Люди

Обвинения в домогательствах и неловкие ситуации: как я работаю преподавателем. Часть II

Шаганэ Даниелян Шаганэ Даниелян
Работа с учениками — это не только экзамены и проверка тетрадей. Домогательства сменяются казусами и милыми ситуациями. Рассказываем о работе педагогов изнутри.

Быть молодым преподавателем не такая простая задача. Завоевать авторитет, несмотря на свой возраст, интересно подать материал, не теряться при ответах на вопросы школьников и студентов — груз ответственности. Да и к тому же никто не застрахован от «специфических» учеников. Мы собрали 5 забавных историй от преподавателей вузов и школ о том, какие трудности они преодолели на пути к профессии и часто ли возникают неловкие казусы. Продолжаем рассказывать о приключениях преподавателей на их рабочих местах.

Подарок группе на Новый год

Героиня: Анна Прохорова — преподаватель вуза.

Когда я только пришла в университет, мне дали первый курс экономистов. Я им вела в первом семестре линейную алгебру, то есть с сентября по декабрь. Всего за этот период должно было быть 3 контрольные работы — по каждой из тем. У нас оставалась последняя пара 30 декабря. Я за неделю до этого сказала, что будет большая контрольная по всем темам, очень сложная. Буду ходить между партами и проверять — списать не получится, включу цербера. Подготовьтесь, чтобы вы могли хорошо сдать потом экзамен. Они перепуганы: что… как… Писали в итоге мне всю неделю вопросы, просили, чтобы я скидывала им задания, готовились.

Наступило 30 декабря, пришли. Я говорю: «Убираем сумки, телефоны, достаем двойные листы». Я везде расписалась, чтобы они не списывали. Говорю: «Пишем курс, группу, имя и фамилию». Написали. «Дальше пишем с красной строки: вы должны ко всему быть готовы в жизни. Лучше, если вы заранее подготовитесь. Если вы приложите к этому старание, сама судьба сделает вам подарок».

Бедолаги не могли понять, что происходит. Написали. Вижу растерянность в их глазах. Говорю: «Вы уже хорошо подготовились к экзамену, который будет через две недели, поэтому никакой контрольной не будет. Предлагаю вам использовать эти листочки для новогоднего поздравления друг друга. Или поделитесь мыслями об этом семестре». Кто-то писал пожелания родителям, по которым соскучился, кто-то писал себе и своей группе, которую полюбил за короткое время. А кто-то даже мне писал добрые слова. Приятно было читать, что благодаря мне студент понял, что математика — это не так уж страшно.

До сих пор храню огромную кипу из теплых пожеланий. Есть мечта вернуть им эти листочки на их выпускном через год, чтобы они вспомнили себя и свой огромный путь.

Обвинения в домогательствах от студентки

Герой: Андрей Гоев — преподаватель вуза.

Мне был 21 год, вел для ИНСПО (институт среднего профессионального образования). Это ребята, которые приходят после 9 класса. Им от 16 до 20, то есть разница в возрасте небольшая. Я старался максимально держать дистанцию. И в одной из групп девочка (мне показалось, что у нее психологические отклонения) всегда за первой партой сидела, старалась не заниматься делом, а строила глазки. Соответственно, я старался не замечать этого как минимум по двум причинам. Первая: я ее преподаватель; вторая: она мне не нравилась.

Доходит дело до зачета, я в принципе очень лоялен ко всем, не придирчив. Смотрел, кто и как работал, из этого складывалась система оценивания. Зачет дифференцированный: каждому ту оценку, какую заслужил. Я, чтобы с ней особо не связываться и не мучить человека, озвучил ей оценку: «три» — все-таки она пропускала пары, а когда приходила, то исполняла фокусы обольщения. Она говорит: «С оценкой не согласна, буду сдавать зачет». Я, естественно, соглашаюсь — здесь дело каждого, без проблем. Даю два вопроса на зачет, не билеты. За 30 мин на листе ни одного слова ею не было написано. Я говорю: «Извините, я не могу вам больше тройки ничего поставить». Она обиделась, ушла. Через какое-то время мне звонит куратор ее и говорит: «У вас проблемы, студентка жаловалась, что вы до нее домогались, что подкатывали. Делали то, делали это». Я объяснил, как вижу ситуацию.

Не скажу, что это прям очень помешало дальнейшему процессу обучения, но выбило чуть из колеи. После этого я перестал отвечать в соцсетях студентам, чтобы не было больше никаких провокаций. Такие истории случаются: не я первый, не я последний. Был и такой опыт, что тут сказать.

Забыли покинуть чат

Героиня: Наталья Потапова — преподаватель вуза.

Дистанционное обучение. Тут без историй обойтись не могло. Только оно началось, и многие ребята еще плохо ориентировались. Я постоянно говорила, что если вы отходите, то выключайте камеру, микрофон. Включайте тогда, когда отвечаете. А если я выхожу с пары, то не значит, что запись закончилась. Запись ведется ровно до того момента, пока не выйдут все. Первая пара закончилась, была очень сложная тема. Я им говорю: пишите, звоните, буду помогать, если не получается. Скинула учебник, задание. Попрощались. Отключаюсь, вижу, что все выходят, кроме трех парней, которые, видимо, прослушали информацию о том, что запись идет, пока все не выйдут.

«Нам хана, это же капец, это что сейчас было, я не понял ни слова». Второй говорит: «Да, это вообще дичь, что мы учим». Третий тоже поддакивает: «Да-да, я больше не приду на эти конченые пары, я ничего не понимаю, как они вообще это учат, а это только середина семестра!» Посмеялись, вышли. Я на следующий день всегда захожу и отправляю им запись пары, чтобы они могли посмотреть, что нужно. Пересматриваю сама. И вижу эти несколько секунд в конце. Смеюсь, но понимаю, что даже не могу это обрезать. Это автоматическая система.

В итоге: есть на портале одна пара, где дети мои «очень грустят» в конце, но зато теперь они стали внимательнее и вовремя выходят с онлайн-пар.

Подкаты со стороны учеников

Героиня: Алиса Граедова — учитель в школе.

Только пришла преподавать в школу географию. 11 класс, взрослые все ребята. И вот от одного из них постоянно начала получать комплименты и лишние знаки внимания. Осаждала каждый раз: где-то в шутку, где-то грубее. В один из дней, пока часть класса репетировала вальс, ко мне опять подошел этот ученик Х. И начал говорить о том, что он уже парень взрослый, совершеннолетний, что у него есть деньги. А после приглашения в ресторан я вообще растерялась от наглости. Молодых учителей очень часто провоцируют, кто-то поддается. И это самая большая ошибка. Нужно научить себя отвечать на хамство, уметь осаждать. Иначе ни к чему хорошему это не приведет и уважения никак не прибавит.

Игры в шпиона

Героиня: Лиана Матяшева — преподаватель в вузе.

Мне было всего 22 года, я выглядела очень молодо. И у меня был прикол: приходила на пару раньше учеников, садилась за парту. И они потихоньку приходили, мы знакомились, откуда и что. Спрашивала, кто как учится, кто и что любит. Вот так с ними болтала всю перемену. Слушала, как они не любят математику и чтобы она сгорела в аду. Им не хочется учиться, скучно. Рассказывали об оценках, о том, как им надоели экзамены, что не смогли выучить что-то.

Ну я смеялась с ними, а потом шла за трибуну, чтобы уже познакомиться как преподаватель. Естественно, я начинала с того, что не стоит расстраиваться и отчаиваться. Они веселились — контакт был налажен.

А какие преподаватели были у тебя?

Загрузить еще