Включайся, настраивайся, выпадай: как «Лето любви» и формирование хиппи-культуры изменили жизнь американцев
Летом 1967 года в Сан-Франциско группа людей с длинными волосами и философией, направленной на развитие индивидуализма, создала свой мини-мир, который разделил американскую культуру на «до» и «после». Создатели того, что было объявлено как «Лето любви», не привлекли ни одного публициста, не разработали медиаплан, однако волна философии движения «хиппи» захлестнула всю Америку, а потом направилась и в другие страны, изменив образ жизни многих.
Если ты собираешься в Сан-Франциско…
Новое поколение богемы начало формироваться еще в начале 1960-х годов, частично во главе с поколением битников, но пика популярности контркультура достигла в 1967 году с началом фестиваля «Лето любви». Название возникло предшествующей весной на встрече лидеров контркультуры, которые называли себя «Советом Лета Любви». Они первыми попытались сформулировать и преподнести людям политику и идеологию молодого движения «детей цветов» или «хиппи». Первым шагом к развитию был контркультурный праздник Human Be-In, который прошел зимой того же года в парке «Золотые ворота». Именно здесь писатель Тимоти Лири произнес фразу, которая стала лозунгом движения: «Включайся, настраивайся, выпадай» («Turn on, tune in, drop out!»).
Тем летом более 100 тысяч представителей хиппи со всей страны автостопом и в трейлерах приезжали в округ Хайт-Эшбери, Сан-Франциско. Район стал сосредоточением музыки, поэтических чтений, сексуальной и творческой свободы и психоактивных веществ.
За это время произошел взрыв в искусстве, музыке, моде и восприятии в сочетании с верой в то, что мир может переродиться, стать добрым, «чистым» и счастливым. Хиппи верили, что этого можно достичь с помощью любви, абсолютного индивидуализма, отказа от войны и неприятия социальных и политических особенностей. Революция стала сенсацией в СМИ сразу же после выхода хита Скотта Маккензи «San Francisco», который впоследствии стал гимном «Лета Любви» и всего движения хиппи до 70-х годов.
Эйфория, философия и культура
Стереотип о том, что главной целью хиппи было желание употреблять незаконные наркотические вещества, действительно имеет основания. Дело в том, что за несколько недель до первого собрания «Совета» власти Калифорнии ввели запрет на распространение и употребление сильного галлюциногенного вещества. Контркультура была не согласна с этим решением, поскольку верила, что ЛСД открывает двери в дивный новый мир: эту идею они позаимствовали у Олдоса Хаксли. На этом их позиция не заканчивается. За движением скрывается философия любви и мира во всем мире.
Участников «Лета любви» привлекло обещание лидеров о предоставлении возможности отказаться от консервативных социальных ценностей. Помимо своей увлеченности психотропными веществами хиппи выступали за ненасилие и любовь. Главной альтернативой ограничениям и регламентации, которая наблюдалась в обществе среднего класса, была открытость и терпимость ко всем. Духовную поддержку общество искало не в традиционной христианской культуре, а в буддизме и популярной астрологии. Утопические традиции отказа от общепринятых норм и развитие индивидуализма дали серьезный толчок к подъему культуры за поразительно короткий период времени.
Сольные певцы Боб Дилан, Джоан Баэз, группы Beatles, Grateful Dead, Jefferson Airplane и Rolling Stones были главными среди тех, кто ассоциировался с этим движением. А традицию Лета продолжил трехдневный музыкальный фестиваль, известный как Вудсток, проводившийся в сельской местности штата Нью-Йорк в 1969 году. Однако он был нацелен на музыкальный аспект культуры и привлек примерно 400 000–500 000 человек, став фактически синонимом движения. В течение нескольких лет после того, как Лето любви закончилось, на Бродвее и на киноплощадках появлялись новые постановки, которые были посвящены образу жизни хиппи, например, мюзикл «Волосы» и фильм «Беспечный ездок». Мир литературы также поучаствовал в процессе популяризации миролюбивого общества. Кен Кизи был одним из самых известных литературных представителей движения, он также прославился автобусными турами, которые совершал с группой под названием «Веселые шутники».
В Сан-Франциско действительно царил рай мира и любви, но надолго он не прижился и был разрушен критиками и наступившей разобщенностью внутри движения.
Наступление осени и конец
К началу осени романтический ореол вокруг «Лета Любви» рассеялся. К тому времени происходило активное освещение жизни хиппи в Хейт-Эшбери журналистами, которое привлекло внимание не только молодежи, но и старшего поколения. В журнале The New York Times Magazine практически ежедневно выходила колонка, посвященная району «Хэшбери», как его назвал Хантер С. Томпсон.
Так, движение превратилось в медийное зрелище массовых беспорядков молодого поколения. Перспектива бросить учебу и окунуться в жизнь полную свободной любви уже не казалась такой привлекательной. Сан-Франциско был наводнен беглыми подростками, а сцена Хейт-Эшбери пришла в упадок из-за перенаселенности, бездомности и растущей преступности. Организаторы покинули район и переехали в другой город, а приехавшие диггеры устроили имитацию похорон, церемонию «Смерть хиппи». Они жгли оставшуюся одежду хиппи и газеты с материалами о них, чтобы убедить СМИ перестать освещать жизнь района и движения. События, которые стали эпитафией эпохи произошли в 1969 году: убийство Шэрон Тейт в доме Полански «семьей» Мэнсона и смерть зрителя на концерте Rolling Stones в Альтамонте.
Однако следы и влияние хиппи чувствуются до сих пор. Индивидуальность самовыражения наблюдается в популярной культуре, а традиции политического протеста процветают, поскольку новые цели можно заметить в экологическом, социальном и политическом активизме.