Пеппи Длинныйчулок и Муми-тролль: трагедия, которая скрывается за детскими сказками
Знакомясь с детскими книгами, мы редко задумываемся об их бэкграунде. Даже за самыми невинными на первый взгляд произведениями может скрываться огромное количество боли, страха и несчастья, которые принадлежат автору. Royal Cheese решил приоткрыть завесу самых милых историй.
Муми-тролль в поисках отца
В феврале 1944 года взрывной поток разбил окна художественной студии Туве Янссон в Хельсинках. Она была так подавлена, что не могла рисовать в течение года. Война ударила по всему миру, а у авторов и художников не было сил продолжать свой творческий путь.
Ужасные годы заставили художницу Туве писать сказки. В интервью после выхода второй книги о Муми-троллях она сказала:
«Мне было грустно, я боялась бомб и очень хотела уйти от мрачных мыслей».
Месяц спустя нежная, загадочная и предприимчивая семья Муми-троллей Янссон, с маленькими добрыми глазами и странными телами, напоминающими бегемотов, приступила к первому из своих многочисленных путешествий.
Впервые мы встречаем молодого Муми-тролля и его маму в произведении «Маленькие тролли и большое наводнение». Они — беженцы, пересекающие странную и ужасающую местность в поисках убежища. А отца Муми-троллей с ними нет, как часто и бывало во время войны. Всего на нескольких страницах маленькие и очень милые персонажи преодолевают темный лес, встречая там опасных существ и зловещий туман, прежде чем выйдут на свет к спокойной жизни.
В следующей книге миру угрожает комета, которая разрушит его и оставит после себя апокалиптический пейзаж. Муми-тролль и его друзья отправляются в обсерваторию, чтобы узнать как можно больше о том, что их ждет впереди. По дороге они встречают толпу бегущих людей: кто-то идет пешком, кто-то едет — но все они со страхом поглядывают на небо.
Так, Туве привносит явный военный подтекст в детский мир, где, как бы плохо ни складывались обстоятельства, мама всегда сможет все исправить:
«Тогда скорее домой, — сказал Муми-тролль. — Только б успеть домой к маме, прежде чем комета долетит до Земли. Тогда, может, все это не так опасно. Уж мама что-нибудь да придумает…»
Муми-тролли выглядят довольно обычно, а их приключения всегда приводят к Муми-папе — туда, где царят любовь и взаимная терпимость. Вероятнее всего, писательница и пыталась рассказать историю об очень счастливой семье. Любовь позволяет Муми-троллям не обращать внимание на менее привлекательные черты их родни. Они терпят всех: не только Снусмумрика — странствующего поэта-философа, Сниффа — эгоистичного друга Муми-тролля, но и тщеславного и мелочного Фрекен Снорка. Главной трудностью для семьи стало отсутствие Муми-папы. Он ушел с Хаттифаттенерами, которые вечно беспокойно блуждают с места на место в своих бесцельных поисках неизвестно чего, поэтому почти каждая история заканчивается воссоединением семьи.
История обретет еще больше смысла, если мы вспомним о том, что семья писательницы в военные годы оказалась разделена. Ее отец был сторонником политики нацистской Германии, что невероятно сердило дочь. Тем временем Туве и ее мать зарабатывали деньги, рисуя иллюстрации для антинацистского «левого» журнала. Поэтому позже Янссон, не имея детей, за которыми нужно было присматривать, смогла выдержать угрозы преследования со стороны прогерманского финского правительства за карикатуры на Адольфа Гитлера, опубликованные в «Leftist Garm».
Пеппи Длинныйчулок делает прививку
Примерно в 250 милях от студии Туве другая женщина наблюдала такую же бомбардировку из своей квартиры в Стокгольме. Ее звали Астрид Линдгрен.
Кроме семилетней разницы в возрасте у них очень много общего: обе коротко стригли волосы, носили брюки и галстуки — стиль радикальных женщин в эпоху джаза. Обе увлекались философией и были убежденными антифашистками. Работа Линдгрен по отслеживанию почты для шведских служб безопасности столкнула ее с душераздирающими письмами от еврейских семей.
Главное — с самого начала войны девушки начали работать над книгами для детей. В ноябре 1945 года Пеппи Длинныйчулок с ее ярко-оранжевыми косичками, веснушками и разноцветными чулками ворвалась в литературный мир. Душа Астрид, как и Туве, была отмечена опытом столкновения с тоталитаризмом и насилием во время Второй мировой. Писательницы стремились различными способами «сделать прививку» будущему поколению против конформизма и слепой веры в силу, которая и устроила самую настоящую катастрофу для человечества.
Пеппи олицетворяет детское и наивное стремление встретить человека, который обладает определенной властью, но не злоупотребляет ею. Если мы повсюду видим отголоски войны в первых двух книгах о Муми-троллях, то в истории Пеппи Длинныйчулок они полностью отсутствуют. Сама девочка стала антитезой тоталитарному лидеру.
В сопроводительном письме издателю, которое Линдгрен отправила вместе с первой рукописью, она описала свою героиню как маленького сверхчеловека в теле обычного ребенка. Этот посыл наиболее ярко проявляется, когда Пеппи бросает вызов силовику Майти Адольфу, оставляя его униженным.
Надежда на лучшее поколение
После войны «бэби-бум» был на пике, рождение новой души давало ощущение, что возможно все. А спрос на детских писателей вырос. Линдгрен утверждала, что Пеппи стала своего рода выпускным клапаном: она исполняет мечту о власти, что явилось причиной ее популярности, но ее цель окажется намного глубже. История Пеппи должна была пробудить в душе хотя бы у одного ребенка презрение к самому худшему: к власти, основанной на зле и ненависти.
В прошлом году Муми-тролль и Пеппи Длинныйчулок отметили 75-летие, однако по-прежнему лидируют в списке детской литературы. Читая эти произведения, сложно представить, что именно за ними скрывается: невероятно глубокий посыл, призыв к борьбе против зла не наивного, а реального и страшного. Но в условиях, когда мир разрывается пандемией, кризисами, восстаниями и ненавистью, подобные книги становятся посланиями свободы, доброты и терпимости.