Люди

Круговая порука

Олег Уппит Олег Уппит
В день рождения главного шансонье страны, мы собрали несколько параллелей между русской блатной лирикой и мировой музыкальной культурой.

Михаил Круг, про день рождения которого сегодня вспомнят миллионы людей по всей стране — это такой Тупак Шакур отечественной музыки: пел про криминал, любовь и гетто-лайф, умер от пули и стал тем патриархом, удобрившись прахом которого, русский шансон смог из заунывных кабацких песен для сидельцев вырасти в лидера продаж CD и занять несколько радиоволн.

Михаил Круг

Сам Круг, конечно, на верхней строчке — именно с его имя приходит в голову первым, когда речь заходит о постблатной песне. Он жил как рэппер и умер, как звезда хип-хопа.

С ним и все подобающие такому человеку атрибуты славы — кавер-версии, исполняемые последователями от Калининграда до Магадана, байопик «Легенды о Круге» и фестивали его имени. Ну а с ремикса на «Владимирский централ», как вы помните, вообще начался русский вичхаус.

*Хотя по комплекции Круг, скорее Notorious B.I.G., чем Тупак.

Бутырка

Группа «Бутырка» — незаметные герои русского синти-попа. Чёрные кожанки отсылают к эстетике Depeche Mode, воют дарк-вейвовые синтезаторы, в обвислых щёках и густых усах музыкантов есть что-то раблезианское, а деревянная сценическая пластика напоминает то ли про Kraftwerk то ли про роботизированные танцы современных героев EBM. На концертах гитарные запилы добавляют индустриальной тяжести в духе Ministry. Главный хит — «Там по периметру горят фонари».

Трофим

Сергей Трофимов, ранее известный, как Трофим (да-да, тут опять всё как у больших — вспомните, как все СМИ называют не иначе как «артист ранее известный как Принц»). Так вот Трофим — вышедший из стёбного рэпчика, но в определённый момент решивший, что на шутках и хип-хопе тут королём не станешь и перешедший к более традиционному шансону. Вспоминаем песню, записанную им на пике рэп-карьеры — «ГИБДД НАУ!». С клипом на неё он оказался единственным артистом из обоймы «Радио Шансон», попавшим на MTV. Респект.

Вилли Токарев

Американский одессит (читай еврей), усач в ярком оверсайзед костюме — Токарев с его любовью к родному краю, недоверием к большим городам и периодически возникающими в аранжировке цыганскими скрипочками — наш Леонард Коэн. Несмотря на то, что канадец Коэн и в неладах со своими еврейскими корнями, тогда как Токарев — певец не только Одессы, как далёкой и недостижимой родины, но и Брайтон-Бич, как родины вполне осязаемой.

Григорий Лепс

Лепс, Ваенга и ещё несколько имён из новообразований русского шансона так и просят приставки «пост-», но пострусский или постшансон — уж слишком заморочено. Каждый из них играет на свой лад. Например, творчество Лепса, являющегося сейчас главным лицом «нового шансона» вполне себе скучноватый стадионный рок для взрослых — типа BeeGees или, простите, нынешних U2. Сценические повадки у господина Лепса соответствующие.

Загрузить еще