Люди

Феминизм, сексуализация и речитатив: как женский рэп выступает против сексизма

Катарина Довлатова Катарина Довлатова
Как женщины бьют по сексистскому хип-хопу.


Поп-культура — феномен, с бешеной скоростью реагирующий на минимальные изменения и колебания в обществе. А в его авангарде стоит хип-хоп — жанр социально заряженный и созданный для того, чтобы пробуждать к ярким эмоциям. Много лет он оставался характерным исключительно для мужчин, но со временем все изменилось. Сегодня Royal Cheese разбирается в новом поколении хип-хоп-феминизма.

Рэп — сексистская музыка


Женоненавистничество — глобальная проблема. Согласно исследованиям Всемирного экономического форума, полное гендерное равенство наступит на земле только через 108 лет. При этом основные столпы мира рэпа — сексизм и мизогиния. Виной этому стало расовое неравенство, которое так сильно повлияло на рэп и сделало из него музыку гетто. Давящая бедность и недоступность образования повлекли за собой повышение уровня преступности, укрепление патриархата и верховенство грубой силы. 

Отношение рэперов к женщинам стало главным толчком к формированию направления феминизма в системе рэп-координат. Здесь женщина — вещь, с которой можно обращаться как захочешь. А ее главным достоинством оказалось удобство. Рэперы читают об изменах, убийствах, в текстах они угрожают девушкам расправой или изнасилованием. Kendrick Lamar чаще многих использует слово «сука» в качестве обращения к женщине. Но это — ничто по сравнению с теми текстами, где рэперы отчитываются о побоях, совершенных криминальных действиях и изнасилованиях, а иногда они говорят так и о своих матерях.   

Одним из самых жестоких треков считается сингл «Hey Mister Mister» Kool G Rap. В тексте исполнитель рассказывает о том, как избивает свою девушку из-за вранья, и описывает весь процесс достаточно подробно.

Но ведь все это они говорят не всерьез? Спорный вопрос. Например, Eminem решал все проблемы с матерью и женой через судебные заседания. Но другие рэперы предпочитали судить самостоятельно, на месте. Так, Andre Young, или Dr. Dre, в 1991 году на вечеринке в Голливуде сильно избил телеведущую Ди Барнс. Очевидцы описали ситуацию так:

«Dr. Dre начал бить ее по голове и ударять лицом о стену».

Обвиненный в насилии и хулиганстве, он не стал просить прощения. Его приговорили к общественным работам, он находился под надзором и выплатил штраф $2,500.

Истоки женского хип-хопа

В мужском и жестоком жанре женщины чувствовали себя довольно скованно. В текстах они рассказывали о разбитом сердце, бедности и тяжелой жизни в гетто. Все изменилось в 1993 году: тогда Queen Latifah выпустила трек «U.N.I.T.Y.». В нем она прямо выступила против популяризации женской дискриминации и насилия. С этого момента главная тема — эмансипация. 

Понятия сексуализации и сексуальности

В женском хип-хоп-сообществе большая часть исполнительниц делают упор на женскую сексуальность, которая становится проявлением феминизма, а где-то и превосходства. Но сексуализированные клипы и тексты были нормой еще задолго до повышенного внимания к феминизму.  

В понятие сексуальности входят аспекты восприятия и самовыражения человека в плане секса. Когда же происходит сексуализация, означающая сексуальную объективацию? Когда человек воспринимается исключительно как сексуальный объект и оценивается только по характеристикам привлекательности и непривлекательности. 

Популярные звезды хип-хопа, например Beyonce, Ники Минаж, активно пропагандируют понятие «girl power». Центральной идеей феминизма здесь выступает обязательность и необходимость сексуального раскрепощения женщины как составляющее ее личной свободы. 

Естественно, в хип-хопе нашлось место и томбоям (девочкам-пацанкам). Они не носят откровенные платья и внешне больше похожи на своих коллег-мужчин. Например, Young M.A — одна из первых лесбиянок в индустрии, которая специально создает себе мужской образ. А Lady Sovereign в своем треке «Love Me Or Hate Me» говорит о том, что даже не собирается делать маникюр, удалять волосы на теле, но при этом сохраняет свою женскую идентичность. 

Женщина VS женщина 

Каждый год в индустрию хип-хопа приходит все больше женщин — так начала появляться конкуренция. Перед каждой из исполнительниц встала цель как можно сильнее выделяться на фоне других. Суть хип-хопа заключается в конфликтах и оскорблениях. Женщины так же злятся и конкурируют с мужчинами, как и друг с другом. 

Трек «No Problems» Азилии Бэнкс обращен к Энджел Хейз, в нем она называет ее наивной и невменяемой. В ответном диссе «On the Edge» Энджел обещает разбить лицо сопернице. Звучит, конечно, жестоко, но, на самом деле, это довольно незначительно для хип-хоп-индустрии. Порой одна исполнительница просто хочет унизить другую, однако это способно привести к скандалу, а репутация обеих может быть испорчена. В порыве ярости они забывают, за что боролись, и прибегают к мизогинным высказываниям. 

Ники в треке «Stupid Hoe» спрашивает у Лил Ким: «Я Анджелина, ты Дженнифер. Ну и где сейчас Брэд Питт?» Ким отвечает треком «Black Friday», где намекает, что Ники Минаж смогла пробиться в индустрию через постель. А в диссе «Shether» рэперша Реми Ма приводит список половых партнеров Ники, упрекает ее в распутном образе жизни и ставит под вопрос ее верность. Если сравнивать с мужскими текстами, то все это выглядит достаточно безобидно. Однако из подобных конфликтов внутри песен можно сделать вывод, что женская сексуальность в хип-хопе существует вне зависимости от мужского взгляда.

 Однажды Ники Минаж сказала:

«Люди воспринимают сексуальность как слабость. Если ты слишком сексуальна, люди будут считать тебя глупой. Часто женщины хотят ощутить себя сексуально не для мужчин, а потому что в таком виде чувствуют себя уверенными и сильными».

Казалось бы, женщины в хип-хопе пришли к общему согласию насчет свободы образов. Но в треках можно заметить осуждение внешнего вида оппоненток и попытки самоутвердиться за счет оскорблений. Возникают вопросы, ответов на которые все еще нет: только мужчинам нельзя оскорблять женщин в своих треках? Существует ли сексизм среди женского общества?

Хип-хоп-феминизм

Этот термин напрямую связан с выступлением феминизма в хип-хоп-культуре и с феминистскими текстами. Его ввела писательница Джоан Морган. Хип-хоп-феминистски сейчас позиционируют себя как движение, которое противостоит другим типам феминизма: слишком академическим, устаревшим и тем, которые не принимают во внимание пересечение пола и расы. Морган начинает свою книгу «When Chickenheads Come Home to Roost: A Hip-Hop Feminest Breaks It Down» с описания видов феминизма, особенностей «черного» и «белого» феминизма. С некоторыми из них она столкнулась в студенческие годы.

Хип-хоп-феминизм можно рассматривать как отдельное направление, как это предложила исследовательница Кимберли Спрингер и исполнительница Рейхан Шахин.

Триша Роуз в своей книге «Black Noise: Rap Music and Black Culture in Contemporary America» (Черный шум: рэп-музыка и черная культура в современной Америке) описывает феномен хип-хоп-феминизма как главное противостояние «патологии», например бедности, молодежной преступности, сексуальным отклонениям. Феминистки делают акцент на создании радостного и понимающего феминизма, который разрушил бы бесполезные и устаревшие стереотипы. Представительницы направления бросают вызов культуре изнасилования, гомофобии, сексизму.

Рейхан Шахин проводит параллель между феминистским хип-хопом и капитализмом, поскольку последний связан с гендерным и расистским угнетением. Хип-хоп часто изображается как мужская сфера, а не как нейтральная и свободная форма самовыражения, которую может исполнять любой пол. Еще одна интересная особенность хип-хоп-феминизма — его проникновение в разные культурные пласты. Например, в Южной Африке рэперы Бусисва и Шо Маджози сошли с поэтической сцены и сейчас оказывают влияние на феминистские дебаты по всему миру.

Сегодня в интернете и на экранах стараются делать все, чтобы привлечь внимание к женщинам-рэперам и проблеме сексизма в индустрии. Например, Netflix выпустил фильм об исполнительнице Роксане Шанте. А в начале 2019 года «Paper Magazine» опубликовал репортаж о женщинах в мире хип-хопа. Будем надеяться, что спустя некоторое время за рэп-столом найдется место для всех, а проблемы сексизма и насилия останутся позади.

Загрузить еще