Люди

Лезть на стену: Анна Нистратова о стрит-арте

Петр Поляков Петр Поляков
RoyalCheese встретился с художником Нистратовой и поговорил о ее новом увлечении — стрит-арте.

Граффити обычно начинается как подростковая тема. Мои новые товарищи — уличные художники — говорят, что граффити — это спорт. Начать бомбить стены в 36 довольно странно. Я только начала это делать, а явление граффити давно уже приобрело новое понятное для приличных людей определение — стрит арт, когда не только пишут имена вдоль электричек и тэгают везде где придется, а вроде бы что то еще. Теперь хочется только красить стену и мнойдвижет злость и любовь к искусству. Улица обостряет и то и другое.

Образованные люди говорят то, чем я занимаюсь — пост-граффити. Но я бы сказала, что это перепост-граффити. Как начинающий художник, я копирую и заимствую наследие истории искусств

Благодаря своему служебному положению я попала в самый цвет уличной среды, после чего и начала этим всем заниматься. Меня сильно потряс Тимофей Радя. Пример человека, который закрашивает мосты целиком и делает большие политические заявления, которые видны на Google Maps —очень вдохновляет. Радя сделал после выборов огромный билборд в Екатеринбурге: «Вас наебали» и не только это. Масштабно работает.

Я много повидала разных художников, но уличные меня просто забрали. Потрясло их отношение к своему искусству. Очень бескорыстный подход.

У моего друга Сереги Стояна есть такой девиз: «Делай добро и убегай!». Как нельзя лучше подходит к настоящему граффити

Они разбрасывают его везде, потому что не могут этого не делать и им не важно, сколько оно висит, потому что они сделают еще. И когда ты идешь или едешь и случайно видишь надпись «Только братский коннект», сразу чувствуешь «коннект». Хрен знает кто это написал или нарисовал рисунок, но чувствуешь, что ты не один, какой то неизвестный человек о тебе позаботился, высказался от себя и от тебя и для тебя. Именно это меня и влечет на улицу.

Я начала с использования изображений классических пин-ап женщин 30-50 годов, которых случайно нашла в большом разрешении. На Бэнкси ранее они тоже произвели впечатление. Он использовал одну телочку, посадив ее на баллон. Была даже такая бесплатная обложка Афиши (работа размещена на его сайте и можно ее скачать и печатать просто так кому угодно). Эти девчонки – устоявшийся рекламный образ, и я их тоже использую как рекламу. Анархии и здравого смысла. Совершенно не хочется быть феминисткой, потому что кажется, что совершенно все уже возможно делать, но в нашей брутальной общественной и граффити среде, это все равно выглядит, как вызов.Кроме того я начала серию " Печатники — моя галерея" на районе, где я живу. Это типичный пролетарский спальный микрорайон, где я стала клеить фрагменты классических произведений из истории искусств. Мне кажется что неожиданные встречи с искусством в повседневной жизни очень важны. Вообще ежедневный контакт с искусством просто необходим. Большинство жителей Печатников потомки переселенцев в Москву из провинций, спустя десятилетия они так и продолжают вести деревенский образ жизни, не используя культурные возможности Москвы. Мне ничего не мешает создать для моих земляков бесплатную и доступную галерею.

Я не хочу заниматься вандализмом. Эту грань легко почувствовать. Например, ты видишь заброшенный дом с непонятной судьбой. Он находится на перекрестке в центре города, и ты понимаешь, что ты можешь на нем сделать работу. Но это не значит, что я буду делать работу на отреставрированном особняке 18 века или в метро, несмотря на то, что там хорошее место, и мимо пройдут миллионы человек. Но даже на таких домах ее все равно сразу закрасят, если это не тэг. Методы вандализма надо использовать очень точечно и осмысленно, только когда ты хочешь добиться определенного результата.

Почему мною движет злость? Потому что исписываются километры, тысячи километров заборов изображениями, не несущими ни художественного ни смыслового послания, это визуальный спам, который ничем не лучше рекламы. На это тратят тонны краски, что стало хорошим бизнесом. А тем временем, только единицы используют этот мощный инструмент для гражданского или политического высказывания. Уличный художник просто обязан быть визуализатором общественного мнения в городской среде. Если проследить, то те тексты которые пишутся обычно на улицах: они либо националистические, либо какие-то поэтические. Очень еще бесит, что наиболее эффективно используют улицу как носитель пропаганды ультра правые националисты и футбольные фанаты.

Общий уровень городского искусства настолько низок, что выделятся на этом фоне не составляет труда. Но даже если в России бдет миллион уличных художников, этого все равно будет мало, потому что стрит арт растворяется в гигантских городах, его тут же закрашивают. Это даже похоже на какую-то войну. Вот например, опять ехала вдоль железной дороги — стоят чуваки, которые закрашивают граффити. Принцип и логика непонятна: рядом висит говно годами, а что-то действительно интересное закрашивают.

Мне неинтересно работать в тайных закоулках, в которые ты попадаешь случайно, чтобы пописать. А когда они находятся в людных местах, то длительность их жизни редко переваливает за день или два.Я один раз повесила на Солянке работу. Там такая стена, на которую бумага еле приклеилась, штукатурка кусками отваливается. Через неделю была там — все чисто. Граффити закрашивают, а стену, естественно, никто не ремонтирует. Можно сделать очень много слоев, чтобы они их все время закрашивали, а потом все это само отпадет.

Улица —очень напряженная среда. Граффити для меня не спорт, потому что я не подросток, и мне это достаточно тяжело дается. Приходится делать не одной, а с бандой.Как говориться, чтобы играть в банде, надо ее создать. Спонтанно у нас образовалось творческое объединение с Кириллом Кто. Он, как добрый мужчина, носит мне лестницы и помогает в моих начинаниях. Я тоже помогаю ему, как могу.Самая большая драма в том, что если ты хочешь, чтобы твои работы хоть сколько то жили —ты должен куда-нибудь дотянуться, добраться, вскарабкаться, это страшнонеудобно с моим малым ростом, зато хороший фитнесс. Вандализм укрепляет организм. Работа на свежем воздухе и все такое.

Клеить женщин на заборе —всего лишь одно из действий, которые я произвожу. Пока все таки это хобби. Со временем на "Флаконе" я стала официальным Том Сойером. Там все время надо красить. Мне очень нравится, да к тому же за "малярку" платят деньги. Если серьезно, то паблик арт одно из главных направлений деятельности "Флакона" и сейчас мой главный личный интерес. Мы принимали открытие первого в Москве фестиваля "Мост". Наконец в городе появятся легальные большие работы. На этой неделе приедет группа немецких художников в рамках года Россия-Германия, которые будут у нас рисовать. За прошедший год произошел просто взрыв интереса к стрит-арту в Москве. Мы в этом смысле сильно отстаем от Екатеринбурга и Казани. Люди видят мощь этого инструмента для преобразования среды обитания. Появляется все больше и общественных и частных заказов. Чиновники, наконец, стали интересоваться. Мы начали взаимодействие с управой Бутырского района и готовим большой проект на местности. Если успеем получить разрешения на фасады, то может успеем сделать до холодов. Все это очень интересно. Короче, дел по горло.

Загрузить еще