Люди

Гопота версии 2.0: кто такие АУЕшники и что о них стоит знать

Алексей Давыдов Алексей Давыдов
Мама ама криминал, или как блатная романтика заражает современных школьников.

АУЕ. Три буквы, которые у одних вызывают страх и тревогу, а у других — иронию и смех. Новая субкультура, набирающая популярность, адепты которой — это подростки, пробующие на вкус блатную романтику, и взрослые, либо уже вкусившие прелести тюремной жизни, либо по различным причинам живущие по воровским понятиям. Разбираемся, откуда всё пошло, почему не осталось в прошлом и какое будущее ждёт АУЕшников.

Что такое АУЕ

АУЕ расшифровывается как Арестантское уркаганское единство или Арестантский уклад един — кому как нравится. Сегодня с настоящими арестантами этот термин практически никак не связан, за редкими исключениями. Это скорее субкультура, чьи поклонники проповедуют прелести блатной романтики и жизнь по так называемым «понятиям». Среди АУЕшников очень большое количество несовершеннолетних, которыми движет стадный инстинкт и почитание воровских традиций. Они сбиваются в локальные банды и в лучших традициях 90-х занимаются подростковыми версиями гоп-стопа и крышевания, терроризируя в основном таких же малолеток, реже — постпубертатных дрыщеватых хипстеров, модников и всех тех, кто одевается во что-то отличное от классического дресс-кода российских провинций.

Как воровской закон стал стилем жизни

Помимо тюрем, раньше блатной уклад был распространен в деревнях, сёлах и детдомах. Там, где плотность населения небольшая, асоциальным элементам было проще всего наладить своё влияние, сформировать «группы по интересам», построить в них иерархию и заставить слабых платить дань. Сегодня часто банды малолетних АУЕшников курируются бывалыми сидельцами, отбывающими в этот момент срок. Именно им идёт часть выручки с воли, так навязываемый «грев».

Дети смотрят, дети копируют, дети гиперболизируют. По сравнению со взрослыми тюрьмами и лагерями, на «малолетке» творится настоящая жесть. Тюремные понятия были придуманы заключёнными как некие правила общежития. Да, извращённые по сравнению с вольной жизнью, но и контингент — далеко не джентльмены. В детских колониях за базу берутся те же понятия и разбавляются новыми трактовками, нюансами и ритуалами. Так и на воле, взяв за основу образ «благородных бандитов», АУЕшники гордо несут воровской кодекс в массы и мнят себя матёрыми авторитетами подросткового преступного мира.

По сути, это осовремененные гопники из 80-х и 90-х, только в те времена это был не стиль жизни, а способ выживания — бедность давала знать о себе. Кто-то мог позволить себе больше, а кто-то — нет, и те, кому судьба с детства дала не так много шансов, всячески старались взять своё и чужое прихватить.

Поколение сменилось, а подходы остались всё те же: с лохов (а им может стать любой, кто слабее толпы личинок зеков) так же спрашивают за шмот, их так же берут на понт, так же опускают по понятиям, так же ставят на счётчики. Удивляться нечему: гопники 90-х выросли и передали свои знания и основы образа жизни своим детям. Если ребёнок рос в среде, где принято вести себя как быдло, соблюдать бредовые и извращённые понятия, он будет считать это нормой.

Но в отличие от прошлых десятилетий, сейчас блатная культура имеет больше общего с модой, а среди её поклонников всё чаще встречаются подростки из вполне благополучных семей. Серьёзное влияние на это оказывает интернет. Спасибо великому Ютубу и бывшим арестантам, которые не отстают от трендов, активно вкатываясь в блогерство и рассказывая о своём сомнительном опыте малолетним дурачкам. ВКонтакте тоже не отстаёт: по запросу «АУЕ» в поиске выдаются десятки сообществ, посвященных воровской тематике, самое крупное из которых на момент написания статьи насчитывает более 234 000 подписчиков (на данный момент заблокировано). Причём пропаганда блатного уклада — далеко не единственная и зачастую не главная цель подобных групп. Многие из них изначально создаются для извлечения прибыли от рекламы и продажи мерча с арестантской символикой — да-да, где-то в твоём городе прессуют малолеток балбесы в футболках с надписями «Фарту масти, мусорам по пасти», «Воровскому жить и процветать вечно», «Жизнь ворам, смерть мусорам» и подобными. Некоторые российские и украинские интернет-магазины тоже решили урвать часть столь хайпового «арестантского» пирога, продавая у себя подобный мусор, но большинство вовремя одумалось — то ли государство помогло, то ли адекватные клиенты не оценили.

Мнение исследователей о причинах возникновения АУЕ


Да-да, природа АУЕ исследуется серьёзными умными дядьками в стенах лучших университетов страны. В частности, доктор юридических наук и профессор уголовного права Сергей Милюков считает, что в 50-60-е годы явления АУЕ в принципе не существовало, однако значительная часть подростков всё равно перенимала от бывалых зеков (а тогда из-за ряда амнистий на свободе их оказалось достаточно) воровские понятия и впоследствии передавала их младшему поколению, сформировав таким образом некую преемственность воровского закона. Сейчас ситуация поменялась: вместо матёрых зеков, насаждающих жизнь по понятиям, молодому поколению на блатхатах на смену пришёл интернет, заметно упростив криминальное просвещение и положив начало АУЕ.

Российский криминолог, доктор юридических наук Владимир Овчинский предположил, что возникновение АУЕ связано с цикличностью молодёжной преступности в целом: каждые 20 лет законодательство в России даёт слабину, в результате чего плодятся и размножаются криминальные группировки, а по всей стране происходят резкие скачки интереса к блатной романтике.

Кандидат юридических наук Вадим Тулегенов сказал о том, что АУЕ в умах своих малолетних последователей представляет собой некий альтернативный, но при этом единственно «правильный» образ жизни, который противопоставляется «неправильному» — законопослушному, навязанному системой. И многие из них действительно в это верят. Вспоминается фраза «Я Д’Артаньян, а все вокруг пид*****» (гомосексуалисты — прим. ред). Причину возникновения искаженных взглядов на устройство общества Тулегенов видит в семьях аутсайдеров, где родители уделяют больше внимания бухлу и веществам, нежели своим чадам.

Среди других экспертов ходит мнение, что уличные АУЕшники и АУЕшники из интернета — это два разных явления. Как считает доктор юридических наук Дмитрий Громов, АУЕ имеет два уровня: первый — города, находящиеся в эпицентре блатной романтики, то есть рядом с зоной; второй — «комнатные» гангстеры из интернета, которые по фану потребляют и распространяют АУЕ-контент, не прибегая при этом к конкретным действиям и не имея ничего общего с криминалом.

Современные «комнатные» авторитеты

Как я говорил, современный АУЕшник — это не обязательно подросток из малообеспеченной семьи. Родители могут быть достаточно состоятельными, возможно, даже интеллигентными. И несмотря на нормальное воспитание, их любимые чада выбирают весьма «козырный» способ самоутвердиться. Не всё во власти родителей: помимо упомянутых блогеров и групп, по старинке на взгляды подростков влияет и плохая компания. И вот, наевшись дерьма и распробовав в нём уникальный вкус, новый «комнатный» авторитет готов. Осталось сбиться в стайку и «двигаться по понятиям»

Так, в Питере в том же 2018 году банда подростков, состоящая примерно из 15 человек, в течение двух часов избивали обычных прохожих. В ходе этой вакханалии пострадали 16 человек, были возбуждены два уголовных дела по статьям «Побои» и «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью». Среди группы подростков были как «домашние» мальчики и девочки, так и выросшие в интернатах.

Кстати, во многих интернатах, особенно провинциальных городов, зачастую есть уже сформированный АУЕшный уклад. Здесь тебе и парты для обиженных (опущенных), и общак, в который все обязаны скидываться, и свои местечковые авторитеты, приближённые и опущенные.

Опущенные в этой среде — это отдельная тема. Подросток за какую-либо провинность или, как это часто бывает в АУЕшных кругах, «по беспределу» приравнивается к самой низшей касте тюремной иерархии. У него ничего нельзя брать, с ним нельзя разговаривать, и в добавок ко всему его ещё и могут изнасиловать. Причём иногда таким варварским методом в эту касту и определяют. Забавно, что у этих маргиналов гомосексуалистом считается не тот, кто совершает активный половой акт по отношению к своему полу, а тот, над кем он совершается.

Нападают эти авторитеты как правило толпой и на тех, кто им кажется слабым. Подобно трусливым шакалам жмутся к вожаку и делают, что скажет авторитет. О том, что они дети, вспоминают лишь тогда, когда получают жесткий отпор, а порой не брезгуют и написать заявление в так нелюбимые ими правоохранительные органы.

Существуют АУЕшники и постарше. Это либо бывшие гопники, либо просто клинические идиоты, что в данном случае одно и то же. Часто они употребляют наркотики, пьют и пытаются «мутить свои темы», такие как авто-подставы, мелкие кражи и продажа наркотиков. Естественно, с таким образом жизни рано или поздно они оказываются там, где им самое место.

Кто и как с этим борется

Как ни странно, государство признаёт проблему и даже кое-что делает для её решения. Например, депутаты от разных партий и народные активисты регулярно поднимают тему движения АУЕ на городских, региональных и даже федеральных собраниях и заседаниях, предлагая ряд как ужесточительных, так и либерализующих мер по борьбе с его распространением. Кроме того, органы правопорядка регулярно занимаются чисткой соцсетей от АУЕ-сообществ, каналов и аккаунтов, не просто блокируя их, а применяя конкретные законодательные меры в отношении их организаторов. Так, в августе прошлого года были арестованы двое жителей Екатеринбурга по делу об экстремистском сообществе АУЕ во ВКонтакте. И хотя обвиняют их по статьям «О призывах к экстремизму через интернет» и «Организация экстремистского сообщества», сами арестованные утверждают, что «не связаны с криминальным сообществом и просто заняли пустующую нишу для извлечения прибыли». Ну, как бы ни было на самом деле, теперь уж точно связаны.

Помимо действий на законодательном уровне, сами бывшие арестанты весьма резко осуждают движение АУЕ и всячески наказывают самопровозглашенных «авторитетов». В сети гуляет множество видео, где их в лучшем случае заставляют извиняться на камеру или отскабливать наклейку с тремя заветными буквами от стекла автомобиля, в худшем — избивают, опускают и всячески унижают.

Да, и если ты опасаешься стать жертвой карликовой банды, существует прекрасный выбор легальных средств самообороны. Когда у большинства в кармане будет припасена пара гостинцев для малолетних маргиналов, то на улицах будет гораздо спокойнее. Ведь если эти говнюки начнут получать отпор, то и желание вести свою деятельность у них быстро улетучится.

Комментарии
Загрузить еще