Ритмичные песни и сказки: фольклор, сохранивший в истории культуру рабов
На протяжении многих веков самые разные нации увековечивали свою историю в легендах, обычаях, сказках и верованиях. Старшее поколение использовало фольклор, чтобы донести до молодых членов семьи и друзей свое культурное прошлое. Афроамериканцы, пережившие целую эпоху рабства и угнетения, таким же образом задокументировали свою историю — пускай и не самую счастливую.
Культура рабов
История афроамериканцев началась в 1619 году, когда в Джеймстаун прибыл первый корабль. Ограничительные законы и невероятно жестокое отношение послужили толчком к формированию культуры сопротивления и выживания, которая включила в себя африканские и христианские традиции. В отличие от успешной революции рабов, которая произошла на Гаити, американские рабы практиковали другие формы протеста: бегство, самоубийства, саботаж и даже отравление рабовладельцев. Подвергаясь жестокому обращению, они все же стремились приспособиться к своей новой жизни, стараясь создать между собой сообщества и придерживаясь традиционных африканских обычаев. В их культуре подчеркивается важность семьи и взаимной поддержки.
Рабство сковывало людей не только в кандалы. Им было запрещено читать и писать. Отсутствие доступа к знаниями стало средством сохранения контроля, поскольку считалось, что интеллектуальное стимулирование даст заключенным идею свободы и независимости. Поэтому они приняли прочную традицию: передавать свою историю через песни, молитвы, причитания. Такая устная форма — сильная сторона многих племенных обычаев, которая позволила им почувствовать культурную связь со своим родным континентом. Музыка, сказки и прочие истории давали порабощенным людям возможность обучать друг друга, ведь грамотность для них была недоступна. А способ устной передачи помог справиться с трудностями, выразить свое недовольство и направить его в нужное русло. Когда рабов привозили на плантации, они постепенно лишались своей религии и обращались в христианство. Но многие элементы их верований были включены именно в молитвы и песни, выделяющиеся своим ритмом. Эти стили до сих пор характеризуют поклонение в афроамериканских церквях.
Чтобы потомки знали
Влияние периода рабства на африканскую культуру стало действительно огромным. Им пришлось отказаться от своей истинной, самобытной природы для того, чтобы стать слугами американцев. Хотя им и было запрещено делать то, что хоть как-то связано с их родным наследием, у них получилось сохранить собственную уникальность в истории. Одним из самых важных и действенных способов передачи стали народные сказки, которые они использовали как записи своего многолетнего опыта. Люди рассказывали их тайно, шепотом, а те элементы, которые содержали порабощение, были изменены на свободу и надежду.
В афроамериканских сказках есть легенда о рабе из Гвинеи по имени Самбо. Он просил своего хозяина похоронить его лицом вниз, когда умрет, чтобы его душа могла вернуться в свою страну. Ведь Самбо думал, что родина находится прямо на другой стороне мира.
Истории, рассказанные вслух, через много лет стали записываться. Это помогло поколениям узнать, что же случилось с их предками, которые были порабощены.
Память
Фольклор не только помог афроамериканцам запоминать и увековечивать крупномасштабные события своей культуры, как это делают другие народные сказки, но и позволил сохранить индивидуальную семейную генеалогию. Наличие этой особенности сделало их историю отслеживаемой и доступной. Она связана с конкретными людьми, памятными местами и их опытом. Фольклор демонстрирует их многолетнюю борьбу за свободу и независимость. Эта взаимосвязь придает устным рассказам непрерывность и добавляет некий элемент личного. Фигуры семейной истории в сказках разных культур придают им уникальность. Они также увеличивают национальную память и значительно укрепляют ценности. Благодаря им потомки спустя много веков могут вспоминать и уважать опыт своих предков.
Например, в сказке «Кошки-ведьмы» рассказчик говорит о случае, который произошел во времена рабства в Северной Каролине:
«Я слышал, как моя бабушка рассказывала эту историю. Она была кухаркой и домработницей в семье рабовладельцев».
Эти легенды стали отличным способом сохранения афроамериканского фольклора. Действительно, он стал источником вдохновения для самых важных литературных творений. В семейно-фантастическом произведении Алекса Хейли «Корни» отец главного героя инициирует ритуал крещения, который передавался из поколения в поколение. Только что родившегося ребенка поднимают к небу, а после дают ему имя. Этот момент — поэтический, ставший культовым. Например, вспомни «Короля Льва», когда маленького Симбу поднимают высоко к облакам.
Книга Маргарет Уолкер «Юбилей», как и «Корни», обогащена фольклорными элементами. Оба произведения подчеркнули важность самых разных культурных традиций. У Уолкер протагонист описывает, как дети прекращали играть и подходили послушать, как местные жители поют народные песни. Это были обычаи, которые служили развлечением и способом сохранять ритм, помогавший им во время работы в поле. В конце концов именно пение стало тем, что удерживало их в здравом уме, не давая впадать в полное отчаяние и уныние. Это не только дарило им силы, но и служило способом утешения.
Для любого представителя той или иной культуры невероятно важно определение особой идентичности. Вполне вероятно, что без решимости и настойчивости, которые были присущи афроамериканцам, пережившим действительно страшное время, большая часть их истории была бы потеряна навсегда.