Дора Маар — главная муза Пикассо
В новой статье Royal Cheese мы говорим о художнице Доре Маар — женщине, чьи идеи повлияли на развитие сюрреализма в искусстве. Рассказываем о жизни и творчестве художницы, ставшей главной музой Пикассо.
Чем известна Дора Маар
И хотя Дора Маар сегодня известна по большей части как главная муза в жизни Пикассо, следует отметить, что она была и остается одной из самых удивительных французских художниц. Ее работы — фотографии и картины — многие считают необычными и даже странными.
Несмотря на то, что имя Доры Маар остается в тени именитого экспериментатора и выдающегося художника Пабло Пикассо, критики отмечают, что ее работы не менее достойны внимания широкой аудитории, чем работы самого Пикассо. И все это потому, что Маар удалось передать через свое творчество то, что сложно описать обычными словами. Ей удавалось умело подчеркнуть сверхъестественное в совершенно обычных вещах.
Дора Маар работала с коллажами таких художников, как Тейт Модерн и Эндрю Данкли, занималась уличной фотографией, а также творческими экспериментами. Позже она стала писать картины и работать над поиском собственного стиля, в чем ей также удалось преуспеть.
Знакомство Доры Маар и Пабло Пикассо
Дора Маар и Пабло Пикассо встретили друг друга в середине 30-х годов прошлого столетия. В тот момент юной художнице только исполнилость 20 лет, в то время как Пабло Пикасо было уже немного за 50. Художник уже был известен и знаменит, а Дора Маар только начинала свой творческий путь.
И все же отметим, что на тот момент некоторые ее работы в области фотографии уже успели привлечь к себе внимание. Общий интерес к искусству привел Маар и Пикассо к романтическим отношениям. Знакомство Доры Маар и Пикассо состоялось в 1936 году в заведении Café Deux Magots. Познакомил будущих возлюбленных поэт Поль Элюар. Пикассо был очарован эксцентричностью и красотой художницы.
Игра в морру
Тем вечером Маар была в черных перчатках и сняла их, чтобы сыграть в популярную игру под названием «морра». Суть этой игры в том, чтобы положить одну руку на стол, а во вторую взять нож и втыкать его между пальцев, постепенно ускоряясь. Дора была увлечена игрой и переодически промахивалась, оставляя на столе и перчатках, лежавших рядом, кровавые следы.
Те самые перчатки со дня знакомства Пабло Пикассо многие годы хранил на своем домашнем алтаре. Считается, что именно Дора Маар вдохновила Пикассо на создание серии «Плачущая женщина». Безусловно, две творческие личности повлияли друг на друга. Отметим, что в период знакомства с Маар Пикассо переживал серьезный застой и практически ничего не создавал.
Позже он откликался об этом периоде как о самом неудачном в своей жизни в творческом смысле. Маар же вдохновила художника на новые творческие задумки. Так Дора Маар и стала главной в жизни Пикассо музой.
Маар была не только музой Пикассо, но и расширила его политические познания и научила технике печати на стекле cliché verre, методу, которая позволяет создать фотографию и гравюру одновременно. А Пабло вдохновил девушку снова заняться живописью.
Разрыв отношений
В тесном кругу близких людей стало известно, что спустя некоторое время Пикассо стал довольно холодно обращаться с Маар. Спустя четыре года отношений Пикассо нашел новую музу — Фраесуазе Жило. Художница с трудом перенесла разрыв в Пикассо и попала в психиатрическую больницу в связи с нервным срывом.
Узнав о произошедшем, близкий друг Поль Элюар, который и познакомил Маар и Пикассо, позаботился о том, чтобы Дору перевели в клинику психоаналитика Жака Лакана. Лечение Доры Маар в этой клинике продолжалось два года.
Сюрреализм в жизни Доры Маар
За несколько лет до знакомства с Пикассо Дора Маар стала членом кружка сюрреалистов. Известно, что она близко общалась с Андре Бретоном и Полем Элюаром — основателями сюрреалистического движения. Основатели считали девушку очень талантливой, и в скором времени ее работы стали появляться на выставках сюрреалистов.
Творчество сюрреалистов тесно связано с исследованием подсознания, отказом от рационального мышления, а также интеграцией фантазии в реальность. Для создания сюрреалистических изображений художница использовала манекены, четко сконструированные фотомонтажи и сказочные визуальные эффекты. Главные темы ее работ в жанре сюрреализм — бессознательное, сон и эротика.
Поскольку в то время участие женщин-ходожниц в выставках сюрреалистов было довольно редким, появление работ Доры Маар было знаковым. Высокая оценка членов кружка сюрреалистов много значила для нее.
Самая известная работа Доры Маар — «Портрет Убу»
Самая знаковая работа Доры Маар — это «Портрет Убу». Изображение это относится к жанру сюрреализма. В этой работе Маар отразила звериную природу человека. Работу Маар назвала именно так в честь печально известного и абсурдного диктаторского антигероя из пьесы Альфреда Жарри «Убу Рой», вышедшей в 1896 году.
На фотографии, ставшей одной из самых известных в творчестве Маар, изображен детеныш броненосца. Эту работу считают одной из самых прекрасной и отталкивающей из когда-либо существовавших в жанре сюрреализм.
Именно «Портрет Убу» был представлен в 1936 году на выставке сюрреалистических объектов в Galerie Charles Ratton в Париже и на Международной выставке сюрреалистов в Лондоне, благодаря чему Маар получила широкую известность. Позже две самые популярные ее работы «Портрет Убу» и «Улица д’Асторг, 29» распространялись в качестве открыток.
Читай также: