Новый Орлеан, Гарлем и блюз: как афроамериканцы повлияли на музыку
Ранний афроамериканский опыт заложил фундамент в музыкальный мир Соединенных Штатов и в большую часть англоязычного искусства. Охватывая самые разные жанры — от джаза до фанка и хип-хопа, — культура оказывала влияние на артистов на протяжении всего 20 века. Royal Cheese разбирается, что чернокожие исполнители привнесли в современную музыку.
Первые записи
Воздействие стало проявляться с самой ранней выпущенной коммерческой песни в конце 19 века, когда порабощенный Джордж Джонсон запечатлел свое творчество с помощью фонографа. К 1890-м годам он спродюсировал наиболее продаваемые пластинки в США. Его достижение считается настолько значительным, потому что тогда массовое производство не было таким уж простым. Исполнитель записывал звуковые волны на восковые цилиндры фонографа. Запустив сразу несколько цилиндров, он мог сделать одновременно три или четыре трека.
Несколько позже пришла Мэми Смит — первая афроамериканская блюзовая артистка, издавшая собственную музыкальную пластинку. В 1920 году она вошла в историю, когда песня «Crazy Blues» разошлась тиражом более миллиона копий за год. Ритмичный, тоскливый вокал стал символом блюза. У Мэми получилось подготовить почву для Бесси Смит, которая оказалась самой продаваемой исполнительницей этого стиля в 20-х и 30-х годах прошлого века.
Блюз, джаз и многое другое
Музыка была бы совершенно другой без появления джаза. Возникнув в Новом Орлеане, направление, состоящее из полиритмов и быстрой импровизации, распространилось по всей стране и стало развивать блюз и регтайм. Части культуры ухватились за самые разные аспекты этой музыки.
Отличительной чертой новоорлеанского направления, известного благодаря духовому оркестру, было звучание трубы, тромбона и тубы. Именно так и появился оригинальный креольский джазовый оркестр Эдварда Ори. Он со своей командой гастролировал из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк в эпоху «сухого закона» 1920-х. Они стали одним из первых джазовых коллективов, который выпускал собственные песни.
В 20-е годы Луи Армстронг — влиятельный музыкант, которому приписывают разработки в области джаза, — изобрел первую скат-запись. В этой импровизированной вокальной технике певец имитирует голосом легкость духового инструмента. Как и многие иные великие вещи, скат был изобретен случайно. Армстронг, ссылаясь на свою мелодию 1926 года «Heebie Jeebies», сказал:
«Я уронил бумагу с текстом в середине записи, но не хотел останавливаться и портить пластинку. Я тут же начал скатинг, а когда закончил запись, то был уверен, что пластинку придется выбросить».
Другая блюзовая исполнительница Ма Рэйни часто записывалась вместе с Луи Армстронгом. Хотя сегодня она почти неизвестна, но тогда значительно опередила свое время. Когда в 1933 году отменили «сухой закон», популярный театр «Аполло» в Гарлеме, Нью-Йорк, снова открылся. Раньше он был местом, куда пускали только белых, но после стал культурным и музыкальным пристанищем для всего чернокожего населения. Там выступали многие: от Луи Армстронга до Билли Холидей и Джеймс Браун. Даже сама «королева джаза» Элла Фицджеральд дебютировала на одном из первых любительских выступлений в «Аполло». Позже Джеймс Браун исполнил там свой концертный альбом 1963 года.
По мере того, как музыкальные записи становились более доступными, росло и влияние афроамериканских артистов. Ледбелли записал песню «Goodnight, Irene», которая позже стала стандартом. Хотя работа и была его основной, она стала популярна лишь после смерти Ледбелли в 1950 году. Американская фолк-группа The Weavers записала собственную версию этого трека, которая стала хитом и находилась в чартере Billboard 25 недель. Музыканты переделали изначальный лирический текст, а журнал «Time» назвал его «обезвоженным».
В 1936 году Роберт Джонсон три дня подряд провел в Сан-Антонио, работая над альбомом. Он спродюсировал за год 29 песен, которые стали олицетворением стиля дельта-блюз. Музыканта нашли мертвым на обочине, когда ему было 27 лет. Но его вклад остается незаменимым, оказавшим влияние на новое поколение блюзовых артистов, включая Эрика Клэптона, Кита Ричардса и Джими Хендрикса.
Точно так же афроамериканская музыка влияла на других, политика меняла музыку. В 1939 году выдающаяся певица Билли Холидей выпустила песню «Strange Fruit» — она стала протестом расизму и линчеванию афроамериканцев:
«Черные тела раскачиваются на южном ветру,
Необычные плоды свисают с тополей.
Пасторальная сцена галантного юга,
Глаза навыкате и искривленные рты».
Внедрение поп-музыки
Звукозаписывающая компания Motown Records оказалась приютом для чернокожих исполнителей, которые сильно способствовали развитию жанра. Майкл Джексон и The Jackson 5, Марвин Гэй, Стиви Уандер, Арета Франклин, Дайана Росс обращались именно к Motown. Эти люди определили эпоху гражданских прав. В 60-е годы были выпущены сотни хитов с запоминающимися ритмами, текстами и стилем вокала. В книге «Просто около полуночи: рок-н-ролл и расовое воображение» говорится о том, что именно в то время возникла проблема: блюз, джаз и вытекающий из них рок-н-ролл становились естественным местообитанием белых. Это развивало поп-музыку и привело к тому, что мы имеем сейчас.
Одним из первых чернокожих артистов, которому приписывают принадлежность к поп-жанру, стал Билл Уизерс. Музыка, которую он создавал в Лос-Анджелесе, получила всемирную известность благодаря спокойной гитаре и мягкими текстами. Его альбом Live at Carnegie Hall 1977 года был очень хорошо встречен критиками. А «Rolling Stone» включил его в список 50 величайших концертных альбомов. Несмотря на успех, автор был разочарован индустрией. Когда его попросили записать кавер на Элвиса Пресли, он сказал, что поддерживать Элвиса не в его стиле. Для него это стало оскорблением.
«Черная» музыка все еще сильно влияет на сферу. Новаторские тексты, ударные, сэмплы — лишь некоторые характеристики, которые присущи коммерческим трекам 1990-х и 2000-х годов. Сегодняшние исполнители продолжают расширять красочные биты и вокал, привнося что-то из раннего звучания.
Читать по теме: «Музыка неудачников: маленькие трагедии певиц эпохи Вудстока»