Просвещение

Зомби, лазертаг и неразбериха: как выглядит метавселенная Цукерберга

Дарья Корюкина Дарья Корюкина
Концепцию метавселенной придумали писатели-фантасты тридцать лет назад — уже сейчас их идеи становятся реальностью.

В соцсети виртуальной реальности Horizon Worlds от компании Meta (ее деятельность запрещена на территории России) можно охотиться на зомби в заброшенном торговом центре, встречаться с друзьями, которые живут в другом городе, и играть в лазертаг —  командную военно-тактическую игру нового поколения с использованием безопасного лазерного оружия и сенсоров, фиксирующих попадания. И все это не покидая пределов своей гостиной.

Что такое метавселенная


В декабре 2021 года компания Meta, ранее известная как Facebook (деятельность организации на территории России запрещена), объявила о запуске социальной сети нового формата Horizon Worlds. С помощью нее люди могут играть, общаться и работать онлайн при помощи своих цифровых аватаров. Она доступна для жителей США и Канады старше 18 лет. Причем установка приложения бесплатная.

Это стало попыткой создать метавселенную, о которой ранее говорил владелец фирмы Марк Цукерберг. Именно он сделал эту концепцию популярной и потратил на ее разработку миллиарды долларов.

Метавселенная — это своеобразный мир, созданный при помощи компьютерных технологий. Внутри него сливаются и взаимодействуют как объекты виртуальные, так и реальные. Сам термин придумал писатель-фантаст Нил Стивенсон. В его представлении это некое идеальное цифровое убежище, свободное от политики. По сути это новый, продвинутый Интернет.

Популярные и близкие примеры подобного пространства часто встречаются в кино. Например, на этой идее построена франшиза «Матрица». Также можно вспомнить OASIS, в который погружались герои фильма Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться».

7 признаков метавселенной

Метавселенная отличается от привычного нам Интернета или онлайн-видеоигр. Выделяют несколько свойственных ей признаков.

  1. Бесконечность: она никогда не останавливается и не может прекратиться.
  2. Независимость: существует вне реальных событий, которые не могут на нее влиять.
  3. Безграничность: подключиться может хоть все население Земли.
  4. В ней существует своя экономика: люди зарабатывают условную валюту и могут ее тратить.
  5. Единство: объединяет цифровые и физические объекты, разные платформы и сети, становясь общим пространством.
  6. Наполненность контентом и опытом, который создают ее участники.
  7. Совместимость: предметы, видео, тексты из разных приложений и соцсетей должны считываться у всех участников.

В чем особенности приложения Horizon Worlds


Приложение Horizon Worlds само по себе бесплатно. Но чтобы им пользоваться, нужна учетная запись соцсети и достаточно дорогостоящее оборудование. Специальный шлем виртуальной или дополненной реальности обойдется в 300-400 долларов. Социальная сеть предназначена для игр и общения — пользователи управляют своими трехмерными безногими аватарами, которые парят как призраки. Выглядят они, словно персонажи мультика, а их внешность можно настроить под себя.

В Plaze, общем зале, куда попадают все новички, можно привыкнуть к своему аватару и научиться им управлять. Например, потренироваться на запускании бумажных самолетиков. Кроме того, здесь вас встретят гиды, которые помогут с возникшими проблемами.

Основное новшество Horizon Worlds — это создание множества «миров». Все они доступны для исследования и посещения. Их также можно менять и настраивать под себя. Кроме того, каждый участник при желании создает собственное пространство и привлекает в него других пользователей. В итоге миров так много, что в них легко запутаться. Но пока каждый вмещает одновременно всего 20 человек. Поэтому если ты хочешь встретиться со своим другом, нужно входить во вселенную вместе в точно оговоренное время.

Приложение предлагает также целый набор развлечений. Популярностью пользуется Arena Clash, многопользовательская игра в лазертаг. Как отмечают посетители, это качественный симулятор, куда хочется возвращаться снова. А, например, в Retro Zombies можно отстреливаться от ходячих мертвецов в заброшенном торговом центре. В Haunted House of Horrors куча призраков, вылетающих стен. Там же есть возможность собрать собственную лабораторию Франкенштейна.

Также внутри соцсети проходят различные тематические мероприятия. Но их пока не так много.

Недостатки виртуальной соцсети


Несмотря на то, что создатели называют свою разработку метавселенной, она пока еще далека от идеала. Компания продолжает развивать задумку, в ее планах привлечь 10 тыс. программистов из разных стран Европы. На полную реализацию проекта понадобится от 5 до 10 лет.

Horizon Worlds действительно включает в себя множество пространств с самым разным дизайном. Но в большинстве из них еще попросту нечего делать или они наскучивают после пары часов. Есть сложности с загрузкой локаций и переходом между ними.

Пока соцсеть используется только для развлечения и общения и поклонников у нее не так много. Все еще не реализована возможность зарабатывать деньги и тратить их внутри виртуальной реальности. Она не приспособлена и для работы. Есть проблемы с самими аватарами: они не всегда правильно считывают эмоции хозяина и отражают их. Не всем пользователям нравится мультяшный дизайн соцсети.

Также возникает ощущение незащищенности, как и при любом другом онлайн-общении. Некоторые посетители приложения уже жаловались на оскорбления и харассмент в свой адрес от других участников. Создатели заявили, что будут работать над интерфейсом, в том числе для разрешения подобных ситуаций. Пока доступна функция «безопасная зона», которая скрывает пользователя от окружающих.

Несмотря на то, что доступ в метавселенную официально разрешен только с 18 лет, нередко там можно встретить подростков и детей. Сегодня психологи не могут с точностью предсказать влияние виртуальной реальности на человеческий мозг. Возможно, будет развиваться зависимость, которая приведет к различным нарушениям и патологиям. Не понятно, как создатели будут регулировать подобные моменты.

Пока нерешенными остаются вопросы кибермошенничества и других преступлений, а также утечки личных данных.

Другие метавселенные


Концепция метавселенной стала невероятно популярной. В полноценном варианте создать такой проект пока нереально. Но есть несколько попыток расширить привычные цифровые форматы и предложить нечто большее.

Многопользовательская игра Fortnite также может выйти за пределы свой первоначальной задумки и превратиться в метавселенную. Об этом заявили ее разработчики. Они будут развивать функции общения между пользователями. Уже сейчас многие люди заходят в Fortnite именно ради виртуальных встреч и разговоров.

Кроме того, здесь провел концерт рэп-исполнитель Трэвис Скотт, собрав 12 миллионов слушателей. А также прошел показ эксклюзивного отрывка из новых «Звездных войн». Сами игроки могут делать свой контент и монетизировать его. Большой популярностью пользуется одежда для аватаров. Доступны костюмы самых разных стилей и фасонов, в том числе люксовых брендов.

Игра Second life изначально была создана по типу открытого цифрового пространства. Все присоединившиеся могут жить так же, как и в обычном мире. Ходить на работу, учиться, зарабатывать, воспитывать детей. При этом внутри существует собственная экономика. Можно получить прибыль в реальных долларах, вкладываясь, например, в виртуальную недвижимость.

IT-гигант Microsoft также стремится создать собственную метавселенную. Анонсированы цифровые двойники и специальная платформа для смешанной реальности. Можно будет общаться и работать, находясь в разных городах. Присутствие будет осуществляться в виде голограмм. Для этого нужны гарнитура, а также смартфон или планшет. Кроме того, о разработках в этом направлении заявили Google и Apple.

Виртуальная реальность может быть использована и для покупок. Так, бренд одежды H&M вскоре предложит клиентам возможность примерить и купить цифровые товары. Подобрать себе наряд можно будет в метавселенной Geek City. Принимать оплату компания планирует специальными монетами — валютой системы. И это не единственный похожий пример. В онлайн переходят Ferrari, Balenciaga и другие бренды класса люкс.

Будущее метавселенной


Метавселенную можно расценивать как продвинутую версию привычного Интернета. Она более гибкая, дает новый уровень интерактивности и расширяет возможности для пользователей.

Скорее всего, большая часть нашей работы, обучения и общения в будущем перейдет в виртуальную и дополненную реальность. Уже сейчас удаленный и гибридный форматы в деловой и личной жизни становятся наиболее распространенными. Благодаря новым технологиям они, скорее всего, станут максимально удобными, поскольку добавят эффект присутствия. Это также поможет преодолеть синдром «усталости от Zoom», который распространен среди офисных работников. Они будут больше вовлечены в свои задачи и жизнь коллектива.

С наступлением эры метавселенной откроются новые форматы и ниши для рекламы, инвестиций и заработка. По предварительным расчетам, она принесет около 1 триллиона долларов только на внутреннем маркетинге и электронной коммерции. Кроме этого будут появляться и новые рабочие места. Для ведения бизнеса в виртуальной реальности понадобятся диджитал-дизайнеры, разработчики и многие другие специалисты.

До появления настоящей во всех смыслах в соответствии с концепцией фантастов и стабильно работающей метавселенной, которая сможет вместить в себя одновременно неограниченное количество участников, пока далеко. На это потребуется, скорее всего, десятилетие или больше.

Пока никто не может с точностью предсказать влияние реалистичной метавселенной, которая может появиться в будущем, на дальнейшую жизнь общества и человека. Тем не менее, фантасты, в том числе Виктор Пелевин, как это было, например, в его книге «Любовь к трем цукербринам», делятся своими идеями о том, как будет выглядеть мир несколько сотен лет спустя. Но пока это только предположения.

Читай также:

Загрузить еще