Нищие и счастливые: как культура романтизирует бедность
Художники, которые уютно расположили свои холсты на набережной реки Сены, годами продавали идентичные эскизы и картины голых проституток с сигаретой. Эти образы, созданные творцами на рубеже веков, представили романтизированный портрет людей, принадлежавших к самым низким слоям общества, которых бедность сподвигла к подобной работе. Десятилетиями искусство превращало их положение в нечто особое и формировало неправильное представление о нищих.
Париж, я люблю тебя
Колыбель творчества, столица Франции, стала городом сексуального освобождения и экзистенциального мышления 19 века. Жители были известны своим умением хорошо жить. Среди огромного количества разнообразных клише есть одно, которое может показаться наиболее странным: романтизация проституции в культуре. От поэзии Бодлера до выставок в музее д’Орсе и современных работ. Например, «Молода и прекрасна» — фильм о белой девушке из среднего класса, которая решает заняться продажей своего тела. Следует сказать, что на экране это выглядит достаточно притягательно и чрезвычайно эстетично.
Но реальность, конечно, вряд ли так же романтична. Проституцией в основном занимаются практически нищие иммигранты. Парижский квартал Бельвиль — место, куда идут женщины, приехавшие из северного региона Китая, известного как Дунбэй. Они сталкиваются с физическим и сексуальным насилием, борются за аренду жилья и подвергаются дискриминации со стороны других парижан. В отличие представления труда в «Молода и прекрасна», эта профессия — один из немногих вариантов, которые у них есть. Красивые изображения проституции, бедности и голода продолжают доминировать в культурном ландшафте искусстве.
Фильм «Амели» Жан-Пьера Жёне и его сочная картинка дает еще больше ярких впечатлений о Париже. У аудитории создается ощущение, что простая девушка, испытывающая проблемы с финансами, не особо отягощена их решением. Она живет в крошечной, но уютной квартирке на Монмартре, катается на велосипеде, работает в небольшом ресторанчике и в конце концов обретает свою любовь и гармонию. Все это в значительной степени влияет на представление о нищете у представителей среднего класса. Жизнь героев кино кажется такой простой и естественной, чистой и нравственной. Они как будто лишены стресса и других невзгод. Это то, что начал видеть человек, далекий от вопросов бедности.
Изнанка
Абсолютно в любом обществе есть рабочий, обслуживающий класс — своего рода изнанка. Чаще всего средний и высший классы не считают его жалким — скорее, просто воспринимают как альтернативный путь, на котором люди испытывают обычное давление, связанное с продвижением по службе и проверкой эффективности. Класс ассоциируется с самым несложным распорядком, который может показаться романтичным, но скрывает за собой определенные трудности.
Это упрощение хорошо видно в продуктах литературы и кино. Например, в таких картинах, как «Миллионер из трущоб», «Звери дикого Юга», «Сын», «Умница Уилл Хантинг», герои изображены моралистами, которые вполне довольны своим социально-экономическим положением. А их навыкам, чувству благородства и самодостаточности мог бы позавидовать самый привилегированный класс. Или, к примеру, в фильмах «Прислуга», «Солист», где обездоленных спасают белые и богатые люди.
Когда мы начинаем идеализировать бедность, то смешиваем простоту и счастье, что одновременно наивно и немного оскорбительно. Нищета романтизируется не только в СМИ, но и в повседневной жизни. Существует идея «бохо», или же богемы. Она включает в себя образ бедного писателя, художника или артиста, который использует этот рабочий класс добродетелей. Такие люди ставят свою страсть выше всякого материального комфорта. Этот стиль всячески транслируется в социальных сетях, а также с помощью магазинов одежды, представляющих стильные и в то же время богемные образы для молодежи. Действительно, для многих богатых, а особенно молодых, бедность — это круто.
Есть компания «Живи ниже черты», которая состоятельным участникам предлагает выживать на $1,75 в сутки в течение пяти дней. Цель акции — продемонстрировать, как тяжело существовать за чертой бедности. Но действенно ли это на практике? Ведь все клиенты отлично понимают, что через несколько дней все закончится и они вернутся к своим сберегательным счетам. Поэтому они не знают, каково это — полностью находиться под контролем мизерного количества денег.
Нищета может использовать как средство бегства от реальности. В фильме «Жасмин» Вуди Аллена персонаж Кейт Бланшетт — богатая жительница Манхэттена — теряет большую часть состояния и переезжает в другой город, чтобы жить менее привилегированной, но более счастливой жизнью. Так, прыжки по социальной лестнице можно интерпретировать как побег, сравнимый с путешествием.
Тревожные добровольцы
Эмили Кроссли написала статью под названием «Бедные, но счастливые: встречи добровольцев-туристов с нищетой». В ней она утверждает, что, столкнувшись с бедностью, которая угрожает западному материалистическому образу жизни, участники исследования сумели преодолеть тревогу с помощью трех способов:
-
Превращение нищеты в источник морального искупления.
-
Позволение бедности превратиться в соблазнительный пейзаж.
-
Создание общины, где жизнь обездоленных может стать счастливой.
Молодых людей привлекает волонтерская деятельность, в особенности за границей. Для них это способ вырваться из структурированных миров, в которых они живут, и отправиться на поиски чего-то настоящего, подлинного. Именно это они надеются найти в нищете или «простой жизни» других. Кончено же, сталкиваясь с менее привлекательными реалиями, они все равно придерживаются интерпретации «бедные, но счастливые». Все дело в том, что волонтеры не желают отказываться от той призмы простоты и романтичности, через которую порой смотрят на мир, откуда не исходит безграничное счастье.
Точно таким же образом проституция легче воспринимается и переносится, когда она ассоциируется с сексуальным французским раскрепощением, молодостью и красотой. В этом случае она словно превращается в соблазнительную атмосферу, которой можно восхищаться и поглощать ее.
Эмили Кроссли утверждает, что такая реакция будто нейтрализует бедность, препятствующую более тонкому взаимодействию между сообществами и волонтерами, которые не пропускают трагедию через себя, а наоборот, смотрят на несправедливость через романтизированную линзу.
Человек, живущий в безденежье, действительно может быть счастлив, потому что его окружают хорошие друзья; или мама сумела купить ребенку игрушку, которую он так давно хотел. Но не бедность является фактором, определяющим радость. Неправильно романтизировать нищету как эквивалент простой жизни.