Люди

Черепа, винтаж, пленка: фотохудожница Софья Серпик — о творчестве и говорящих картинках

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
Сегодня в гостях у Royal Cheese — Софья Серпик, фотохудожница, работы которой окутаны невесомым флером волшебства, сна и обнаженных чувств.

Royal Cheese продолжает искать талантливых молодых творцов, которым есть что сказать этому миру. Наша сегодняшняя гостья — Софья Серпик, неординарная фотохудожница из Ростова-на-Дону. В описании ее паблика «Картинки могут говорить» есть очень волнующая фраза: «Ведьмы работают обнаженными. Художники же наоборот: колдуют, обнажая». Мы побеседовали с ней о магии творчества, вдохновении и экзистенциальной красоте снимка как искусства.

«Дед Мороз подарил мне Canon 550d»

Расскажи о том, как ты решила заниматься фотографией, насколько давно это было и с чего ты начинала.

Это случилось 11 лет назад. Когда мне было 13, что-то подтолкнуло взять с полки мыльницу моих родителей и фотографировать с балкона деревья, цветы, пролетающих птиц. Этот процесс показался мне захватывающим. Как охота — только никого не надо убивать.

Родители увидели фотографии, сказали, что у меня талант, и в качестве сюрприза на Новый год Дед Мороз подарил мне Canon 550d. Кроме пейзажей я начала снимать портреты. Это мне тоже понравилось. Потому что можно создавать свои образы, конструировать реальность.

Как бы ты охарактеризовала свой стиль как фотохудожника?

Конкретный стиль охарактеризовать не могу. Жанр — арт-фотография, художественная фотография. Репортажной мало занимаюсь, не очень хорошо это умею. Разное снимаю: и мрачное, и цветное. Пейзажи, животных, людей. Природу больше всего люблю. Но иногда она настолько красивая, что я не беру фотоаппарат, потому что он не может запечатлеть то, что видят глаза и душа, — просто плачу в восторженном ступоре или улыбчивом успокоении. Мне нравится готика, фольклорные мотивы, 19 и 20 век, литература, поэзия, философия и музыка в фотографии.

О лирическом герое и экспериментах

В твоих работах есть таинственный нарратив, и это цепляет зрителя. Расскажи подробнее о философии своих снимков.

Конкретный смысл или посыл я не вкладываю. Это чувственный и мыслительный опыт, который могут в полной мере увидеть близкие по духу люди. Таких мало, поэтому и аудитория у меня небольшая. Но для меня в паблике лучше семейная атмосфера самых преданных подписчиков, чем десятки тысяч левых людей и срач в комментариях под каждой работой.

Чувств и ощущений много, и некоторые очень сложно описать словами, поэтому транслирую это в фотографию. Образы — это культурный багаж, нажитый за эти годы: что-то приходит из фильмов, книг, что-то снится. Это не точное копирование, но переработка картинок, приходящих из разных источников.

Как и в каждом поэтическом произведении, в моих снимках есть лирический герой. Я называю его Сторонний Наблюдатель. Природа, мир — это его уголок молчаливого созидания. Он не хочет рвать цветы, ломать ветки, топтать грибы, ловить птиц. Все, что ему принадлежит в этом хрупком и сильном мире, — снимок. И то он даже не собственноручно создал его, как картину, а просто нажал на кнопку в особом месте и особом времени, которое ему подсказала Сила. Он просто инструмент — проводник между миром природы и людей. Сторонний Наблюдатель — это метафизическая часть меня. Спокойная, вдумчивая, внимательная, чуткая, анализирующая, глубоко проникающая в суть вещей, насколько это в ее возможностях.

В своих работах ты часто экспериментируешь с цветом и формой. Расскажи подробнее о технической части: как происходит работа со снимками?

Вот уже 11 лет я экспериментирую с помощью подручных средств: цветных стекол, пакетов, линз, пленок, — в простых онлайн-редакторах, что всегда очень удивляет людей, которые задают вопрос, как я обрабатываю свои фотографии. Я никогда не использовала Photoshop или Lightroom. Хочу перейти на полное отсутствие пост-обработки, поэтому сейчас осваиваю пленку. Обычно на обработку одной фотографии уходит от 20 минут до часа. Это всегда новый алгоритм цветокоррекции, набор различных эффектов, фильтров, текстур.

Но больше всего я люблю небрежные «наброски» — фото через какое-нибудь приспособление, не требующее обработки. Оно может быть даже смазанное, и многие выкинули бы его в корзину, но в нем есть жизнь, в отличие от постановочной статики.

Черепа, винтаж и проблемы творческой реализации

Многие герои твоих портретных фотографий одеты в винтажные вещи или позируют с черепами. Где ты берешь реквизиты? Насколько большая у тебя коллекция?

Костюмы для съемок я беру у себя в магазине. Это винтажный секонд-хэнд по имени «Темницын сундук». Я коллекционировала винтаж несколько лет, также моя бабушка работала швеей и часть одежды ручной работы передала мне. Черепа я нахожу на природе, обеззараживаю, вывариваю, обрабатываю эфирными маслами.

Остальной реквизит — зеркала в винтажных рамах, подсвечники и прочий стафф — это все, что я подбирала на барахолках и свалках, и теперь это неотъемлемая часть интерьера моего лофт-пространства «Темницы».

Как ты считаешь, что людям творчества (не только фотографам) мешает себя реализовать? С какими проблемами сталкиваешься ты?

Думаю, что основная проблема творческих людей моего поколения (про остальных сказать не могу, так как не жила в другое время) — это конфликт между непреодолимым желанием реализовать себя и боязнью неудачи, неуверенностью в себе. Отсюда перманентная тревога, которая выражается в лени и прокрастинации. Люди растрачивают свой потенциал впустую и деградируют не только как творцы, но и как личности — из-за страха взять ответственность за свою жизнь. Я знаю талантливых и даже гениальных ребят, которые давно могли бы прославиться своими произведениями и внести вклад в культуру, но вместо этого сидят дома и смотрят сериалы.

Мне полностью реализоваться мешают те же механизмы, но я их стараюсь максимально устранить, поэтому работаю каждый день, дисциплинирую себя, занимаюсь ежедневным планированием и пошагово достигаю свои цели, исполняю мечты. Люди говорят, что я деятельный и продуктивный человек, — не помню, чтобы меня когда-то называли ленивой, даже мои родители (смеется).

«Мечтаю о деревянном домике в Канаде в лесной местности»

Кто из современных фотографов нравится тебе больше всего? Чем?

Из современных фотографов больше всего меня вдохновляет Лаура Макабреску. Она живет в Польше и снимает на «Зенит», не используя пост-обработку. Мне очень нравится ее цветопередача и образы, которые она создает. На ее портретах — люди, застывшие в чувствах страха, покорности, смирения, ожидании чего-то фатального и неизбежного. А еще чучела птиц и животных в таких позах, будто они живые. Это про смерть, эротизм, сны, безымянные чувства. Все это находит отклик во мне и поэтому будоражит.

Ты фотографируешь на цифру и аналог — что тебе больше нравится?

Я 11 лет снимаю на цифру и вот недавно проявила две свои первые пленочные катушки. И там, и там есть свои преимущества и недостатки. В пленке тебя увлекает сам процесс, потому что никогда не знаешь, что получится в итоге. Я использую просрочку и советскую фототехнику, которая мне досталась от друга семьи, дяди Германа, после его смерти. Он был профессиональным фотографом в Советском Союзе и снимал в основном животных, занимался фото-охотой.

Пленка и процессы проявки и скана дорогие, если заказывать это все в фотоателье. Но в то же время это дисциплинирует тебя, когда у тебя есть всего 36 кадров, чтобы сказать самое главное. Ты учишься сразу строить композицию, убирать все лишнее, настраивать нужные опции.

Мне нравится снимать через советскую оптику на свой «Кэнон», это очень удобно: и выглядит как пленка, и деньги тратить не надо, и кадров бесконечное количество. У меня был «Гелиос 40» — но он слишком тяжелый для моих маленьких тонких ручонок, «Юпитер», «Гелиос 44-м» — он «синит», достаточно четкий и в тоже время создает бокэ. Но сейчас я нашла себя в «Волне» — это тоже портретник, но на него круто снимать пейзажи, особенно светлые. Он «розовит», и снимки получаются нежные, мыльные, сновиденческие. Советская оптика очень красиво свет собирает и распределяет, накладывает свою цветопередачу, так что многие фото мне даже не хочется обрабатывать.

Есть ли у тебя творческая мечта?

Творческая мечта? Даже не знаю. Если ты имеешь в виду фотографию, то целей как таковых нет типа стать известным фотохудожником, зарабатывать больше денег. Конечно, хотелось бы поучаствовать в конкурсах, но я чувствую, что в большей мере реализовалась в фотографии, и это дело у меня для души. Я вот мечтаю издать сборник своих стихотворений, и половина работы уже проделана. Сделать поэтический вечер со своим братом и знакомыми поэтами. И выступить хотя бы раз со своей группой или записать хотя бы один альбом. Есть программа из нескольких треков, которые мы репетировали, но постоянно что-то происходит, что не дает нам выступить: то барабанщик ноги сломает, то гитарист на полгода пропадет.

Чувствую, что недостаточно реализовалась в живописи. Хотелось бы еще углубиться больше в сферу психологии, изучать травы, освоить таксидермию.

Ну и простое человеческое: посадить дерево, построить дом и воспитать сына. Мечтаю о деревянном домике в Канаде в лесной местности, со своей мастерской, завести собаку и взять ребенка из детского дома. В общем, гештальты есть, и я стараюсь их потихоньку закрывать. Ведь это только кажется, что жизнь долгая, а по факту я уже треть прожила. Поэтому жить надо так, будто завтра не существует.

Загрузить еще