Люди

Герой дня: Питер О’Тул

Тихон Печалин Тихон Печалин
Почти каждый день RoyalCheese рассказывает о людях, близких по духу.

Питер О'Тул — великий актер, но речь не о том. Он — человек с удивительным даром достоинства, даже на фоне британцев вообще. Во всем — как он движется, как поворачивает голову, как говорит, есть это самое достоинство. И тут уж точно сравнить с ним некого.

Он всегда был блондином с пронзительно-голубыми глазами — и при этом плоть от плоти родной Ирландии, где, как говорят, любой выпивоха может одним взглядом втоптать в грязь британского лорда. Прошел отменную театральную школу, прославился в роли британского разведчика Лоуренса, после которой обрел статус настоящей звезды, не поколебашийся за 50 лет. Блистал в комедиях («Как украсть миллион», «Что нового, киска?»), легко поднимал трагические роли («Правящий класс»), снялся даже в супер-порно-эпике Тинто Брасса «Калигула», о чем, в отличие от Малколма Макдауэлла, ничуть не жалел, по крайней мере, публично. «Трюкач», шедший в СССР, сделал его героем и для советского кинозрителя — его герой, полубезумный режиссер, был для нашего зрителя воплощением всех возможных свобод — во времена, когда со свободой были серьезные проблемы.

И вот что важно — все его герои были аристократичны до мозга костей.

И англичанин, воспитавший последнего императора Китая Пу И в фильме Бертолуччи, и царедворец в «Короле Ральфе»… даже алкоголик-газетчик Джеффри Бернард» в спектакле «Джеффри Бернард нездоров», появлявшийся на сцене со словами «Shit! Fuck!”, смотрел в зал с благородством римского патриция, не меньше.

…Месяц назад он решил уйти из кино и со сцены: пусть старость его была благородна и творчески насыщенна, рано или поздно для любого вменяемого человека наступает момент признать очевидное. «Моя профессиональная актерская жизнь, в кино и на экране, принесла мне поддержку зрителей, эмоциональное удовлетворение и материальный комфорт. Я приобрел прекрасных людей, хороших компаньонов, с которыми делил неизбежную судьбу всех актеров: провалы и удачи», — писал он в прощальном заялении.

«Я ухожу из профессии без грусти и с глубокой благодарностью прощаюсь с вами»

Идиоты из Киноакадемии так и не дали ему «Оскара» , хоть и номинировали его восьмикратно — кроме одного, «За вклад в развитие…»; тьфу, гадость какая. Он чуть не умер от пьянства — но не стеснялся этого, напротив, не уставал рассказывать, например, о том, как в 60-е, когда их с приятелем выгоняли из закрывающегося паба, они не нашли ничего лучшего, чем вскладчину немедленно приобрести его, продолжить там «керосинить» до утра, а утром продать обратно хозяину.

Лучший его поздний фильм — «Венера», история старика-актера, влюбившегося в некрасивую, злую дуру из британской провинции — но и в этой истории он царствует, и этим своим неизбывным благородством побеждает лимитческую злость и глупость.

В его фильмографии — 92 наименования. Как минимум четверть из этих фильмов нужно посмотреть. Редкий, скажу вам, результат для любого.

Загрузить еще