Люди

Герой дня: Николай Фоменко

Олег Уппит Олег Уппит
Сегодня у Фоменко день рождения. Вспомним, где и как он успел нашуметь, сделать карьеру, запнуться и побежать дальше, опережая тех, кто не спотыкался.

Одна из главных черт Николая Фоменко – его очень много. Он заполняет пространство вокруг себя громким самоуверенным голосом и, на первый взгляд простоватой, но при ближайшем рассмотрении, весьма продуманной харизмой. При этом он не останавливается на том, чтобы стать звездой в какой-то одной области и закостенеть в этом статусе. Фоменко прыгает с места на место, с треском нарушает правила, воодушевляюще машет руками, так что все кругом приходят в восторг, раз за разом виртуозно наступает на грабли, падает так, что засмотришься, тут же вскакивает и продолжает движение вперед, как ни в чём не бывало.

Группа «Секрет»

Слишком благовоспитанные и оптимистичные для «русского рока», особенно в его ленинградской версии, основатели группы – Фоменко и Максим Леонидов очень быстро смекнули, что пока снобы, ищущие тайные смыслы в песнях Гребенщикова и задаваки, задирающие нос под музыку «Алисы» и «Кино» морщатся в сторону «Секрета», на дискотеках включают именно «Секрет». Играть танцевальную, шумную, задорную музыку на квартирниках? Ну уж нет, решили они и стали одной из первых групп Ленинградского Рок-Клуба, аккредитованных Ленконцертом и получивших право на официальные выступления. Так, пока их ровесники боролись кто за правду, кто за славу, «Секрет» спокойно пожинали славу, судя по всему не считая, что чем-то идут против правды. Ни Цой, ни БГ в 84-м – 85-м и думать не думали оказаться в телевизоре. А группа Фоменко и Леонидова появлялась там регулярно. Выпустить пластинку на «Мелодии»? «Русскому року» это и не снилось, а «Бит-квартет Секрет» за два года стал дважды платиновым альбомом.

В начале девяностых из группы ушел Максим Леонидов, в 96-м её оставил и сам Фоменко

За эти годы они несколько раз собирались для совместных гастролей, но не всегда удавалось собрать весь оригинальный состав. Неделю назад, после 24х-летнего перерыва, «Секрет» выпустил новый альбом. Если смотреть с колокольни Фоменко – он, вероятно, считает, что группа была в небольшом творческом отпуске. Видимо, так и есть – альбом, записанный пятидесятилетними мужчинами, звучит ничуть не более вяло или скучно, чем то, что они записывали в конце восьмидесятых. (Впрочем, это ещё и один из примеров умения Фоменко заметно сказать, незаметно сделать – в 1988-м он заявил: «Мы всегда будем вместе и вчетвером. А если один из нас покинет группу, она просто перестанет существовать. Или уйдем одной бригадой на завод…». Как можно видеть, кто-кто, а сам Фоменко на завод не пошел.

На радио

С 1995 Фоменко присоединился к коллективу только что открывшегося «Русского Радио». Фоменко высмеивал, издевался, его трёп в эфире, казалось был ни к чему не обязывающим, но именно через эту деконструкцию поп-хитов, которой он занимался в своих передачах «Русские гвозди» и «Доброе утро, Вьетнам» удавалось обнаружить за заезженными по эфирам песнями смысл и чувства. Ещё одним важным продуктом сотрудничества Фоменко с «Русским Радио» стали его шутки в рекламных заставках. Вы из слишком хорошей семьи, где «Русское радио» не слушали? Вы всё равно слышали эти шутки – из радиоприёмников в кафе, электричках, магнитол в такси и из окон домов.

В телевизоре

Телевизионная карьера Фоменко началась ещё в 80-х. Он был ведущим и сценаристом программ «Кружатся диски», «Утренняя почта» и «Топ-секрет». Музыка, шутки, прямой эфир – всё почти как на концерте, только на несоизмеримо большую аудиторию – никакой БКЗ не мог бы вместить зрителей любого из каналов, на которых вёл передачи Фоменко.

После ухода из «Секрета», сменились и акценты в его программах – музыки становилось меньше, а юмора больше. Затем юмор ради юмора уступил место остроумному освещению спорта, потом, по мере приближения к возрождению группы «Секрет» — музыки вновь стало больше.

Рассказывать про Николая Фоменко вот так – раскладывая его жизнь и творчество по полочкам. Очень сложно – здесь всё сплелось. Только что мы упомянули спорт. Пора пояснить, в каких отношениях Фоменко был с этим видом шоу – а из спорта он выбирал наиболее зрелищные виды.

Спорт

На телевидении Фоменко комментировал реслинг и сформулированный им «русский экстрим» — передачи, в которых люди с улицы дрались с профессиональными боксёрами, тушили пожары и водили джипы-бигфуты. Но главной его страстью были гоночные автомобили – во времена учёбы в институте Фоменко по ночам дрифтовал на папином «Запорожце», в 1996-м стал участником, а в течении года и неоднократным победителем «Гонок на выживание», в 2003-м освещал выступления команды «YUKOS-RWS», а в конце нулевых был ведущим русской версии «TOP-GEAR». За это время Фоменко не только стал победителем множества гонок, но и, например, членом первой русской команды, выступавшей на «24 часах Ле Манна» и «24 часа Дайтоны».

Суперкар «Маруся»

«Маруся» — это не только самый многообещающий (а вот сделавший мало) отечественный автомобильный проект, но и пример того, как быстро Фоменко умеет при необходимости, заметать следы. В начале апреля стало известно, что Николай вышел из состава команды Marussia Motors на Формуле-1, ближе к концу месяца – о том, что проект разработки суперкаров временно закрыт. Можно ли найти упоминания о «Марусе» на сайте Фоменко? А о Фоменко на сайте «Маруси»? – Можно, но с большим трудом. Жаль. Эти машины выглядели по-настоящему круто, не всем суперкарам удаётся совместить впечатляющие качества и впечатляющим дизайном.

Хотя, помятуя о том, что после распада группы «Секрет», Фоменко обещал уйти работать на завод, можно почти не сомневаться, что и к разработке спортивных автомобилей он ещё вернётся.

Загрузить еще