Просвещение

Плакальщицы, кошкари и бурлаки: 9 странных профессий прошлого

Наталья Миронова Наталья Миронова
Читай о «пожирателях грехов», тряпичниках и «мальчиках для битья» — редакция Royal Cheese о самых странных профессиях, которые раньше были очень популярны.

С древности во многих странах существовало множество странных профессий, с помощью которых простые люди зарабатывали себе на хлеб. Большая часть из них исчезла к ХХ веку благодаря индустриализации и стремительного развития промышленности.

В новой статье расскажем о необычных, а порой и опасных занятиях прошлого.

9 самых необычных профессий прошедших столетий

Сегодня эти профессии кажутся нам порой странными и чудаковатыми, поскольку наша культура значительно изменилась под влиянием технологий и общего прогресса. Тем не менее, наши прапрапрадеды наверняка воспринимали их вполне себе естественно.

1. Плакальщицы


Плакальщицами, или вопленицами, называли на Руси женщин, которые рыдали и стенали на разных мероприятиях. Единственное, куда нельзя было пригласить такую работницу, — так это на похороны. Церковь официально запрещала их, так как считалось, что «горе православного человека должно быть тихим, а громкий плач – признак языческих обрядов».

Несмотря на это, плакальщицы активно выступали в селах и деревнях. Крестьяне охотно звали их и на похороны, и на свадьбы, и даже на солдатские наборы. При этом классические причитания воплениц называли причетной речью или голосьбой, которые передавались из поколения в поколение.

Плачи профессиональных воплениц разделялись на типы в зависимости от мероприятия. Например, во время похорон плакальщицы роптали и скулили о закончившейся жизни покойного, а на свадьбах горевали об утраченной свободе.

Приглашать плакальщиц на свадьбы перестали после революции, а на похоронах до сих пор выступают современные вопленицы в небольших селах.

2. Кошкари


Кошкарем или кошкодавом являлся торговец, который обменивал в деревнях мелкий товар на собак или кошек. Пушистых любимцев они собирали на мех и иногда могли убить животное прямо на глазах у бывших хозяев. Когда такой работник появлялся в деревне, он использовал особую кричалку — «Кошки на ложки». В последствии возник фразеологизм «ни ложки, ни кошки», который обозначает очень бедного человека.

Профессия кошкаря считалась обыденной до начала революции в России, несмотря на то, что порицалась. Многие крестьяне становились кошкодавами из-за бедности и иногда специально воровали мохнатых Мурзиков по ночам.

Кошек и собак кошкари отдавали на кожевенные заводы, где использовался мех животных для производства шапок и шуб. Кошачью шерсть часто продавали под видом дорого – бобрового, тюленьего или собольего. А из кожи мурлыки изготавливали кошельки, которые назывались «кошками».

В СССР профессия кошкаря исчезла, несмотря на то, что этот промысел в Российской империи был настолько массовым, что кошачий мех экспортировали в Китай и другие страны.

3. Крючники


С XVIII до начала XX века в России пользовалась популярностью еще одна странная профессия – крючник. Им был наемный работник, который переносил тяжести с помощью крюка. Обычно он трудился в портах, где разгружал корабли.

Крючники использовали в своей работе два приспособления. На спину они закрепляли деревянную опору, или седёлку, которая надевалась как современный рюкзак. Затем на металлический крюк рабочие цепляли мешок и закидывали на седёлку.

Все крючники не работали в одиночку, а объединялись в артели по 12 человек. Эта группа представляла собой иерархию, в которой главным был батырь. В его обязанности входило контроль и руководство рабочими.

Этой тяжелой работой занимались бедные крестьяне, мещане и отставные солдаты. Несмотря на физическую нагрузку, где требовалось переносить за раз груз до 200 килограммов, рабочие получали неплохие деньги, особенно в летнее время, когда требовалось огромное количество рук и спин. Например, в молодости подрабатывал крючником русский оперный и камерный певец Федор Шаляпин.

Профессия исчезла в середине ХХ века, когда появилось специальное оборудование, позволившее заменить ручной труд.

4. Бурлаки


Бурлак тоже занимался тяжелой работой – перетаскивал судна против течения. Как и крючники, бурлаки объединялись в группы по 10-40 человек, но трудились только летом. Также эта работа не имела гендерного фактора — бурлаками становились и женщины.

За такой физический труд рабочим хорошо платили. Количество денег хватало настолько, что можно было не работать до следующего сезона. Но были и минусы – профессия считалась и действительно была очень вредной и опасной.

В 1850-х годах бурлаками были около 650 тысяч человек, но спустя 30 лет этот промысел начал вырождаться. Причиной стало появление пароходов и строительство железных дорог.

Сегодня в России бурлацкую силу не используют, однако ей все еще пользуются некоторые бедные страны.

5. Тряпичники


В XIX–XX веках городские бедняки часто становились тряпичниками. Такие жители ходили по дворам и скупали старый хлам – бутылки, банки, кости и веревки. Некоторые вещи они могли обменять на еду и другие мелочи, например, на мыло, игрушки или дешевые украшения.

Особенно бедных тряпичников, у которых не было денег даже на покупку старья, называли крючочниками. Они искали ненужные вещи на свалках и мусорных ямах и доставали «понравившиеся» вещи с помощью крюка – отсюда и их название.

Некоторые тряпичники сами могли перепродать товар, но большинство из них состояли в артелях. Такой коллектив подчинялся одному хозяину, которого называли «тряпичный туз» или «маклак». Владельцы артелей часто давали тряпичникам деньги и жилье, а те, в свою очередь, отдавали ему весь хлам.

Потом тряпичные тузы продавали все старье владельцам писчебумажных фабрик и заводов. Дело было прибыльным: маклак мог заработать за одну продажу до 100 тысяч рублей. Более активные тряпичные тузы отвозили свой товар на ярмарки, где также могли заключать контракты с предпринимателями.

Но этот промысел стал погасать к концу XIX века. И снова на помощь пришли новые технологии – бумагу начали производить из дерева. А тряпичников и вовсе признали переносчиками болезней, поскольку они работали в плохих условиях и с мусором. Часто рабочие заболевали сибирской язвой, которую потом прозвали как «болезнь тряпичников».

6. Пожиратель грехов


В обязанности этого рабочего входило то, чтобы он пил пиво или вино и ел хлеб рядом с могилой. Считалось, что таким образом он сможет впитать в себя все грехи, в которых не успел признаться умерший.

Родиной профессии считается Северный Уэльс и англо-валлийская граница. Последний «пожиратель» скончался в 1906 году, и это значит, что рядом с ним никого не было, кто смог бы съесть его собственные грехи.

По этой причине в Шропшире создали «развлечение» для туристов – каждый желающий может купить пару подарков и навестить последнего сотрудника.

7. Будильщики


В Англии и Ирландии была популярна вплоть до 20-х годов ХХ века профессия будильщика. Этот человек специально будил других людей, чтобы те не опоздали на работу.

Работе будильщика вряд ли позавидуешь – он должен был вставать раньше всех и не имел право проспать, что неудивительно, ведь в этом и заключалась его основная работа. Он хранил в голове информацию о всех жильцах своей улицы — это было необходимо для того, чтобы он мог разбудить человека в нужное время, но не раньше и не позже. В основном кноккер-апперами работали старики или фонарщики, которые тушили уличные лампы на рассвете.

Чтобы разбудить сонь с первых этажей, будильщики использовали дверные молотки, дубинки или трости. А для жителей с верхних этажей они применяли бамбуковые палки, которые доставали до стекол, а иногда стреляли в окна горохом из духовой трубки.

Главным правилом будильщика было то, что он не должен был прекращать стучать до тех пор, пока не увидит проснувшегося человека. Кстати, время для пробуждения оговаривалось заранее или писалось мелом на входной двери.

8. Охотники за мертвецами


Нет, это не борцы с зомби, как может показаться на первый взгляд. Эти люди выкапывали трупы из могил, снимали с них ценные предметы, например, украшения или одежду, если мертвец был похоронен недавно, а затем продавали его тело в анатомические кабинеты.

Эта профессия стала популярной во времена правления Генриха VIII в Великобритании. Тогда хирургам было запрещено вскрывать более шести покойников в год, да и только тех, которые были преступниками. Предварительно казненные должны были повисеть на виселице в назидание остальным. Поэтому тела умерших доставались анатомам не в самом лучшем виде. По этой причине ученые стали пытаться всячески обходить ограничение по числу.

Но особенно распространена профессия стала в XVIII–XIX веках, когда медицина начала активно развиваться. В то время охотников за мертвецами провозгласили «воскресителями».

Деяния эксгуматоров, с точки зрения закона, не были такими уж и преступными, так как трупы никому не принадлежали. А вот со стороны близких, чьих родственников или дорогих людей воровали из могил, работа воскресителей, естественно, раздражала.

Родственники покойного пускали в ход разнообразные средства, чтобы уберечь усопшего от наглого похищения. Они дежурили у кладбищ, натравливали собак, избивали «охотников». Более гуманные перед захоронением помещали труп в железные гробы или обматывали деревянные коробы цепями.

Эпоха охотников за мертвецами закончилась после серии убийств в 1828 году, организаторами которых стали Уильям Берк и Уильям Хэр в Эдинбурге. Они были воскресителями, которые продавали тела известному шотландскому хирургу и анатому Роберту Ноксу. Но когда покойников стало не хватать на кладбищах, парочка начала «помогать» подходящим кандидатам отойти в иной мир чуть раньше срока. Таким образом, похитители смогли собрать 16 трупов.

Позже все убийства были раскрыты. Берка повесили, его скелет был выставлен в Анатомическом музее Эдинбургской медицинской школы, где он находится до сих пор. А хирургам Великобритании позволили получать тела для вскрытия легальным образом.

9. Мальчик для битья


Пять столетий назад в Европе появилась необычная профессия – мальчик для битья. В современных реалиях за такие деяния могут отдать под суд, но тогда детей могли отхлестать, порой и зазря.

Считалось, что дети монархов наделены божественным правом, и поэтому получить ремня за разбитую вазу или за порванное платье какой-либо дамы они не могут от чужого человека. Этим правом обладал только король или господь Бог. Поэтому придворным, которые занимались королевскими отпрысками, приходилось использовать необычные способы воспитания.

С ранних лет к принцу приставляли специального мальчика, чаще всего королевских кровей, но порой был и беспризорник. Он получал должность «мальчика для битья», или Prügelknabe. Если его высочество неподобающим образом себя вел, то за его шалости получал именно он.

Принц и мальчик для битья росли вместе, являлись компаньонами по играм и занятиям. Часто бывало, что именно Prügelknabe становился единственным другом наследника престола. Так что когда за промахи принца били и пороли его товарища, королевский сын мог испытывать стыд и раскаяться.

Дворяне активно соперничали за право заполучить своему ребенку такую должность, потому что она могла обеспечить влияние при дворе в будущем. Часто, когда принц и мальчик для битья вырастали, второй становился доверенным советником.

Но не все королевские дети «снабжались» специальным лицом, готовым получить ремня за не свою шалость. Например, Людовик XIII был одним из тех, кого били в детстве за его дефекты речи.

Несмотря на то, что перечисленные выше профессии для нас кажутся странными, в свое время они были востребованными, высоко оценивались обществом и хорошо оплачивались.

Читай также:

Загрузить еще