Люди

Эпоха Эдо, заключенные и знать: как тату-искусство становилось популярным

Катарина Довлатова Катарина Довлатова
Как татуировки распространялись среди высшего общества и не только.


Татуировки сейчас повсюду, и кажется, что этот «бум» произошел внезапно, но, на самом деле, рисунки на теле существуют уже много лет — начиная с периода неолита. Индустрия стремительно обретает социальное признание последние несколько десятилетий — это помогает ей расти. От таланта, стоящего за современными ведущими татуировщиками, до чернил и инструментов, которые делают их работы совершенными, и людей, которые воспринимают свое тело как живое художественное полотно, — все это развивается изо дня в день. А предрассудки и стереотипы постепенно сводятся к минимуму.

Начало

Джеймсу Куку, капитану и исследователю, приписывают возникновение слов «тату» и «табу». Кругосветное путешествие под парусом привело его к берегам Таитянских и Полинезийских островов. Там татуировка была вполне обычным делом задолго до открытия в западном мире. Кук вел личный дневник, в котором оба эти термина появились в одной строчке после его плавания в 1769 году. «Тату» с тех пор используется для обозначения рисунка, оставленного вводом пигмента под кожу или же шрамированием. Но в наши дни это разные направления.

И все же тату-искусство не всегда считалось табуированной темой. Салоны начали свое существование еще в конце 1800-х годов в Лондоне, в сердце района высокой моды. А в 1880-х в элитном обществе постепенно развивалось увлечение нательными росписями после того, как стало известно, что различные члены высшего общества, знать и королевские семьи не пренебрегают этим занятием: например, Эдвард — принц Уэльский, принц Альберт Виктор и его сын. Постепенно татуировщики развивали свое мастерство, повышали квалификацию, открывали собственные магазины. Решающим элементом стало изобретение электрического татуировочного станка американцем Сэмюэлем О’Рейли. К началу 20 века направление распространилось практически на все слои общества, включая людей низкого социального статуса.

На восприятие рисунков повлияли разные культуры и их идеи. Например, во время эпохи Эдо в Японии татуировка использовалась исключительно как средство обозначения «посторонних» людей: преступников и заключенных. Для клейма выбирали самое заметное место на теле человека — лицо. В Америке процессу стигматизации татуировки способствовало несколько факторов. Нацисты во времена Второй мировой войны применяли ее, чтобы нанести числа на тела заключенных, которые содержались в концлагерях. Именно это стало доминирующей силой протестантской этики с ее идеями о чистоте тела. Информация, которая распространялась через СМИ, только способствовала формированию негативного отношения к тату-искусству. Еще одним решающим фактором отвержения стал страх перед болезнями, и в 1960-х появился парный запрет на татуировку в Штатах.

Перемены


История нательных рисунков богата событиями, поэтому неудивительно, что сейчас они действительно популярны. Этот прыжок от заключенных до всех слоев общества произошел в 20 веке после того, как общественные деятели, знаменитости, спортсмены и представители модной индустрии стали делать татуировки и открыто их демонстрировать. Кроме того, в процессе поучаствовал повышающийся уровень осведомленности и просвещения мастеров. Такие дипломированные специалисты, как Клифф Рэйвен и Эд Харди, в значительной степени ответственны за обновление некоторых публичных образов татуировок во второй половине прошлого века. Фактически первоначальные конференции и конвенции татуировщиков стали попыткой создать некий профессиональный имидж. Позже они, получив общественное признание, встали в авангарде движения за легализацию искусства там, где оно все еще было запрещено. Мастера настаивали на создании атмосферы безопасности их практики и ее узаконивания.

1970-е оказались тем периодом, когда обычные граждане начали видеть знаменитых людей, которые появлялись на публике, не скрывая свои рисунки на теле. Шер, Питер Фонд и Дженис Джоплин стали первыми, кто показал «холсты» миру. За ними последовали игроки Национальной футбольной лиги, знаменитые баскетболисты и бейсболисты. Публика все чаще и чаще наблюдала таких персон. Именно благодаря медийным личностям люди стали понимать, что не все, у кого есть татуировки, являются преступниками или теми, кого необходимо изолировать от общества, но этот стереотип все же был достаточно распространен. В конце концов такое творчество признали средством самовыражения. Стиль сферы стал расширяться: начиная американскими традиционными татуировками и японскими «рукавами» и заканчивая произведениями сложного реалистического искусства.

Мейнстрим

Планировать первую или даже вторую татуировку — веселое, увлекательное и важное событие. Из огромного количества стилей, эскизов, элементов сделать окончательный выбор невероятно сложно. А поскольку рисунки вызывают самое настоящее привыкание, очень важно, чтобы у человека был некоторый план перед тем, как обратиться к мастеру. В противном случае можно пожалеть о совершенном выборе.

Конечно, само собой разумеется, что необходимо аккуратно отнестись к вопросу и подумать о своем будущем, прежде чем выбирать татуировку на руке или же на лице. Потому что до сих пор во всех странах присутствуют рабочие сферы, где недопустимо иметь даже один рисунок.

При должном внимании рисунки могут стать действительно прекрасным средством самовыражения. Мы живем в мире, где во время путешествия из города в город, из одной страны в другую появляется возможность ознакомиться с разными культурами, мастерами и решить, в каком стиле будет твоя татуировка. Это один из способов создать собственную индивидуальность. С процессом возрождения, который начался с 1970-х, это творчество постепенно становилось мейнстримом, проникая в культуру потребителей через средства массовой информации. В конечном итоге оно было признано видом искусства. Сегодня, например, каждый пятый житель Британии имеет хотя бы одну татуировку.

Загрузить еще