцию за 30к. Раньше это был вызов, смертельная опасность и головокружительные перспективы. Но как сложилось представление о путешествии как таковом? Почему оно из века в век менялось? Какую роль играли путешествия в жизни человека? Что заставляет людей на протяжении всей истории собирать свои дорожные сумки и отправляться навстречу неизвестности? Royal Cheese — обо всем, что давала человеку дорога приключений.

Путешествие как анекдот


Во многом представления о приключении как о чем-то трепетном, волнующем и обещающем новый опыт у нас сложилось под влиянием литературы. Однако еще в 11 веке ситуация была другой.

Тогда приключенческая история воспринималась людьми как сатирический анекдот. Иными словами, путешественники раскрывали «правду» о регионах, в которых бывали. В таких повестях о самих авантюристах речь не шла, главный предмет интереса — это обстановка и обитатели незнакомого места. В дальнейшем эта традиция сохранится и будет в тех или иных формах проявляться в разных культурах. Вот что писал о москвичах русский прозаик Александр Радищев в своем «Путешествии из Петербурга в Москву» в 18 веке. За роман его приговорили к смертной казни, но позже помиловали и заменили наказание шестилетней ссылкой:

«В Москве завернулся я в компанию молодых господчиков и предложил им мой труд, дабы благосклонностию их возвратить хотя истраченную бумагу и чернилы; но вместо благоприятства попал в посмеяние и, с горя оставив столичный сей град, вдался пути до Питера, где, известно, гораздо больше просвещения».

В корне ситуация изменилась c эстетической революцией романтизма в середине 19 века. Французский историк Сильвен Венайр считает, что успех современного приключенческого романа берет свои корни из общества 19 века, когда через такую литературу передавались ценности буржуазии: энергичность, вера, упорство, труд и знание.

Путешествие как путь становления


Что интересно, тогда людей, ищущих «приключения», презирали. Герои авантюрных романов были заложниками ситуации: терпели различные кораблекрушения, попадали в плен к циклопам и часто оказывались в трудном положении поневоле. По итогу авантюристы мечтали вернуться домой, и в этом деле их помощниками становились те самые добродетели: энергичность, вера, упорство, труд и знание. С помощью них они возвращались в утраченную цивилизацию в том или ином виде. Хорошие примеры — это Робинзон Крузо и Одиссей. Оба оказались путешественниками не по своей воле, и оба больше всего мечтали вернуться домой. Вместе с тем они извлекали максимум из лишений: опыт становился полезным, а жизненный цикл, проведенный в пути, в конечном счете приводил к «взрослению». А еще герои «робинзонады» делали популярными свежие знания о планете — это тоже сыграло роль в восприятии приключений как таковых.

Путешествие как самоцель


Другой скол произошел в этом же столетии, когда сам отказ от приключений знаменовал переход во взрослую жизнь. Выше мы писали, что буржуазное общество презирало авантюристов, ищущих приключения как самоцель. Эти два факта спровоцировали рост числа людей, которые считали иначе. По итогу ситуация вокруг приключений приобрела другой ракурс, когда приключение стало восприниматься как эстетический способ существования. Вспомни произведения Стивенсона, Киплинга, Джека Лондона, Конрада. Теперь путешествия раскрывали высшие добродетели в человеке: реализация себя в моменте, судьбоносное становление путем добровольного столкновения со смертью и раскрытие «скрытого» смысла мира. Знаменосцем поколения авантюристов по праву стал французский поэт Артюр Рембо, который провел в путешествиях почти половину своей жизни. Он — это воплощение поиска приключений ради приключений:

«Глухими тропами, среди густой травы,
Уйду бродить я голубыми вечерами;
Коснется ветер непокрытой головы,
И свежесть чувствовать я буду под ногами.

Мне бесконечная любовь наполнит грудь.
Но буду я молчать и все слова забуду.
Я, как цыган, уйду — все дальше, дальше в путь!
И словно с женщиной, с Природой счастлив буду».

И кто знает, как изменится наше отношения к путешествию в будущем. Как показывает практика, это понятие живо и развивается вместе с обществом.

Путешествие и мировое господство


Большинство поездок в мире прошлого проходили в интересах войны, дипломатии или торговли. Сама суть этих процессов в идеальном своем воплощении подразумевает реализацию потенциала. В условиях, когда каждая из стран конкурирует друг с другом, такие поездки также направлены на расширение сфер влияния. К тому же историческая практика показывает, что миром руководили люди, которые не теряли желание исследовать.

Финикийцы были в Британии, карфагеняне исследовали западное побережье Африки, греки дошли до территории современной Германии, а китайцы 6 веков назад раскидали своих путешественников на запад: к Цейлону, Аравии и Восточной Африке.

Чжэн Хэ — самый известный адмирал китайского флота, который с помощью магнитного компаса проложил торговый путь от Тайваня до Персидского залива. Это продолжалось до начала 16 века, когда Китай ушел в многовековую политику изоляции. Тогда флот сократился до одной десятой своего размера, и со временем была утеряна технология производства кораблей для исследования мировых океанов. Тем не менее дальнейшая судьба этих цивилизаций пророчила им мировое величие.

В это время стремление рискнуть всем ради улучшения условий жизни свойственно всем исследователям прошлого, ведь Христофор Колумб говорил:

«Ты никогда не пересечешь океан, если не наберешься смелости потерять из виду берег».

В период с 15 до 17 века человечество вошло в эпоху Великих географических открытий. На рынки Европы хлынуло большое разнообразие заморских товаров, изменилась экономика целых стран, ускорился научно-технический прогресс. Обогатились культуры, и расширился кругозор среднестатистического человека. Если до эпохи открытий отдаленные страны имели мало представлений друг о друге, то после нее мир стал жить «в унисон».

«Раньше было лучше»


Издревле люди воспринимали перемещение с места на место как необходимость выжить или как способ улучшить свою жизнь. Мы уходили с истощенных мест и искали плодородные места, открывали новые континенты, исследовали моря и прокладывали торговые пути от стране к стране. Во всех случаях человек получал преимущества: пропитание, перспективы и закрытую графу «дефицит» в нужных ему вещах.

Что касается виз: раньше контроль государственных границ не был таким строгим. «Таможенники» были только на дорогах, и любой желающий мог попасть в соседнюю страну полями. Хотя таких прецедентов вряд ли было много, ведь путешествия могли себе позволить лишь богатые люди — остальные занимались хозяйством.

Социальные мотивы для путешествий включали посещение религиозных мест, фестивалей или Олимпийских игр. Путешествия были дорогими и трудными из-за опасности насилия, нехватки дорог, а также из-за изменчивости времени в пути по воде, поскольку древние корабли зависели от капризов ветра и приливов.

Кстати, понятие «граница» было растяжимо: четкий контур государства имели только на карте, в реальности это никак не отражалось. Заборы и колючие проволоки отсутствовали, поэтому пастухи могли бродить со скотом за пределами своей страны, даже не подозревая об этом. Да и самих стран было меньше, большинство современных республик входили в состав огромных империй.

«Они с завистью смотрели на птиц»


К началу 20 века большая часть Земли была исследована. Глаза человека теперь были обращены в небо. Началась эра авиации. Первые воздушные шары, дирижабли и, наконец, полноценные самолеты относятся к 20 веку — времени, когда полным ходом развивалась эта отрасль. Орвилл Райт, который совершил на самолете первый управляемый полет, как-то сказал:

«Желание летать — это мысль, переданная нам нашими предками, которые путешествовали по нетоптаным землям в доисторические времена. Они с завистью смотрели на птиц, свободно парящих в небе на полной скорости, обходя все препятствия на пути по бесконечному воздушному шоссе».

Когда небо было покорено, человек сделал следующий логический шаг — обратил свой взгляд в космос. Тогда появился тезис «Земля — колыбель человечества», однако, как и любая колыбель, она однажды будет покинута.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин станет первым космонавтом, который выйдет на орбиту планеты Земля. Спустя каких-то 8 лет человек покорит очередной эволюционный редут. 20 июля 1969 года на поверхность Луны ступит нога астронавта Нила Армстронга. Кстати, в деле освоения космоса ключевую роль сыграли животные.

Из века в век человек доказывал, что по своей природе он исследователь. Куда заведет нас дорога путешествий? Есть ли во Вселенной конечная точка, после которой двигаться дальше будет просто некуда? К сожалению, этого нашему поколению уже не узнать. Вместе с тем человеческий вид — это единый организм, вектор движения которого определяет разум. Желание исследовать — естественно. Возможно, доисторические люди с интересом глядели в зияющие тьмой пустоты пещер и гадали, что таится за очередным поворотом. Другое время — другие песни. Что прячут за собой повороты современности? Время покажет. А ты как думаешь?

Загрузить еще