Просвещение

От реального к виртуальному: почему фэшн-индустрия переходит в «метавселенную»

Наталья Миронова Наталья Миронова
Одеть своего аватара в Balenciaga или посмотреть модный показ в виртуальном пространстве – это уже не шутка, а наша реальность.

Представь, что сейчас 2045 год. Ты прогуливаешься по одной из улиц своего города, носишь очки виртуальной реальности и постоянно делишься разнообразными данными о людях, местах и событиях, которые происходят вокруг. Неожиданно ты встречаешь друга и видишь на нем в буквальном смысле огненный наряд. Но потом снимаешь очки и понимаешь, что на твоем приятеле обычная футболка и спортивные штаны. Эта история — один из сценариев метавселенной, которой увлечена фэшн-индустрия.

В этой статье мы расскажем, почему мир моды переходит в виртуальную реальность.

Метавселенная простыми словами


Когда-то британская газета The Guardian писала, что дать определение новому слову нельзя, так как можно «спросить у 50 людей, что такое метавселенная, и получить 50 разных ответов на этот счет». Однако американская компания, главой которой является Марк Цукерберг, смогла рассказать, что это. По их словам, метавселенная – это «особый набор виртуальных пространств, где можно творить вместе с другими людьми, не находящимися в одном физическом пространстве сейчас с вами».

При этом стоит учитывать, что метавселенная не является синонимом VR или AR, которые выступают лишь средством в ней. Так, по мнению гендиректора консалтинговой фирмы Futures Intelligence Group Кэти Хакл, виртуальная реальность становится будущим Интернета и сможет создать единую «синтетическую среду».

Зачем это нужно фэшн-индустрии


После двухлетнего кризиса из-за пандемии fashion-рынок начинает приходить в себя. И чтобы сократить производство физических продуктов, на которые уходит огромное количество средств, индустрия моды нашла альтернативный вариант: начала сотрудничать с игровой индустрией. Она стала недорогим вариантом привлечения внимания любителей одежды, а также держателей NFT, стремящихся потратить свою валюту творчески и революционно. Так, например, модные бренды, такие как Louis Vuitton, Burberry и Dolce & Gabbana выпускают продукты, существующие исключительно в метавсленной.

Но цифровизация моды выходит за пределы игровой индустрии. Технологии дополненной реальности позволяют презентовать новые коллекции в виртуальных шоурумах или на виртуальных подиумах и «примерять» вещи прямо в приложении на смартфоне. «То, как молодые люди одевают своих аватаров, очень важно для них, а прямое обращение к аватару — это новый подход, направленный непосредственно к потребителю», — сказала Кэти Хакл в одном из интервью американского журнала Esquire.

Еще одной привлекательностью метавселенной для фэшн-индустрии стало то, как «она исполняет фантазии». Подиумная мода все больше напоминает концептуальную и несбывшуюся мечту, и ее ореол используется для того, чтобы привлечь покупателей к худи с логотипами, футболкам, сумкам и кроссовкам. Метавселенная же делает более реальной продажу самых нелепых творений брендов даже в цифровом формате. Дизайнеры уверяют, что создавать одежду в виртуальном мире куда занимательнее, чем в реальном. Это связано с тем, что в метавселенной отсутствуют законы физики, а также можно использовать любые материалы, будь то мех или пластик.

И, конечно же, метавселенная для модных домов и глянцевых изданий стала отличным способом монетизации. Так, многие архивы из культовых коллекций или съемок являются коллекционной ценностью, которые можно продать как NFT, не жертвуя при этом оригиналом.

Модные бренды и их «цифровые люксы»


В середине ноября 2021 года британский дизайнер Стефан Кук объявил, что его проекты станут частью популярной игры The Sims 4. В дополнении к компьютерной игре «Мужская мода» от EA появилось 23 предмета гардероба для парней, некоторые из которых были довольно необычные. Теперь симы-юноши смогут носить юбки. Таким образом дизайнер хотел видеть больше самовыражения в одежде у мужчин и позволить игрокам продвигать идею переосмысления маскулинности.

Мода органично присутствует и на таких платформах, как Fortnite. Например, в апреле создатель по имени Лахлан устроил виртуальный показ мод с участием гигантской обезьяны из носка, прыгающей на пого-стике, банана в смокинге и одного игрока, одетого как гитарист Слэш из группы Guns&Roses, только с точеным подбородком и короткой светлой стрижкой.

После этого бренд Balenciaga заключил партнерское соглашение с Fortnite и с материнской компанией Fortnite, Epic Games, чтобы провести показ мод осенней коллекции 2021 года, которая выглядела как игра в жанре битового фильма. Впоследствии бренд стал считаться ведущим новатором как экспертами Metaverse, так и коллегами по моде. После этого Burberry провел трансляцию показа на гейминг-платформе Twitch.

А в марте этого года на официальной платформе виртуальной реальности Decentraland прошла первая в мире неделя цифровой моды. В ней приняли участие более 70 модных брендов: Dolce&Gabbana, Tommy Hilfiger, Fewocious, Paco Rabanne и многие другие. Например, на шоу Dolce&Gabbana аватары моделей были в виде кошек разных цветов, стилей и полов, которые демонстрировали наряд и совершали необычное действие, будь то поклон или полет. А показ Philipp Plein проходил в виртуальной реальности в стиле вечеринки с баром и DJ.

Но некоторые модные дома не ограничились лишь показом. Например, Tommy Hilfiger открыл виртуальный магазин и провел несколько лекций для своих фанатов. А вслед за ним собственным виртуальным пространством обзавелся бренд Elie Saab, где продавал прекрасные платья для аватаров.

Но не только модные показы, дополнения к играм и виртуальные бутики производит фэшн-индустрия. Burberry, Louis Vuitton и Dolce&Gabbana стали выпускать NFT.

Dolce&Gabbana продали 9 вещей из коллекции в формате NFT и заработали почти два миллиона Ethereum, что равно примерно 6 млн долларов. А RTFKT Studios (произносится как «артефакт») тоже бросили вызов традиционным модным домам и создали виртуальные кроссовки вместе с художником Fewocious и тем самым заработали 3,1 млн долларов менее чем за пять минут.

Зачем все это?


Прорывы модных домов в области освоения метавселенной феноменальны, но в дальнейшем вызвали много вопросов, нужно ли все это потребителям, находящимся в реальности.

Один из вопросов касается того, что покупают потребители, если нет физических товаров. Ответ смог дать RTFKT, который занимался этой проблемой в течение года. В первую очередь для многих покупателей NFT-одежда может стать неплохой инвестицией (например, цена на корсеты от бренда Jean Paul Gaultier растет с каждым годом), а также быть частью диджитал-гардероба. Так, магазин цифровой одежды DressX создал большое количество нарядов, в том числе с Vogue Singapore.

Но появляется другой вопрос: как ее носить? По мнению DressX, вся одежда будет находиться в режиме дополненной реальности, где каждый из покупателей или компаний-партнеров сможет получить уникальный код, открывающий его эксклюзивный NFT, и будет примерять свои образы на фотографии или видео.

Будущее «модной» метавселенной


В последнее время концепция виртуального потребления смогла стать частью другой не менее популярной темы – изменения климата и уменьшения углеродного следа всей нашей деятельности. Однако в данном случае с фэшн-индустрией получилось все не так просто: с одной стороны, производство модной одежды и обуви не вредит природе, с другой – климатические активисты высказались против этой идеи, так как блокчейн очень энергоемкий, и из-за этого цифровая продукция сможет сильнее навредить окружающей среде.

Тем не менее, метавселенная предлагает огромный визуальный опыт дизайнерам, чтобы они смогли достичь личного и социального самовыражения. А обычным пользователям дать возможность создать свое индивидуальное пространство.

При этом нельзя отрицать того факта, что многие известные бренды могут полностью уйти в виртуальное пространство. На сегодняшний день появилась масса локальных или монобрендовых онлайн-магазинов и маркетплейсов в цепочках, в которых исключены физические объекты.

Читай также:

Загрузить еще