Люди

Нормкор: ясно, понятно

Артём Матюшкин Артём Матюшкин
Нормкор — главный оксюморон в моде 2014 года: что это, кто его создал и почему он нам не нравится.

Мы долго пытались игнорировать нормкор в надежде, что все побалуются и забудут. Увы, оказалось, что желание быть «норм» слишком глубоко проникло в сознание российской общественности — и мы уже не можем оставаться в стороне.

Что это

В прошлом году у нас были митболы и селфи, в этом — все с восторженно открытыми ртами встречают великий и ужасный нормкор. В New York Magazine в него вдохнули новую жизнь — и он быстро добрался до глянцевых изданий и сайтов о культуре. Всё это сопровождалось обсуждениями в твиттере, #хэштэгами в #инстаграме, спорами в оффлайне и даже упоминанием во вступительной речи Аниты Гиговской на Condé Nast Digital Day.

Понять, что такое нормкор, довольно несложно, но дать вразумительное и адекватное определение ему вы вряд ли сможете. Что же значит это слово, овладевшее податливыми умами россиян?

Журнал А. пишет, что нормкор — это когда наплевать на моду. Он же потом пишет, что это любовь к простым вещам.

Журнал В. пишет, что это — мода для тех, кто устал от моды. Осознанная небрежность и попытки быть обычным —это тоже оно.

Журнал Л. пишет, что нормкор — вообще не стиль одежды, а образ мышления.

Интернет-эксперты пулемётными очередями выдают новые определения: это антимода, усталость от трендов, наплевательское отношение к своему внешнему виду. Любители теорий заговоров (и те, кто винит во всём капитализм и рекламщиков) считают нормкор очередным хитрым планом маркетологов, экспериментирующих с сегментацией рынка.

Не будем отставать от коллег, дадим своё определение. В нашем понимании, нормкор — это когда смотришь на молодого человека и не понимаешь: он электрик Геннадий или фронтмен инди-группы со звучным псевдонимом.

Впрочем, давайте попробуем разобраться, что есть настоящий нормкор — и чем он стал в нашей стране.

Откуда это

Социопсихологические предпосылки быстро ставшего популярным движения понятны и даже очевидны. Устали от пёстрого водоворота леопардовых юбок, неоновых кроссовок, вещей архитектурного кроя и замысловатых принтов. Не нравится, что неумение отличать мокасины от лоферов может показаться кому-то постыдным. А чего стоят эти очереди в FOTT и погоня за лимитированной футболкой Maison Kitsuné, сделанной специально для Москвы? Это же просто смешно. Как и кроссовки за 20 тысяч. Ах да, ещё все, конечно же, хотят, чтобы их перестали встречать по одёжке.

И тут — из ниоткуда — появляется спаситель-нормкор. Нормкор, не понятый никем, но уже такой симпатичный. Все модники выпрыгивают из своих лимитированных New Balance — и скорее лезут на антресоль за изношенными в школе футболками с теперь-уже-винтажными логотипами, затёртыми джинсами и безымянными кедами, купленными на рынке ещё в те годы. А чаще просто меняют свитшоты с принтами Givenchy на базовые однотонные свитшоты Maison Martin Margiela, а леопардовые кеды Saint Laurent — на что-нибудь попроще, но тоже обязательно брендовое.

Но вообще, нормкор объединяет людей: таким образом, среди икон анти-стильного стиля оказалась герцогиня Кейт Миддлтон (над чьим образом работает команда стилистов), Стив Джобс (над чьим образом не очень-то активно работал он сам) и даже Марк Цукерберг (который то ли из-за свойственной всем -бергам прижимистости, то ли по старой университетской привычке не особо широко гуляет на честно заработанные миллиарды).

Что не так

В эпоху «до нормкора» эти три человека вряд ли могли бы появиться рядом, в рамках одного материала. Нормкор как образ мышления подразумевает отказ от индивидуальности, чего у Джобса, Цукерберга и Миддлтон в избытке. А современные российские нормкорщики как раз пытаются подчеркнуть этим свою уникальность, что противоречит самой главной идее течения. Вот такой оксюморон.

Говоря более простым языком: из анти-моды в России сделали модное явление. Модные сайты не гнушаются статьями «7 луков в стиле нормкор», другие — устраивают целые фотосессии с «героями нормкора», а со дня на день в «Топшопах» и «Podium Market» выделят отдельные корнеры с подборками «нормкорной одежды».

Но все хипстеры (а вы, даже если отрицаете это, наверняка из них) подсели на нормкор: даже несмотря на то, что он идёт вразрез с основной идеей первобытных, настоящих хипстеров, которая заключалась в отличии от всех остальных, от серой массы. Нормкор же, наоборот, стремится сделать своего носителя «как все» — представителем толпы.

Реальных же нормкорщиков скорее можно найти среди жителей простых пятиэтажек, у которых нет ни интернета, ни даже компьютера. Которые не подозревают о существовании «Республики» и спрашивают, есть ли в «Цветном» «Макдоналдс». Для них Acne — всего лишь «акне», которым они страдали в старших классах, а Солянка — густой суп, который готовила бабушка.

Настоящим нормкорщикам слово «нормкор» не нужнее, чем русский язык на овощебазах в Бирюлеве.

Из высокой и дорогой моды они знают Bosco и Dolce&Gabbana, но и то — не более, чем на уровне узнавания. Они не считают свои луки «слишком замороченными», не шьют джинсы на заказ и не хотят, чтобы их одежда была «вау». Они не работают в Конденастах и не получали образование по креативным специальностям. Наконец, они без понятия, что такое нормкор и на кой чёрт он им сдался.

Другой отличный пример настоящих нормкорщиков — школьники младших–средних классов, не стесняющиеся носить спортивные футболки с именами любимых футболистов под костюм с отливом, сочетая его с ботинками для активного отдыха и большим спортивным рюкзаком. Присмотритесь — их правда много.

Кто виноват

Российские медиа так вцепились в беднягу-нормкор, что извратили всю его суть. Как тренд опишешь, таким он и войдёт в массы. (Так, к примеру, было и с хипстерами. Именно Сапрыкин своей колонкой определил основные особенности российского хипстерского сословия, в итоге переросшего в тот самый «креативный класс».)

Но сам факт того, что про нормкор пишут модные издания,уже идёт против основных принципов течения. Тем более что каждое из них даёт разные формулировки, окончательно запутывая людей — которым очень нравится, что их стиль обозвали каким-то остромодным словом.

Что делать

К чёрту этот нормкор. Ведь читая эту статью и соглашаясь с идеями этого течения, вы автоматически будете выбирать вещи «под нормкор» — то есть уже «заморачиваться» по поводу внешнего вида — а это не по-нормкорски.

Нормкор — это не модели из лукбука Рубчинского: скейтеры по определению уделяют немало внимания своему внешнему виду. Нормкор — это не то, чем вдохновляется WoodWood, которые делают качественные минималистичные вещи. Нормкор — это не определённый набор вещей, про который пишет каждый первый. Нормкор — не собранный в том или ином стиле лук, это отсутствие целостности образа.

Условно говоря, нормкор — это штаны Abidas, надетые с безымянным поло и пиджаком из «Сударя». Потому что ничего другого просто не нашёл — да и не хотелось.

Нормкор — это не то, что вам показывают глянцевые мужские и женские журналы и интернет-ресурсы. В конце концов, нормкорщиками не становятся после прочтения статьи. Нормкор оказался не таким уж «великим и ужасным», а скорее заурядным и неряшливым.

Мы же считаем, что можно и нужно следовать моде (безусловно, в рамках разумного), но для этого не обязательно быть ярким и пытаться выделиться. Можно просто быть опрятным и выбирать нейтральные вещи: в плане как дизайна, так и цветовой палитры. Не нужно сложного кроя и необычных драпировок — одевайтесь просто. И лучше пусть это будет не нормкор, а минимализм или смарт-кэжуал. Оставьте настоящих нормкорщиков в покое — ведь встречают по-прежнему по одёжке, а индивидуальность — это не так уж и плохо.

Загрузить еще