Люди

Не только «Остров» и «Царь»: три менее известных роли Петра Мамонова

Олег Уппит Олег Уппит
О нескольких значимых, но не слишком известных ролях Мамонова мы и расскажем сегодня, в его день рождения.

Большая часть советского андеграунда 80-х, который последние годы привычно сметается под гребёнку «русского рока», на самом деле было чистой воды «новой волной» — Гребенщиков был Боуи, «Кино» были «The Cure», сибирская тусовка Егора Летова играла нойз и пост-панк. В Москве за новую волну отвечала группа Петра Мамонова «Звуки Му». Но, кроме того, что Мамонов был одной из главных фигур выходящей из подполья музыкальной сцены, уже тогда он зарекомендовал себя как интересный и сложный актёр.

Игла

Сначала было стыдно быть человеком, который не смотрел «Иглу», потом, когда улицы большинства городов бывшего Советского Союза наполнились тысячами одинаковых мальчиков и девочек в чёрном — неформалов-киноманов, просмотр «Иглы» стал для приличных людей некоторым моветоном. Теперь, когда футболки с Виктором Цоем из рок-подвалов и куртки из кожзама окончательно истрепались, можно пересмотреть фильм, ставший не только важной вехой в русском независимом кинематографе, но и дебютом Мамонова как актёра.

Сыгранный Петром Николаевичем хирург-наркодилер Артур, гибнущий от руки Цоя под звуки уроков итальянского — первый настоящий инди-злодей, отечественного кино

Режиссёру серьёзно повезло — Мамонов был взят на роль по знакомству, без какого-то дальновидного расчёта, но сыграл хирурга на отлично — он холоден, как музыка «Звуков Му», а за харизмой, которую мы привыкли искать в отрицательных персонажах, неумолимо проступают следы разложения. Вероятно, свою роль здесь сыграло и то, что в тот период Мамонову приходилось ежедневно прилагать изрядные усилия, чтобы протрезветь настолько, чтобы не отрубаться прямо во время съёмок.

Такси блюз

Опыт алкогольных приключений, перенесённый во время съёмок «Иглы» пригодился Мамонову в его следующем фильме. В «Такси блюз», ставшем первой совместной работой Мамонова с режиссёром Лунгиным, Пётр Николаевич играет спившегося саксофониста.

К тому времени количество пропускаемой через себя выпивки Мамонов заметно снизил, но воспоминания о delirium tremens были ещё свежи

Во многом выходу из штопора поспособствовала неожиданная популярность «Звуков Му» на Западе — из под поднявшегося железного занавеса русская музыка была замечена европейскими и американскими продюсерами, Цой записывал альбом во Франции, а Гребенщиков пробовал себя в сочинении англоязычных песен, но больше всех повезло именно группе Мамонова — гастроли по маршруту Германия-Франция-Британия-Америка продолжались с небольшими перерывами почти два года. При этом в Союзе про «Звуки Му» успели подзабыть и появление Мамонова в «Такси блюз» для многих интересовавшихся альтернативной культурой открыло его почти с нуля.

Пыль

«Пыль» — это такой фантастический Сартр, где экзистенциальной драмы и «Тошноты» больше, чем критического реализма и, собственно, фантастики. Мамонов вновь играет врача, и деятельность его вновь, в некотором роде, связана с наркотиками, но, в этот раз, не буквально. Здесь речь идёт не о веществах, дающих переменчивые и неясные ощущения, а об экспериментальной установке, на несколько минут погружающей пациента в состояние полного исполнения его заветной мечты. Этой установкой и управляет герой Мамонова.

Мир в котором происходит действие — «Россия, наши дни», но ручки безысходности и ужаса бытия выкручены здесь на максимум. Мамонов, сделавший ко времени начала съёмок себе имя в качестве режиссёра-постановщика-актёра авторских моноспектаклей, уже гораздо увереннее чувствует себя перед камерой. В «Пыли» через арт-хаусную «бродячую камеру» и бытовую грязь уже в полную силу просвечивает тот Мамонов, которого через несколько лет узнает вся страна. Про последовавшие за пылью «Остров», «Царь» и «Шапито-шоу» сказано так много, что добавлять к этому что-то было бы неразумно.

Напоследок напомним, что в этом году, кроме нескольких спектаклей, Мамонова можно будет увидеть в спродюсированном Иваном Охлобыстиным (sic!) фильме «Иерей-сан», где Пётр Николаевич сыграл одного из жителей деревни, куда из Японии прибыл православный священник с богатым опытом в восточных единоборствах. Должно быть странно, но, благодаря участию Мамонова — как минимум неплохо.

Загрузить еще