Люди

Не только заклепки и музыканты: идеология, стоящая за панком

Катарина Довлатова Катарина Довлатова
За движением панков стоит нечто большее, чем просто музыкальный жанр.

Образование панк-субкультуры в истории британской культуры считается определяющим моментом. Дело не только в новом жанре музыки, который наделал шуму по всему миру и способствовал формированию новых групп и огромной фан-базы. Панк, по своей риторике и стилю, олицетворял социально-экономический и политический климат конца 70-х годов в Англии. Именно непростая ситуация и разногласия народа послужили толчком к формированию молодежных движений со своей философией, стилем и «звучанием».

То, что стоит за музыкой


Панк — это, прежде всего, реакция молодого поколения тех времен на социальную и политическую обстановку. Катализатором послужила всеобщая тревога рабочего класса по поводу своего положения и разочарование экономическим неравенством, лицемерием и пренебрежением со стороны элиты в отношении низших слоев. Основными приверженцами были люди в возрасте до 20 лет, а ключевыми средствами выражения их позиции стали внешний образ и стиль, который они черпали из предшествующих форм индустрии культуры.

Так, панк возник в отдельном социальном контексте. Если поколение, растущее в послевоенный период, развивалось одновременно с экономическим ростом, то панк зародился в момент спада. Следовательно, это культура бунта и устремлений. Одной из главных характеристик был резкий и громкий вызов преобладающим культурным и общественным нормам. Конечно, степень, в которой представители движения придерживались критического и агрессивного подхода, варьировалась в зависимости от города и обстановки внутри него, однако влияние неоспоримо. Его отражение можно заметить в моде, изобразительном искусстве, уличном граффити и в социальных пространствах: клубах, магазинах и вечеринках. Панк обеспечил культурную форму, которая успешно принимала творческие нововведения, а альтернативный образ жизни, выходящий за рамки мейнстрима, объединил людей одной идеей и стилем.

Панк-мода выражала нонконформизм и была противодействием основной культуре, как и хиппи. Противодействие продажам, отказ от своих ценностей и изменение музыкального стиля в сторону поп-музыки — были главными и обычными явлениями в панк-среде. Вопрос уникальности и аутентичности действительно важен. Участники движения использовали уничижительный термин «позер» для тех, кто гонится за внешними атрибутами, а не принимает внутреннюю философию. Постепенно начала возникать сеть независимых площадок и лейблов, но некоторые группы решили отказаться от этой системы и работать с крупными, массовыми компаниями.

Именно музыкальная индустрия была голосом молодого поколения, артисты на сцене олицетворяли бунт и выражали позицию. Они стали настолько популярными, что сегодня субкультура многими воспринимается исключительно как жанр.

Крик со сцены


С течением времени группа Sex Pistols стала главным символом субкультуры, хотя до них на сценах выступали The Ramones, Patti Smith, Blondie и Talking Heads. Однако после того, как Сид Вишес и Нэнси Спанджен сыграли на лондонском 100 Club Punk Festival в 1976 году, подающая надежды панк-сцена стала настоящим мейнстримом. Все произошло действительно спонтанно и неожиданно. Главный организатор Рон Уоттс познакомился с Малколмом Маклареном, менеджером панк-бэнда Sex Pistols, и решил пригласить их в качестве хедлайнеров на концерт. На разогреве выступали The Clash и Siouxsie and the Banshees. Благодаря этому решению родился первый международный панк-фестиваль, а вместе с ним и движение, которое просуществовало до конца 70-х и до сих пор влияет на часть музыкальной индустрии. До этого момента большинство групп жанра были практически неизвестны, разве что в отдельных, узких кругах. Но после фестиваля музыканты молниеносно заняли доминирующее положение на независимой музыкальной сцене. Резкое звучание, импровизации, грубый и хриплый вокал воплощали настрой поколения, которое пребывало в печальном положении из-за массовой безработицы по всей Европе, а не только в Англии.

Отсутствие будущего и перспектив — было девизом, а алкоголь и экстравагантный вид — их ежедневным ответом на сложившуюся ситуацию. Сценические наряды были, да и являются до сих пор, смелыми и нетрадиционными, с обилием кожи, ошейниками, булавками и стрижкой «ирокез» вызывающего цвета. Бунтующее поколение нашло своих героев, а панк-группы начали появляться повсюду.

Записи Sex Pistols «Anarchy in the UK» и «God Save the Queen» вызвали споры в обществе и помогли идентифицировать панк как политизированное движение. Позиция подкреплялась символикой, которую демонстрировали представители: свастики, символы анархии, а также тексты, ссылающиеся на расовую напряженность, безработицу и социально-экономические проблемы. На самом деле, панк-группы были частью компании «Рок против расизма», хотя, например, в Советском Союзе существовал миф, согласно которому панки поклонялись Гитлеру и никогда не пропускали празднование дня рождения нацистского лидера. Даже когда направление распалось и разделилось на различные подгруппы: исламский, христианский, консервативный панк, те, кто его, по сути, основал, долгое время сохраняли свою критическую позицию. Группа Gang of Four посвящала творчество вопросам потребления и гендерных отношений. А к началу 80-х анархистская политика некоторых групп отстаивала свой активистский подход, сплотивший людей. Он помог сформировать «Stop the City», который охарактеризовали как антиглобалисткое движение.

Уже к лету 77-года популярные журналы помещали на свои обложки и главные полосы фотографии самых известных музыкальных коллективов. А участники Sex Pistols превратили подписание контракта со звукозаписывающей компанией в самое настоящее резонансное и громкое мероприятие для прессы. Зрелищность, шокирующие и вызывающие действия были не в новинку для общества. Задолго до дебюта эпатажной пары Сида и Нэнси американец Игги Поп, «крестный отец панка», порезал себе грудь осколком стекла прямо на сцене. Но что оказалось новым и ранее неизведанным, так это нарастающий уровень агрессии и стремление к деструктивности. В этом плане, движение затмило своих миролюбивых собратьев хиппи и хорошо зарекомендовало себя в бунтующем обществе. Презрение, отчаяние и негодование доминировали в протестах панк-движения, как в социуме, так и в популярной индустрии.

Политикой, социальными аспектами, нигилизмом и отрицанием панк-движение не ограничилось, затронув и религиозные аспекты. Группы The Crucified и MxPx причисляли себя к подгруппе жанра под названием «христианский панк». Как правило, они избегали конкретных упоминаний Бога или Иисуса, тем не менее, содержание текстов часто отсылало к библейским мотивам. Часто их концерты начинались сразу после окончания проповеди в церквях. В основу исламского панка или таквакора, легли мусульманские верования, культура и ее интерпретация. Эта сцена в основном состоит из молодых мусульманских музыкантов из Соединенных Штатов и других западных стран. Многие из них открыто отвергали традиционные интерпретации ислама. Панки, исповедующие кришнаизм, также не упустили возможности высказаться о своей позиции. Youth of Today, Shelter, Cro-Mags в своем творчестве многократно обращались к философии Кришны.

Использование потенциала


С каждым днем панк становился все популярнее. Следом за музыкальной индустрией модные дома и частные дизайнеры достаточно быстро осознали коммерческий потенциал движения. К формированию и популяризации подключились знаменитые модельеры. Например, Вивьен Вествуд стала олицетворением панка. Она со своим партнером Малкольмом Маклареном достаточно быстро влились в направление, и уже в 1971 году открыли магазин «Let it Rock», который несколько раз менял свое название, например на «Too Fast to Live» и «Too Young to Die». Дизайнеры продавали кожаную одежду для байкеров, позже они переквалифицировались. Появилась яркая вывеска «SEX», которую сопровождал слоган «Для солдат, проституток, лесбиянок и панков», после чего название изменилось на «Seditionaries». На прилавках и вешалках красовались футболки с перевернутой свастикой и вызывающими слоганами, кожаные брюки, куртки и все, что хотя бы отдаленно символизировало бунтарское настроение молодого поколения. Сначала модельеры собственноручно переделывали уже готовую одежду так, чтобы она подходила модному стилю. Они использовали самые странные предметы: куриные кости, молнии, массивные булавки, цепи и металлические заклепки. Так, обычная футболка превратилась в самый настоящий арт-объект. Самый скандальный экспонат, который до сих пор хранится в музее королевы Виктории и принца Альберта — футболка с перевернутым распятием, надписью «Destroy» и строчками группы Sex Pistols.

Вивиьен и Малкольма в обществе воспринимали как крутых крестных родителей, управляющих стилем панка. Вивьен появлялась на публике в латексной юбке, с неухоженными волосами и в порванных колготках. В 80-х она стала одеваться скромнее, но протест против политики не прекратила.

Популярные медиа по всей Европе поддержали идею популяризации панков. Журналы стали публиковать не просто фотографии и снимки музыкальных групп, но и серьезные материалы о панк-движении. В печатных изданиях появились плакаты Sex Pistols и немецких коллективов, в частности Die Toten Hosen.

Четыре десятилетия спустя панк превратился в основу культурной индустрии. Элементы можно найти в моде, дизайне и других музыкальных жанрах. Артисты, которые некогда шокировали мир резкими звуками и провокационным текстами, с тех пор разделились на множество поджанров. А панк-рок группы, получившие популярность еще в те времена, до сих пор остаются значимыми и влиятельными в мире музыки.

Сегодня панк-рок не ассоциируется с тяжелой социальной ситуацией в Англии, поскольку разные страны приняли движение по-разному и в разное время. Например, в СССР и постсоветское пространство панк пришел в 90-е, когда особенности европейских культур начали проникать в общество. Люди идентифицировали себя с зарубежными рок-звездами. На сегодняшний день описание бунтующей молодежи несколько поверхностны или частичны: связь между проявлением, стилем и общественным контекстом отмечается, но редко принимается во внимание.

Загрузить еще