Просвещение

Угон самолета: 10 самых известных преступлений в воздухе

Наталья Грицкевич Наталья Грицкевич
Угон самолета — преступление неординарное. Месть, политика, деньги, стремление к лучшей жизни — рассказываем, ради чего захватчики прошлого шли на подобный шаг.

В новой статье Royal Cheese рассказываем о том, когда появилась необходимость в организации безопасных полетов, а также о случаях угона самолетов, которые громче всего обсуждались в прошлом.

Начало полетов


Летать на самолетах люди начали не так давно, как может показаться. Первым в мире самолётом, который смог самостоятельно совершить устойчивый управляемый горизонтальный полёт, стал «Флайер-1», построенный братьями Орвилом и Уилбуром Райт в США. Первый полёт самолёта в истории был осуществлён 17 декабря 1903 года.

А вот первая модель пассажирского самолета появилась только в 1911 году — это был Блерио XXIV Limousine, собранный во Франции. Два года спустя и в России появился первый пассажирский самолет — цельнодеревянный биплан «С-21 Гранд».

При этом первые международные рейсы начались 25 августа 1919 года, когда самолет британской компании Air Transport and Travel вылетел из Лондона и совершил посадку в Париже.

10 случаев угона самолетов, которые стали самыми обсуждаемыми

Читай о самых громких и скандальных случаях угона самолета.

1. Перу, Арекипа, 1931 г.


21 февраля 1931 года в Арекипе американца Байрона Ричардса, пилота самолета авиакомпании Ford Tri-Motor, захватили перуанские революционеры. Они хотели отправиться в Лиму — не менее важный по значимости город в Перу, чем Аркипа, чтобы распространить с борта самолета листовки с призывами присоединиться к рядам повстанцев.

Однако уговорить пилота не получилось ни просьбами, ни угрозами. И хотя считается, что это первый документально подтвержденный случай попытки угона самолета, в воздух в тот раз он так и не взлетел. Через 10 дней американца освободили.

Информацию о подобных случаях было принято засекречивать, чтобы не провоцировать преступников на совершение подобных попыток. Тем не менее, число преступлений, совершенных в воздухе, продолжало расти.

2. СССР, Ленинград, 1954 г.


Этот случай, произошедший на территории СССР 8 января 1954 года, так же был засекречен до 1980-х годов. Тогда вооруженные преступники — мужчина и женщина — попытались захватить гражданский самолет Ли-2, принадлежавший эстонской компании. В тот момент на борту было 5 пассажиров и 4 члена экипажа.

Во время рейса из Ленинграда в Таллин преступники потребовали направить самолет в Финляндию. Однако в дело вступился бортмеханик и ценой жизни защитил самолет от угона. Экипажу удалось обезоружить преступников и продолжить рейс. Всего в СССР с 1954 по 1991 годы произошло около сотни воздушных происшествий.

3. СССР, Новосибирск, 1954 г.


Еще один случай угона самолета произошел так же в 1954 году: тогда пустой пассажирский самолет Ил-12  угнал с аэродрома выпивший летчик, который хотел отомстить своей возлюбленной. В ту ночь он застал жену с соседом и был вне себя от ярости.

Несколько часов он кружил над общежитием, но никак не мог прицелиться к нужному окну, чтобы взять его на таран. Через несколько часов выполнения фигур высшего пилотажа, которым позавидовал бы любой летчик-каскадер, и протрезвев, ветеран войны отказался от своей идеи, посадил самолет и сдался властям.

Получить 3 года тюрьмы вместо расстрела летчику удалось только благодаря вступившимся за него коллегам, которые высказали точку зрения, что угонщику удалось продемонстрировать, насколько модель самолета надежна.

4. Италия, Рим, 1968 г.


В ночь с 22 на 23 июля 1968 года представители НФОП — Народного фронта освобождения Палестины захватили Boeing 707. Этот случай ознаменовал начало череды политически окрашенных преступлений в воздухе. Пилоты совершали регулярный рейс Лондон — Рим — Тель-Авив. Преступники же приказали направить самолет в Алжир.

Пассажиры самолета оказались похищены. Мужчин-израильтян преступники держали в заложниках 40 дней, женщин и детей отпустили через несколько дней, а тех, кто не являлся гражданами Израиля, отпустили сразу. Все похищенные пассажиры остались в живых — их выпустили в обмен на 24 палестинских террористов, содержавшихся в тюрьмах Израиля.

Случай, о котором мы говорим, первый на Ближнем Востоке, но в дальнейшем это стало довольно частым явлением. НФОП в дальнейшем угнала еще 4 самолета, которые были затем взорваны. Никто не пострадал, поскольку на борту не было пассажиров, но ущерб компании понесли колоссальный.

В связи с этим меры безопасности авиакомпаний были ужесточены. Известно, что с 1968 по 1974 годы авиакомпании США пережили всего около 130 угонов самолетов.

5. Грузия, Батуми, 1970 г.


Во время полета пассажирский самолет А-24 захватили отец и сын. Литовцы Пранас и Альгирдас Бразинскасы потребовали, чтобы самолет, летевший в Сухуми, сменил курс на Турцию.

На борту в тот момент находились 46 пассажиров. Стюардесса, которая попыталась помешать захвату, была убита — девушке едва исполнилось 19 лет. В Турции преступников удалось обезоружить, и они отправились на 8 лет в тюрьму. Затем эмигрировали в США, где сын в драке убил отца гирей и снова сел в тюрьму.

В 1983 году, вдохновленные успешной попыткой угона самолета Бразинкасами, в Грузии была совершена еще одна попытка угнать самолет уже другой группой людей, лидером которой был Иосиф Церетели.

6. США, Портленд, 1971 г.


В 1970-х годах количество угонов самолетов резко возросло, связывают это с историей Дэна Купера — американского преступника, который летел в пассажирском самолете из Портленда в Сиэтл. На борт он пронес портфель, в котором, по его словам, находилась взрывчатка.

Преступник передал записку для пилотов с требованием выкупа в 200 тыс. долларов и 4-х парашютов по прибытии в Сиэтл. Купер разрешил выйти из самолета пассажирам, взял деньги и приказал пилотам лететь в Мексику. Когда самолет взлетел, Купер выпрыгнул из самолета, спустившись по кормовой лестничной клетке боинга-727 и… исчез.

История Купера спровоцировала проявление целой череды подражателей, таких как Ричард Маккой-младший, Мартин Дж. МакНалли и Фредерик Ганеман. Как и Купер, они прыгали с парашютом с борта самолета вместе с выкупом, но в итоге они все-таки понесли наказание.

13 июля 2022 года вышел документальный сериал от Netflix, посвященный истории неуловимого Купера. Установить реальную личность и имя преступника так и не удалось. В 2016 году поиски преступника приостановили.

7. СССР, Иркутск, 1988 г.


Наверное, это самая известная попытка угона самолета в СССР. Дело в том, что самолет угнала семья Овечкиных во главе с матерью. Нинель Овечкина — многодетная мать, у которой на момент прошествия было 11 детей. Женщина хотела сбежать из СССР вместе со всеми детьми, захватив Ту-154.

За несколько лет до инцидента Нинель потеряла мужа и в одиночку растила и содержала детей на зарплату продавщицы. Побывав на гастролях в Японии с детьми, выступавших в семейном джазовом ансамбле «Семь Семеонов», семья стала планировать свой побег.

На борту самолета Овечкины потребовали направить самолет в Лондон. В музыкальных футлярах семье удалось пронести на борт взрывчатку, два обреза и патроны. Пилоты сообщили захватчикам, что топлива до Лондона не хватит и придется сделать посадку в Финляндии. Однако посадили самолет в Вещево, где силовики начали штурмовать самолет.

В ходе перестрелки Овечкины убили стюардессу и покушались на жизнь пилотов. Всего в тот день погибло 9 человек, в том числе сама Нинель, пятеро ее сыновей и несколько пассажиров.

8. Северная Африка, Алжир, 1994 г.


В декабре 1994 года вооруженная группа террористов в составе четырех человек захватила пассажирский лайнер, который следовал по маршруту Алжир – Париж. На борту находилось 220 пассажиров и 12 членов экипажа. Преступники требовали освободить своих соратников.

В полете захватчики убили 3-х человек. Но их основным планом было взорвать самолет над Эйфелевой башней. Под предлогом дозаправки пилоты посадили самолет в Марселе, где группе захвата удалось освободить заложников.

9. Саудовская Аравия, Медина, 2001 г.


15 марта 2001 года три террориста из Чечни захватили самолет, который совершал чартерный рейс Стамбул — Москва. На борту самолета находилось 162 пассажира. Захватчики требовали посадить самолет в Саудовской Аравии или ОАЭ.

Египет, Израиль и Сирия отказали борту в посадке, в аэропорту Медины Саудовской Аравии прозвучала угроза, что самолет будет сбит, если приземлится здесь. Но самолету сесть все-таки удалось. Террористы начали переговоры с властями. На следующий день спецназу Саудовской Аравии удалось освободить пассажиров от захватчиков. Всего на борту погибло 3 пассажира.

10. США, Нью-Йорк, 2011 г.


Это самый громкий случай захвата самолета террористами, который стал национальной трагедией в США. Пассажирский боинг 767 шел по внутреннему маршруту Бостон — Лос-Анджелес. 11 сентября 2011 года захваченный самолет врезался в Северную башню Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.

Террористы убили несколько членов экипажа, в том числе командира, а управление над самолетом взял один из террористов, обладавший квалификацией пилота. В ходе катастрофы погибли все 92 человека, которые находились на борту самолёта, и более 1600 человек, находившиеся в башне и рядом с ней.

Протоколы безопасности


Протоколы безопасности аэропортов начали формироваться в начале 1960-х, когда преступления, совершаемые в воздухе, стали происходить все чаще. В этом возникла острая необходимость, поскольку в то время по всему миру угон самолета происходил практически каждую неделю, а иногда даже и чаще.

Во многом прогресс в сфере организации полетов связан с профессией профайлера, об этом более подробно мы рассказывали в этой статье. Мы можем говорить о том, что именно с помощью накопленных знаний в области психологии и криминалистики удалось в разы снизить количество совершаемых в мире преступлений.

Меры предосторожности становились все строже, и если в прошлом билет на самолет было так же легко купить, как билет в театр или кино, то сегодня это уже не настолько простое занятие — необходимо пройти проверку багажа через металлоискатель и рентген.

Если кто-то из пассажиров вызовет подозрение у сотрудников, его личность обязательно уточняется. Вплоть до того, что человек может быть снят с рейса, если проверяющие имеют для этого достаточные основания.

Читай также:

Загрузить еще