Люди

Нерусские сказки: какие легенды рассказывают детям в республиках России

Христофор Миндыла Христофор Миндыла
Черти, великаны и оплодотворение камня — все о легендах малых народов России.

В детстве тебе читали сказки про Колобка, Красную Шапочку и богатырей. Таким было твое знакомство с народным творчеством, но это далеко не все культурное богатство нашей страны. Россия многонациональна, и очевидно, что у других этносов тоже есть что рассказать. Мы подготовили краткий экскурс по эпосу малых народов РФ. Устраивайся поудобнее, мы отправляемся в мир демонов, храбрых воинов, хэппи (и не очень) эндов.

Нартский эпос


Начнем с нартского эпоса: он сформировался на территории Кавказа задолго до появления русского Ивана-царевича и его антагонистов. Герои устного повествования — нарты — могучие богатыри, стоящие на страже справедливости. Исследователи считают, что эпос появился в 8-7 веках до нашей эры, в средние века разрозненные сказания объединялись в циклы о конкретном персонаже и событии. Доподлинно не известно, какому именно из народов принадлежит культурное наследие, ведь у каждой кавказской национальности есть легенды про бравых воинов. Споры о том, кто именно является потомками нартов, продолжаются и по сей день.

Установить родство невозможно, и мы не будем вдаваться в рассуждения кавказцев, лучше углубимся в саму суть легенд. Одним из самых почитаемых героев сказок считается Сослан (осетины), он же Сосруко (адыги), он же Соска Солса (чеченцы). Богатырь был рожден из камня, который оплодотворил пастух, мечтая о Шатане — дочери покровителя мужчин. Дитя странного союза впоследствии решил стать непобедимым и потребовал, чтобы его закалили. Способ Сослан выбрал неординарный: окунувшись в чан с волчьим молоком, он превратил свое тело в чистый булат. Однако колени героя остались незащищенными — думаю, ты понимаешь, что стало причиной гибели неубиваемого богатыря.

У Сослана были и коллеги, например, Батраз, который появился на свет не менее странным образом: он выскочил из спины собственного отца. Батраз намного превосходил нартов по силе, но приходил к ним на помощь по первому зову. Однако он не чурался иногда издеваться над другими богатырями: однажды одним чихом он вызвал ураган, чтобы потешить свое самолюбие. Также в супергеройской компании были музыканты, например, Ацамаз, игравший на волшебной свирели. Не все нарты отличались храбростью и талантами — тот же Хамыц вообще никогда не совершал подвигов, зато обладал чудо-зубом, который помогал ему кадрить девушек. За это его недолюбливали, а позже и вовсе убили.

Нартский эпос богат на события и сильно повлиял на культуру кавказских народов. Это отражается даже в архитектуре регионов, например, в Осетии Уастырджи установлен огромный памятник, выпирающий из скалы, а в Нальчике построен ресторан в форме головы Сосруко.

Марийские сказания

У народов Поволжья тоже есть свои легенды. Марийцы до сих пор глубоко чтут свои корни, благодаря этому в культуре сохранились многие устные сказания. Особым уважением пользуется история о происхождении народа: у Юлы-бога была дочь, но на небесах для нее не было женихов, только ангелы. Время девушка проводила на земле — в раю не было травы для скота, что неудивительно. Утром отец спускал стада на землю, оставлял дочь пасти их, а вечером забирал обратно. Однажды девушка встретила на лугах парня по имени Мари. Как в лучших романтических фильмах, они полюбили друг друга. Мари отказался знакомиться с отцом партнерши, и поэтому пара осталась на земле. От их союза и появился народ.

Марийские легенды небогаты на странные истории с оплодотворением камня, но в них тоже есть место странностям. Принято считать, что многие природные достопримечательности республики вышли из-под руки великана Онара. Вернее, из-под его ноги: холмы и озера, согласно легенде, являются следами древнего сказочного существа. Поэтому народ называет свой регион краем Онара.

Лошади марийцев раньше страдали от Овды — мифического существа в обличье неряшливой женщины. Когда пастухи выпускали в поле коней, то один из них непременно возвращался потрепанным. Желая поймать хотя бы одну разбойницу, мужчины мазали спины животным дегтем. Наутро лошади возвращались с намертво прилипшей добычей. Овду забивали, чтобы другим было неповадно, но в предсмертных конвульсиях жертва проклинала деревню.

Тюркский эпос


Монголо-татарское иго не только оставило след на истории России, но и отпечаталось в культуре тюркских народов. Формироваться сказания начали в средние века, но после падения авторитета ханства они вошли в широкий обиход. Сюжеты эпоса — похлеще синопсиса «Наруто» и других зубодробительных аниме. Самая популярная легенда «Сорок богатырей» рассказывает о Едигее (он же Идиге) — темнике (генерале) Золотой Орды. Повествование основано на реальных событиях, что, несомненно, придает ему эпичности: здесь исторические сводки о борьбе с ханом Тохтамышем перемежаются со сказочными сюжетами: то герой борется за власть в Орде, то уничтожает великана Алыпа ради спасения девушки. В реальности судьба у темника незавидная: в период смуты он подвергся гонениям и сбежал, а в 1419 году его убил один из сыновей Тохтамыша.

Вообще, тюркские народы  в своем эпосе любили сплетать реальность и мифологию. Есть легенда, напрямую связанная с Иваном Грозным. После взятия Казани он влюбился в царицу Сююмбике и посватался к ней. Девушка была не в восторге от предложения, но боялась разгневать захватчика своим отказом, поэтому решила его перехитрить: она сказала, что выйдет за него при одном условии: если он построит в городе башню за 7 дней. Иван Грозный согласился на этот челлендж и, к удивлению царицы, выиграл, через неделю все было готово. Но гордая Сююмбике предпочла смерть жизни с ненавистным завоевателем: она покончила с собой, спрыгнув с вершины этой самой башни. Нет никаких доказательств того, что эта история правдива, —но башня в Казанском кремле стоит до сих пор. И, кстати, она носит имя царицы — Сююмбике. 

Сказания кочевых племен Сибири


Не менее интересны сказания кочевых народов Сибири, где есть место демонам и прочим тварям из потустороннего мира. Многие местные народы исповедуют шаманизм, от чего их быт и по сей день кажется мифическим. Чего стоит только путь Александра Габышева на Кремль с целью изгнать из страны Путина. Наверняка он руководствовался легендами якутской мифологии. Например, сказаниями о чучуна — диких людях, которые носили длинные волосы, были одеты в звериные шкуры, при себе имели лук и стрелы. Речь у них была нечленораздельная, они крали оленей и еду, нападали на людей ночью, обстреливая их из лука. Непонятно, как такое существо могло научиться владеть оружием, если говорить толком не умело ,но якуты всегда опасались монстра. В 2002 году его даже удалось поймать: в региональных заметках появилась информация о теле собакоподобного существа, попавшего в капкан в одном из лесов. Но, как всегда бывает в подобных историях, установить ничего не удалось — местные шаманы провели обряд над трупом и закопали его вместе с капканом черт знает где.

Кстати, черт, возможно, действительно знает — ведь, согласно хакасской демонологии, он всемогущ. Ирлик-хан, так зовут сатану, живет в нижнем мире — это настоящее олицетворение зла, создатель змей, насекомых, болезней и непроходимых гор. Тем не менее хакасы нашли способ его задобрить с помощью обрядов и жертвоприношений.

Не менее опасен Чилбеген — демон, обитающий как на земле, так и под ней. Благодаря крыльям он может летать даже на другие планеты. Хакасы пугаются его, и те из них, что по-прежнему исповедуют шаманизм, опасаются за свой скот — Чилбеген любит полакомиться оленями. Но по всей видимости, опасения напрасны: Луна решила спасти людей от чудовища и притянула его к себе. Однако Нил Армстронг, побывавший на спутнике Земли, Чилбегена не видел — видимо, плохо искал.

Мифология и эпос народов России крайне увлекательны. Где-то сказания по-детски наивны, где-то — абсурдны, но они показывают, как развивалась культура и как люди реагировали на естественные биологические и физические процессы. Мы не всегда можем объяснить происходящее, однако наша фантазия не знает границ, и легенды — прямое тому подтверждение.

Загрузить еще