Просвещение

Затерявшиеся в бездне: 7 реальных кораблей-призраков

Дарья Корюкина Дарья Корюкина
До сих пор в море другие судна встречают корабли-призраки, дрейфующие без команды. Не всегда удается понять, почему они остались без людей и куда пропал экипаж.

Иногда корабли без единого члена экипажа годами бороздят морские просторы сами по себе. Они наводят страх на всех, кто с ними сталкивается. Свидетелей самих роковых событий, как правило, не остается. И такие загадки часто объясняют происками пиратов, эпидемией смертельных болезней или массовым помешательством. Неудивительно, что заброшенные суда со временем обрастают мистикой и легендами. И хотя многие из них на самом деле являются выдумкой, есть примеры реальных кораблей-призраков.

1. Тайна «Марии Целесты»


Парусник «Мария Целеста» — самый известный заброшенный корабль. Он отправился в плавание 5 ноября 1872 года из Нью-Йорка в Италию. Это была торговая поездка, судно перевозило большой груз спирта. Новый капитан Бенджамин Бриггс взял с собой в путешествие жену и маленькую дочь. Сам экипаж состоял из 7 человек. До этого бригантина носила другое имя — «Амазонка». Примечательно, что она уже попадала в неприятности. Например, врезалась в бриг и потопила его.

Через месяц после отплытия «Мария Целеста» была обнаружена другим кораблем. Судно было слегка подтоплено, но держалось на плаву. На его борту не было ни одного человека. Большинство вещей остались нетронутыми. Были брошены даже шкатулка с драгоценностями и пачки денег в каюте капитана. Продовольствие и груз были целы, как и судовой журнал. Последняя запись указывала на координаты, которые корабль прошел совсем недавно. При этом отсутствовала спасательная шлюпка.

Бригантину отогнали в Гибралтар, где было проведено тщательное расследование. Однако его результаты не привели экспертов к единому выводу. Все указывало на то, что команда самостоятельно покинула судно. А вот что побудило ее это сделать, так и осталось загадкой. Возможно, бочки с перевозимым грузом были негерметичны, и люди испугались взрыва летучих паров. Есть теория, которая расценивает этот случай как инсценировку ради страховой выплаты.

Из-за недостатка достоверных доказательств тайна «Марии Целесты» до сих пор привлекает исследователей.

2. Затерянный во льдах «Бэйчимо»


Немецкий пароход «Бэйчимо» использовался в Балтийском море с 1914 года. Спустя несколько лет его выкупили канадцы и переоборудовали для арктических перевозок. Грузом выступали меха.

В 1931 году капитан Корнвилл с командой из 36 моряков вывел корабль из Ванкувера. Вскоре судно сковало льдами и оно встало намертво у мыса Барроу. Несколько месяцев экипаж пытался вызволить его из плена, но все было бесполезно. К тому же, в корпусе «Бэйчимо» появилось несколько опасных пробоин. Капитан решил начать эвакуацию экипажа. Вызванные с берега гидропланы забрали всех людей и груз. А пароход так и остался стоять посреди океана.

Корнвилл был уверен, что с приходом лета судно затонет. Но «Бэйчимо» оказался стойким. Он продолжил спокойно дрейфовать среди льдов. Заброшенный корабль видели эскимосы и полярные исследователи. А в 1933 году в его трюмах провели 10 ночей охотники, пережидавшие снежный буран. Еще несколько лет спустя американский механик хотел починить двигатель парохода, но у него не вышла эта затея. Компания-владелец даже объявила награду за поимку «призрака», но все попытки его отловить провалились.

Последний раз «Бэйчимо» видели вмерзшим в лед в 1969 году. Возможно, он до сих пор продолжает свое бесконечное плавание в северных водах.

Зачем осваивать арктические ледники и чем это нам грозит

3. Неуправляемый «Кобенхавн»


Датский пятимачтовый «Кобенхавн», построенный в 1921 году, был одним из самых больших парусников того времени. Он считался очень надежным. Корабль был оснащен новейшим оборудованием и несколько раз успешно совершал кругосветки, перевозя людей и грузы.

В конце 1928 года «Кобенхавн» вышел в очередной рейс из Аргентины в Австралию. На его борту было 75 человек вместе с членами команды. Но через неделю с кораблем была потеряна связь. Его объявили пропавшим без вести. На поиски отправили несколько других судов, но отыскать его и установить причину исчезновения не удалось.

В течение следующих двух лет моряки видели очень похожий парусник в разных частях Тихого океана. Также появились необычные находки, которые якобы были связаны с «призраком». Так, спустя 6 лет на острове Буве была обнаружена бутылка с дневником одного из моряков. В нем было сказано, что корабль налетел на айсберг, и экипаж спасся на шлюпках. Еще через год в пустыне Южной Африки отыскали несколько скелетов, одетых в датскую форму. Возможно, это и была часть команды, севшая на шлюпки и доплывшая до берега. Но в итоге они погибли от жажды и голода.

Последнее сообщение о «Кобенхавне» датируется 1959 годом. Капитан голландского судна утверждал, что чудом избежал столкновения с дрейфующим парусником, а на его борту он отчетливо смог прочесть то самое название.

4. Покинутая шхуна «Кэрролл А. Диринг»


Историю американской шхуны «Кэрролл А. Диринг» часто называют одной из загадок Бермудского треугольника. Хотя на самом деле ее обнаружили в Северной Каролине, довольно далеко от мистического места.

Это было новенькое грузовое судно и в 1920 году оно впервые отправилось из Норфолка в Рио-де-Жанейро, груженное углем. В команде было 9 человек. Через несколько месяцев корабль затерялся на обратном пути домой. Он был найден прибитым к берегу и с поднятыми парусами. Никого из членов экипажа на борту не было, но саму шхуну сильно потрепал шторм. Было заметно, что команда покинула судно очень стремительно. Судовой журнал, снаряжение и личные вещи моряков пропали. К тому же, отсутствовали якоря и шлюпки.

В том же году при прохождении похожего маршрута исчезли еще несколько кораблей. А этот район Атлантического океана из-за частых штормов моряки прозвали «кипящим котлом». Некоторые считали, что во всем виноваты кровожадные пираты или контрабандисты, перевозившие нелегальное спиртное. Также выдвигались теории о мятеже. Впрочем, ни одна из этих версий не была подкреплена весомыми доказательствами. Официальное разбирательство также не дало результатов.

«Кэрролл А. Диринг» еще некоторое время простояла у берегов Каролины, постепенно разрушаясь. В итоге она была признана опасной для судоходства и взорвана в 1921 году. Остов судна окончательно разрушил ураган в 1950-е годы.

5. Пес на борту «Сиберда»


Парусник «Сиберд» также стал одним из самых популярных кораблей-призраков. Его обнаружили заброшенным летом 1850 года у берегов американского штата Род-Айленд.

Сам корабль использовался для торговых перевозок. Он вышел из порта Гондураса с грузом древесины и кофе. Но в итоге не дошел до своего места назначения и сел на мель. Как выяснилось, к тому моменту на борту уже не было ни одного человека. В каюте нашелся только корабельный пес. Да и тот трясся от страха. Казалось, «Сиберд» только-только покинула команда: все вещи остались нетронутыми. На плите стоял остывший чайник с кофе и приготовленная еда. На месте был и судовой журнал. Последняя строка в нем указывала на то, что моряки проплыли риф Брентон. Что случилось после — не знает никто. Всего за день до этого команду видели с другого судна, и ничего не предвещало беды.

Версию о пиратах отмели сразу, ведь дорогостоящий груз был цел и невредим. Шторма в тот день тоже не наблюдалось — погода была отличная. Кроме того, не осталось следов борьбы или беспорядка. Власти провели тщательное расследование, но они не смогли разгадать эту загадку. Тайна «Сиберд» и его бесследно исчезнувшей команды до сих пор не раскрыта.

6. Загадочная шлюпка с «Валенсии»


Пароход «Валенсия» был построен в конце XIX века и более 20 лет исправно служил компании «Уильям Крамп и сыновья». В 1906 году он отправился из Сан-Франциско в Сиэтл. На борту было 108 пассажиров и более 50-ти членов экипажа. Корабль попал в шторм и налетел на риф. Корпус дал пробоину и судно медленно пошло ко дну.

Капитан начал эвакуацию. Однако все оказалось не так просто. Шлюпок на всех не хватало. Кроме того, подошедшему на подмогу спасательному судну мешал сильный ветер и волны. В итоге удалось спустить 6 шлюпок из 7. Но они были неправильно укомплектованы и начали переворачиваться. Спаслась всего одна лодка. Еще 9 счастливцев вплавь добрались до берега. Крушение было признано одним из самых трагичных и страшных за всю историю мореплавания.

Через месяц после происшествия местный житель обнаружил шлюпку с «Валенсии» в морской пещере. В ней находилось семь мертвых пассажиров. Кроме того, долгие годы моряки рассказывали, что видели призрак лайнера в том месте, где он утонул.

Самый странный случай был зафиксирован спустя 27 лет после катастрофы. Проплывавшее в этом районе судно наткнулось на шлюпку № 5 с затонувшего парохода. Она появилась как будто из ниоткуда. Причем лодка была в отличном состоянии, опознавательная табличка была на месте, и даже краска почти не облупилась. Никто так и не смог объяснить, как деревянная шлюпка смогла продержаться на плаву такое длительное время, и почему она не утонула.

7. Поймать «Любовь Орлову»


Теплоход, названный в честь знаменитой советской актрисы Любови Орловы, построили в Югославии по заказу СССР. Портом приписки для него выбрали Владивосток. С 1976 года корабль выполнял пассажирские рейсы у берегов Камчатки и Курил.

В 1990-х годах, как и многие подобные лайнеры, судно «Любовь Орлова» стояло без дела и постепенно ветшало. В 1999 году его продали иностранцам, сначала для туристических круизов, но это не принесло прибыли. После этого судно еще несколько раз меняло хозяина, а в 2010 году его арестовали за долги. На этот момент корабль находился в канадском порту, а в команде на тот момент было 50 моряков. Начались судебные тяжбы, которые затянулись на несколько лет. В итоге теплоход выкупил канадский бизнесмен.

В 2013 году «Любовь Орлова» отправилась на буксире из Ньюфаундленда в Доминиканскую республику. Там ее планировали распилить на металлолом. Но во время плавания суда попали в сильный шторм. Трос оборвался и освободившийся теплоход начал беспорядочное путешествие по Атлантическому океану. В итоге течения принесли его к берегам Ирландии. СМИ подняли тревогу: корабль мог врезаться в нефтяную вышку и вызвать экологическую катастрофу. Кроме того, поползли слухи о крысах-каннибалах, которыми якобы кишел лайнер. На его поиски были брошены все силы. Однако он подал автоматический сигнал и снова скрылся.

В 2017 году неизвестный полузатонувший корабль прибился к берегам Калифорнии. Некоторые предполагали, что это и есть «Любовь Орлова». Но им оказалось другое судно — плавучее казино времен сухого закона США. А советский теплоход-призрак, скорее всего, уже лег на дно.

Загрузить еще