Люди

7 длинных классических рок-песен

Андрей Ковалев Андрей Ковалев
В 1970-х годах песни длиной больше 7 минут стали общим местом для рок-музыкантов. Мы выбрали 10 песен, из-за своей длины больше похожих на импровизации, причем не самых известных – “Stairway to Heaven” и «Лейлы» здесь нет.

T.Rex – The Wizard

Это раннее творчество группы, песня написана в 60-х, еще до “Bang a Gong” и “Metal Guru”, хотя и вышла на пятом студийном альбоме под названием “T.Rex”. Почти 9 минут Марк Болан поет про волшебника, и это самый странный психоделический глэм-фолк, который когда-либо исполнялся. Можно сказать, что эта песня подводит черту между двумя периодами группы – ранними днями, когда музыканты выступали в маленьких прокуренных клубах и временем, кода Марк Болан стал кумиром девочек-подростков.

Thin Lizzy – Black Rose

Композиция с последнего действительно классического альбома ирландских хард-рокеров, который назывался “A Rock Legend” и вышел в 1979 году. Тут очень интересно обыгрывается электрическими инструментами ирландская народная музыка, ну и крайне примечательно «прото-спид металлическое» соло Гэри Мура. Позже Thin Lizzy выпустили еще три альбома, но это все уже не то, ведь Гэри Мура на них не было. А были самые разные гитаристы и куча наркотиков для других участников группы.

Jethro Tull – Minstrel in the Galaxy

Кто сказал, что прог-рок не зажигателен? Ну, возможно, любой фанат Genesis во вселенной, но Jethro Tull всегда опровергали этот стереотип. Появившись как блюзовая группа, они никогда не оставляли свои корни, как бы сильно ни ударялись в фолк, метал и прог, причем часто сразу в одной песне.

“Minstrel in the Gallery” – как раз такая песня, чего в ней только не намешано. Начинается все с острой, запутанной акустической гитары, ревущей две минуты. Затем стартует зубчатый и очень талантливый прог-метал с невероятно твердой бас-гитарой.

Fairpoint Convention – Matty Groves

А кто сказал, что фолк не зажигателен? Песня “Matty Groves” вышла на альбоме “Liege and Lief”, и это высшая точка фолк-рока в карьере группы. Музыканты Fairpoint Convention переживали в то время, а именно в 1969 году, очень сложный период, включая смерть барабанщика. На творчество эти переживания тоже повлияли.

Первые 4 минуты песня словно топчется на месте, а потом разгоняется и становится пафосной и патетической – хоть ставь саундтреком к какой-нибудь битве из Властелина колец. Там ведь и текст еще эпический – это история про некого Мэтти, который спит с женой лорда, а когда тот об этом узнает, то убивает обоих.

The Rolling Stones – Midnight Rambler (Bootleg Version)

Роллинги были одной из самой часто издаваемой пиратами группой в 60-х и 70-х. Это понятно – группа бешено популярная и продает миллионы пластинок. Но пиратские диски группы особенно интересны, потому что на сцене The Rolling Stones совершенно другие, нежели на записи. А пираты чаще всего записывали именно концерты.

Концертный альбом с Midnight Rambler должен был выйти официально, примерно в одно время с Exile on Main Street, но не вышел и позже получил название “Unreleased Decca Live Album ‘72”. Песня звучит совершенно безумно. Они играют ее очень быстро. Это местами самый настоящий панк, хотя никакого панка в то время еще и в помине не было. В какой-то момент музыка замедляется и Мик Джагер начинает шептать. Затем песня превращается в блюз, потом в рок-н-ролл. Фанаты ревут.

David Bowie – Station to Station

Заглавный трек с одноименного, десятого по счету альбома Дэвида Боуи, вышедшего в 1976 году. Первую минуту играет нойз, а сам трек фактически начинается со второй. Еще две минуты Боуи все никак не начинает петь. Песня спокойная и ленивая, но на шестой минуте Боуи начинает давать жару. Альбом “Station to Station” лишний раз доказал, что Дэвид Боуи не только смог пережить пост-глэм эпоху, но и возглавить ее. Что он, собственно, и сделал со многими музыкальными субжанрами в 70-х.

Pink Floyd – Shine on you Crazy diamond (Parts 1-9)

Эту композицию, наверное, назвать неочевидной нельзя, но она так прекрасна, что не упомянуть ее просто невозможно. Ну и по длине она уж точно обыгрывает всех вышеперечисленных. «Сияй, безумный бриллиант!» — девятичастная 26-минутная работа, посвященная бывшему участнику группы Сиду Барретту, вошедшая в концептуальный (а какой же еще, если речь идет о Pink Floyd) альбом “Wish You Were Here”. На альбоме композиция разбита на две части и находится на разных сторонах пластинки. “Shine On You Crazy Diamond” – монументальная, очень многогранная и разнообразная работа, одна из лучших вещей Pink Floyd. Слова тут бессмысленны – ее надо просто послушать от начала до конца.

Загрузить еще